Срок реализации: 2 года (2023-2025 гг.)
Пояснительная записка
Тип Программы - данная учебная Программа «Журавлик» является модифицированной.
Актуальность и практическая значимость
В настоящее время, в эпоху коренных изменений в политической и культурной жизни России, наиболее значимым является изучение языка и культуры стран, находящихся в географической близости от России.
Знакомство с культурой Японии - неотъемлемая часть интеллектуального потенциала тех, кому предстоит в недалёком будущем принимать решения, которые могут повлиять на социально-экономическое развитие нашей страны, включая экономику, политику, культуру.
Поэтому изучение японского языка и культуры Японии является актуальным и востребованным.
В связи с этим, ведущей идеей программы является знакомство с традициями и инновациями Японии.
По функциональному предназначению данная программа является культурологической.
Этапы реализации программы
Программа объединения «Журавлик» рассчитана на два года обучения.
- 1 год обучения - 15 человек, количество часов в неделю - 2, по 1 часу 2 раза в неделю - 72 часа в учебном году;
- 2 год обучения - 12 человек, количество часов в неделю - 2, по 1 часу 2 раза в неделю - 72 часа в учебном году.
Форма обучения - групповая.
Набор - свободный, без отбора и ограничений.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы 10-13лет.
Цели и задачи: Основной целью программы «Журавлик» является пробуждение интереса к культуре Японии, изучение её традиций, инноваций, этикета, искусства.
Задачи:
Обучающие:
- знакомство с культурой Японии: анимэ, музыкальное творчество, оригами, устное творчество, традиционный костюм, театральное искусство, декоративно-прикладное творчество, кухня, праздники и фестивали.
- знакомство с грамматикой японского языка, восприятие японской речи на слух, умения формировать предложения для общения во время проведения совместных проектов.
Воспитательные: воспитание патриотизма, любви к Родине. Уважение к культуре и традициям народов других стран.
Развивающие: развитие коммуникативных, творческих навыков обучающихся при создании собственных проектов, развитие организаторских способностей.
Учебно-тематический план
Первый год обучения, 2 часа в неделю
№ |
Темы занятий |
Всего часов |
В том числе |
|
Теоретическая |
Практическая |
|||
1 |
Введение в изучаемый предмет |
1 |
1 |
|
2 |
Общие сведения о Японии |
1 |
1 |
|
3 |
Легенды о императоре |
1 |
1 |
|
4 |
Искусство, культура |
9 |
5 |
4 |
5 |
Традиционные праздники |
6 |
3 |
3 |
6 |
Символика |
1 |
1 |
|
7 |
Грамматика - введение |
18 |
9 |
9 |
8 |
Инновационные технологии Японии |
7 |
7 |
|
9 |
Устное творчество Японии |
5 |
5 |
|
10 |
Декоративно-прикладное творчество |
9 |
|
9 |
11 |
Кухня |
2 |
1 |
1 |
12 |
Японский женский костюм |
3 |
|
3 |
13 |
Участие в познавательных программах и мероприятиях |
4 |
2 |
2 |
14 |
Мастер-класс по оригами для учащихся |
2 |
|
2 |
15 |
Мастер-класс по оригами для родителей |
1 |
|
1 |
16 |
Этикет |
1 |
|
1 |
17 |
Итоги года |
1 |
|
1 |
Всего: |
72 |
36 |
36 |
Содержание программы первого года обучения
1. Введение в изучаемый предмет - 1 час
- География - работа с картой, просмотр видео, запись названий крупных островов, городов, морей, океана.
2. Общие сведения о Японии - 1 час
- Божественный ветер, Марко Поло, Дайкоку Кодаю, Н.Резанов
- рассказ, показ фрагментов фильмов, фото
3. Легенды о императоре - 1 час
- Идзанаги и Идзанами, богиня солнца Аматерасу, бог ветра Сусаноо
- рассказ, показ видео, картинок с изображением сюжетов
4. Искусство, культура - 9 часов
- Театр - Но, Бунраку, Кабуки, Такарадзука
- Музыка - КейкоМацуи, ДзёХисаиси, Китаро, АКБ 48, оркестр барабанов, кото, сямисен, сякухати, детские оркестры, песни - аудио, видео
- Анимэ - «Принцесса Мононокэ», «Рыбка Поньо на утёсе» - просмотр фрагментов, разучивание песен из анимэ-фильмов на японском зыке
5. Традиционные праздники - 6 часов
- Осень - Цукими - Любование луной - рассказ о празднике, оригами - зайчик - 2 модели,
- видео с осенними пейзажами Японии, разучивание песни «Аки» (осень);
- Зима - Новый год - рассказ о традиции встречать Новый год в Японии, оригами Санта Клаус, Дед Мороз, разучивание песни на японском языке «Санта Куросу»;
- Весна - Хина мацури - Праздник девочек - рассказ о празднике, показ видео, разучивание песни «Хина мацури, оригами «Бумажная кукла»
- Лето -Танабата - рассказ о празднике, видеопоказ сказки, разучивание песни «Танабата» на японском языке.
6. Символика - 1 час
- рассказ о древних символах Японии, разучивание гимна японии «Кими га ё» на японском языке,
- музыка ХиромориХаяси, гимн используется с 1883 года
- Флаг японии Хиномару (солнечный круг) - рассказ, показ рисунков с флагами до 1883 года, аппликация флага, подписание на японском языке.
- Символы императорского дома - 16 - лепестковая хризантема - аппликация.
- Символы долголетия в Японии - хризантема, журавлик, сосна - рассказ.
7. Грамматика - 18 часов
- азбука хирагана, азбука катакана, кандзи,
- тема «Приветствие», тема «Возраст», тема «Части тела», тема «Семья», тема «Животные», тема «Птицы», тема «Рыбы», тема «Транспорт», тема «Счёт».
8. Инновационные технологии Японии - 7 часов
- рассказ о вокалоидах, видео - Хацунэ Мику, Мэгуринэ Лука, Рин и Лен
- рассказ о роботах - «Механические игрушки времён Эдо», робот АСИМО, Айко, Нао, Роби, робот - собачка Аибо, робот - тюлень Паро, робот - кошка Тама;
- соревнования, танцы роботов, рассказ о создателе роботов Такахаси Томотако.
- 3D-принтер - рассказ, видео
9. Устное творчество Японии - 5 часов
- Поэты - мастера стихов хайку: МацуоБасё, ЁсаБусон, Кобаяси Исса, Масаока
- Сики - рассказ о творчестве, разучивние стихов хайку, чтение наизусть.
- Поэты - мастера стихов танка: Сайгё - рассказ о творчестве, разучивание стихов танка, чтение наизусть.
- Сказки: «Момотаро» - просмотр видео, «Репка» - на японском языке - заучивание фраз на японском языке.
- Стихи «Маленькая птичка», «Зайчик», «Хотару» - разучивание на японском языке, чтение наизусть.
10. Декоративно-прикладное творчество - 9 часов
- Оригами - история возникновения, изготовление моделей: осенний лист, зайчик, журавлик, банан, цикада, олень, коробочки, Дед Мороз, Снегурочка, кадомацу.
11. Кухня - японские сладости вагаси, суси - 2 часа
- Просмотр видеосюжетов о технологии изготовления сезонных сладостей вагаси, являющихся предметом эстетического совершенства, мастер-класс по изготовлению суси.
12. Японский женский костюм - 3 часа
- Юката, оби, дзори, канзаси - рассказ, примерка костюма.
- Кимоно, оби, гэта, украшения, сопутствующие предметы
- рассказ, просмотр видео, изготовление бумажной куклы в стиле оригами, знакомство с мастерами кимоно
- видеоматериал, с орнаментом кимоно
- роспись рисунков.
13. Участие в познавательных программах и мероприятиях - 4 часа
- Подготовка и участие в мероприятиях.
14. Мастер-класс по оригами для учащихся - 2 часа
- «Коробочки», «Ласточка», «Банан», «Бабочка», «Фазан», «Лошадка»
15. Мастер - класс для родителей - 1 час
- «Коробочки» различных моделей.
16. Этикет - 1 час
- Рассказ о правилах поведения в Японии, поклонах, застольном этикете, практические упражнения.
17. Итоги года - 1 час
- Подведение итогов года, игровая программа.
Учебно-тематический план
Второй год обучения, 2 часа в неделю
№ |
Темы занятий |
Всего часов |
Теоретическая |
Практическая |
1 |
Поп-культура |
2 |
2 |
|
2 |
Бонсай |
1 |
1 |
|
3 |
Узоры |
4 |
|
4 |
4 |
Декоративно-прикладноетворчество |
8 |
|
8 |
5 |
Культура, искусство |
4 |
2 |
2 |
6 |
Устное творчество |
3 |
|
3 |
7 |
Игры |
2 |
|
2 |
8 |
Традиционные праздники |
6 |
3 |
3 |
9 |
Анимэ Хаяо Миядзаки |
2 |
2 |
|
10 |
Инновационные технологии Японии |
6 |
6 |
|
11 |
Традиционный зонт вагаса |
1 |
1 |
|
12 |
Веер |
1 |
1 |
|
13 |
Фуросики |
1 |
|
1 |
14 |
Спорт в Японии |
1 |
1 |
|
15 |
Самураи |
2 |
1 |
1 |
16 |
Песни и танцы для культурных обменов |
9 |
|
9 |
17 |
Грамматика |
18 |
|
18 |
18 |
Итоги года |
1 |
|
1 |
|
Всего: |
72 |
20 |
52 |
Содержание программы второго года обучения
1. Поп-культура - 2 часа
- Дораэмон, Китти, Пикачу, Анпанман, Тануки, Манэки, Дарума.
2. Бонсай - 1 час
- рассказ, слайды, видео об искусстве бонсай.
3 . Узоры - 4 часа
- практические занятия
4 . Декоративно-прикладное творчество - 8 часов
- история возникновения бумаги васи, рассказ и видео о производстве бумаги
- васи, её применении, показ видов бумаги васи.
- канзаси - фото сезонных видов канзаси, изготовление канзаси.
- фуросики - рассказ, показ фото видов завязывания фуросики, видеоматериал о фуросики, практические упражнения
- куклы - рассказ о видах японских кукол, фото кукол, показ кукол, применение кукол, изготовление бумажной куклы в стиле оригами.
- сезонные рисунки на ширмах - показ, раскраски по образцам.
- оригами: улитка, кузнечик, бабочка, павлин
Краткий обзор некоторых традиционных видов искусства:
- амигуруми - японские вязаные игрушки,
- темари - древнее искусство по вышивке шаров, мидзухики - искусство завязывания шнуров,
- осиэ - искусство создания объёмных картин из ткани и картона,
- кинусайга - картины из шёлка,
- тэримен - тканевая скульптура в миниатюре, кумихимо - плетение шнурков,
- сашико - искусство вышивки, бунка - искусство вышивки.
5 Культура, искусство - 4 часа
- Танцы - просмотр видео «Соранбуси», исполнение элементов танца, знакомство с танцем «Ава одори», с традиционными танцами префектуры Тояма -
- «Оваракадзэ - но бон», исполнение фрагментов танца, просмотр видео - современные танцы, традиционные танцы майко - сан.
- Изобразительное искусство - картины иллюстратора ИкаваХироко, Баку Маэда, Одри Кавасаки, ЁкотаМихару, Абе Тосиюки, суйбоку - га, гравюры укиё - э Хиросигэ, Хокусая- рассказ о художнике, иллюстрации картин.
- культура - рассказ, видео - Национальный музей природы и науки, музей будущего - Мирайкан, музей Эдо.
6. Устное творчество - 3 часа
- Пословицы на японском, рассказ «Хатико», стихи танка - информация, чтение наизусть
- Поэты: Мурасаки Сикибу.
- Сказки: Иссумбоси, Земляника под снегом - текст, видео
- Стихи на японском: Обезьянка, Поднимайся, змей
- Пословицы на японском
7. Игры - 2 часа
- Карута, кэндама, огэдама, такэтомбо, камифусэн.
8 . Традиционные праздники - 6 часов
- Осень - Момидзигару (Любование листьями клёна) - видеосюжет, рассказ,
- изготовление клёновых листьев в технике оригами, разучивание песни «Момидзи».
- Зима - Сэцубун - праздник приближения весны, изгнания злых духов -
- видеосюжет, рассказ, изготовление демона в технике оригами
- Весна - Праздник мальчиков Танго - но сэкку - видеосюжет, рассказ, изготовление белых лошадок, ирисов в технике оригами
- Лето - Танабата - видеосюжет, рассказ, разучивание песни «Танабата».
9. Анимэ Хаяо Миядзаки - 2 часа
- Рассказ о творчестве, просмотр видеосюжета - Музей Гибли, просмотр
- фрагментов анимэ «Ведьмина служба доставки», «Унесённые призраками»,
- «Сон в летнюю ночь», «Ходячий замок», «Летающий корабль» - рисунок любимого героя анимэ.
- Разучивание песен из анимэ.
10. Инновационные технологии Японии - 6 часов
- рассказ, видеопоказ - робот Роби, робот Нао, концептуальные автомобили Японии, дома будущего, музей Team lab.
11. Традиционный зонт вагаса - 1 час
- рассказ, показ фото, зонтов вагаса, исполнение зонта вагаса в технике оригами.
12 Веер - 1 час
- рассказ, видеопоказ, фото, исполнение веера в технике оригами с предварительным нанесением рисунка.
13. Фуросики - 1 час
- рассказ, видеопоказ, виды сложения фуросики, практические упражнения
14. Спорт в Японии - 1 час
- рассказ, видео о видах спорта, занятия на зэнидайко.
15. Самураи - 2 часа
- рассказ, фото доспехов самурая, просмотр фильма «Иэясу Токугава», фрагмента фильма «Табу», исполнение шлема самурая в технике оригами.
16. Песни и танцы для культурных обменов - 9 часов
- разучивание детских и традиционных песен и танцев России и Японии.
17. Грамматика - 18 часов
- счётные суффиксы, чтение текста, построение лёгких предложений.
18. Итоги года - 1 час
Методическое обеспечение программы описание форм работы
Для реализации программы необходимо использовать такие формы работы, как:
- урок;
- беседа;
- игра;
- коллективная работа;
- объяснение;
- наблюдение;
Краткое описание основных методов, используемых на занятиях:
- словесные методы;
- наглядные методы;
- практические методы;
- репродуктивные методы;
- методы самостоятельной работы.
Для успешной реализации программы в учреждении необходимо наличие укомплектованной материально-технической базы:
- Просторное помещение.
- Отдельный стол для каждого ученика.
- Стенд с информацией для учеников и родителей
- Методическая и обучающая литература.
- Шкаф для хранения.
Наглядные материалы: выставка работ, подготовительный материал.
Методическая литература: книги, журналы, фотографии по тематике, интернет-материалы и ссылки на дополнительные источники информации по предмету обучения.
Оборудование и материалы:
- Современный телевизор с устройством для просмотра видеоинформации
- Альтернативный вариант - проектор, экран, компьютер, колонки.
- Учебники по оригами и другим видам декоративно-прикладного творчества;
- Японские костюмы и аксессуары;
- Цветная бумага различных размеров, видов, конфигурации, плотности и текстуры;
- Линейка;
- Краски, карандаши, фломастеры;
- Клей.
Ожидаемые результаты
Эффективность реализации программы первого года обучения оценивается в умении учащегося изготавливать оригами, декламировать стихи, петь песни, показывать игры России и Японии, составить рассказ о себе.
В конце первого года обучения состоится знакомство с культурой, обычаями, инновациями страны при посещении Японии.
К концу второго года обучения учащиеся должны быть знакомы с культурой Японии через изучаемые в процессе занятий направлении Программы.
Быть активным, трудолюбивым, честным, с уважением относиться к культуре и традициям народов других стран.
Список литературы
педагогам
- Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 т. - СПб: Азбука - Классика. т. 3.,2005
- Моран А. История декоративно-прикладного искусства - М.: Искусство.1982
- Садохин А. Мировая художественная культура. - М.: Юнити, 2000
- Н.И. Васина «Так говорят японцы», учебное пособие, издательство «Астрель». 2005 год;
- «Здравствуй, японский язык», учебник
- Инадзо Нитобэ «Японский воин»
- Б.П.Лаврентьев, С.В.Неверов «Японско-русский и русско-японский словарь», издательство «Русский язык» Государственного комитета Российской Федерации по печати г. Москва 1998 год;
- «Японская поэзия серебряного века» - танка, хайку, киндайси;
- «Одинокий сверчок» - сборник стихов хайку Мацуо Басё, Ёса Бусон, Кобаяси Исса, Масаока Сики;
- «Оригами - дзукан» - учебник оригами, Япония;
- «Оригами» - учебник, Япония;
- Хиросигэ - «Гравюры укиё - э»
- В.Овчинников «Ветка сакуры, кора дуба»;
- А.Н.Мещеряков «Книга японских символов»;
- Метод Ильи Франка «Соломенный богач» - японские сказки;
- Бен Хиллз «Принцесса Масако»
учащимся
- М.М.Судо «Японский язык - грамматика для начинающих».
- М.М.Судо «Элементарный японский детям и взрослым» - Универсальный учебник для начинающих, издательство Восток - Запад 2004.
- «Японский для самых маленьких» - учебник.
- Л.В.Шишова «Пишем по-японски. Азбука хирагана» - учебное пособие для детей, издательство Восток - Запад 2009.
- Л.В.Шишова «Пишем по-японски Азбука катакана» - учебное пособие для детей, издательство Восток - Запад 2009.
- Русские народные игры - Л.В.Былеева.
- Игры для детей - В.Яковлев, А.Гриневский.
- Игра принимает всех - Заяра Весёлая Энциклопедия зимних праздников - СПб «Респекс», 1995.
- Русский народ - «Феникс», г. Ростов-на-Дону, 1996.