Цели:
- знакомство с произведениями русских писателей о маме;
- совершенствование навыка чтения;
- воспитание добрых чувств, бережного отношения к окружающим;
- развитие внимания, мышления.
Форма проведения: - беседа с элементами громкого чтения произведения.
Группа учащихся: учащиеся 2 классов.
Оформление:
- книжная выставка «Самая милая и любимая»;
- цитата «Человек начинается с его отношения к матери. И все лучшее, что в человеке, достается ему от матери.» Ю.Яковлев.
Структура мероприятия:
- Вводная часть
- Громкое чтение рассказа Б.Емельянова «Мамины руки»
- Беседа по книге
- Представление песни
- Физкультминутка
- Собери пословицу.
- Мини-викторина, посвященная сказочным мамам
- Итог занятия
I. Вводная часть
Библиотекарь: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня у нас очень важный и серьезный разговор о самом дорогом, что есть в жизни каждого человека. И тему нашего занятия мы сейчас с вами определим.
- Ребята, посмотрите, как много разных книг я сегодня принесла на урок. Рассмотрите обложки книг. Что объединяет все эти произведения? Кого вы видите на иллюстрациях?
- Кто может прочитать названия книг?
- Как бы вы озаглавили нашу выставку? О ком пойдет речь на уроке?
- Вы правильно определили тему нашего урока. Сегодня мы познакомимся с произведениями о мамах, об их отношении к детям, некоторые из них прочитаем.
Посмотрите под крышку стола. Может быть кто-то что-то найдёт? ООО, вы нашли слова. А давайте из этих слов составим предложение. Что получилось? Правильно.
Сегодня мы будем говорить о том, как важно говорить маме добрые слова.
Мама - это самый родной каждому из нас человек. Она оберегает наш покой с детства, отводит беду одной улыбкой, одним взглядом. Одним поцелуем вылечивает наши тела и души.
Мама - это чудо мира. Своей бесконечной готовностью к самопожертвованию она внушает нам чувство надежности, защищенности.
Мама! Самое прекрасное слово на Земле. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно одинаково нежно на всех языках мира.
Мама! Давайте закроем глаза и прислушаемся, и мы услышим мамин голос. Он живет в нас самих, такой знакомый, такой родной. Его не спутаешь ни с одним другим. Даже когда вы станете взрослыми, всегда будете помнить мамин голос.
У мамы самое доброе и ласковое сердце, самые нежные и ласковые руки, которые умеют делать все. А в верном и чутком сердце мамы никогда не гаснет любовь к своим детям, оно ни к чему не остается равнодушным.
Послушайте рассказ Бориса Емельянова «Мамины руки».
Я Вам читаю, а девочки и мальчики попробуют изобразить происходящее.
II. Громкое чтение и инсценировка рассказа Бориса Емельянова «Мамины руки»
Такой это был несчастный, нехороший день!
С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом.
Мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает девчонка и никакого сладу с ней нет.
Мама спросила:
- Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? - и положила Маше на лоб свою руку.
Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые.
На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.
- Фу, - сказала она. - Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.
- Ну вот, - удивилась мама. - Столько лет жили-дружили, а теперь стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?
- Жёсткие, - ответила Маша. - Царапаются.
Мама посмотрела на свои руки, Маше показалось, грустно.
- Руки обыкновенные, - сказала мама. - Рабочие руки. Ничего уж с ними не поделаешь.
Встала и ушла в ванную мыться и заперлась на крючок.
Маше так вдруг стало жалко маму. Она уже хотела бежать за ней, бабушка не пустила.
- Сиди! - сказала бабушка грозно. - Сиди! Мать обидела ни за что. Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано - на десять таких, как ты, хватит: полотном, которое мать наткала, полземли устлать можно. Даром, что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в том нет. Станешь к станкам на материно место - дай тебе бог такой быть, обидчица!
- Я её обидеть не хотела, - сказала Маша плача.
- Не хотела, да обидела, - сказала бабушка. - Так тоже бывает. За языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое... Я бы на её месте тебе как полагается всыпала, горячих... Надрала бы уши.
Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не разобралась, в чём дело.
- Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать, - сказала она. - Сердце у бабки отходчивое. Я бы на её месте...
- Знаю, знаю! - закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери целоваться и обниматься. - Знаю...
- Ничего ты не знаешь, - сказала мама. - А если знаешь, говори.
- Знаю, - сказала Маша. - Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши. Я твои руки обидела.
- Ну и надеру, - сказала мама. - Чтоб не обижала.
- Бабушка говорила, - сказала Маша из угла, - что если бы она была на твоём месте, то надрала бы. А на своём - вы обе не можете. Бабушка и мама переглянулись и засмеялись.
III. Беседа по книге
Библиотекарь: Надеюсь, вы внимательно слушали рассказ и теперь мы сможем его обсудить. Поиграем в игру «Крестик-галочка». Я задаю вам вопрос, а вы показываете. Да - галочка, Нет - крестик.
Вопросы для обсуждения:
- Героиню рассказа «Мамины руки»? звали Маша? (Маша).
- Маша целый день убиралась, читала, писала, радовала бабушку, когда мама была на работе? Нет.
- «С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом» Да
- «Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькая, но такие легкие и добрые»? Да.
- Маша обняла маму в ответ на мамино прикосновение Нет
- Маша стряхнула с себя руки мамы. Да
- Как вы думаете, обидела Маша маму, сказав, что у нее руки жесткие и царапаются? (Да)
- Можно ли говорить обидные слова мамам? Почему? (Нет. Это их ранит)
- Как поступаете вы, ребята, если нечаянно обидете свою маму? (Ответы детей)
- А как ласково вы называете своих мам? (Ответы детей)
IV. Представление книги «Мамина песня»
Мама! Ты был маленький, еще не умел говорить, а она понимала тебя без слов. Угадывала, что у тебя болит, что ты хочешь. Мама учила тебя говорить, ходить... Мама прочитала первую книжку. От нее ты узнал, как зовут птиц, что у каждого цветка есть имя. Первую снежинку помогла тебе увидеть мама. И сколько бы тебе ни было лет - 5 или 50, - тебе всегда нужна мама, ее забота, ее участие, ее ласковый взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее ее жизнь.
Руки мамы качали вас в колыбели. Это она согревала вас своих дыханием и убаюкивала своей песней. Ребята, а вы знаете, какие песни пели ваши мамы? (Ответы детей.) Может, кто-нибудь споет нам мамину песенку?
Вика поёт песню
V. Физминутка «Дружно маме помогаем»
Дружно маме помогаем - пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем, полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом и бегом за молоком.
Маму вечером встречаем, двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я -
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
VI. Конкурс «Собери пословицу»
Маме мы помогли, пришла пора и поработать. Сейчас мы с вами соберём колесо из пословиц и мы сможем дальше продолжить наше занятие.
- Кто матери не послушает, в беду попадет.
- При солнышке тепло - при матери добро.
- Птица рада весне, а младенец - матери.
- У милого дитяти много имен.
- Куда матушка, туда и дитятко.
- Нет милее дружка, как родная матушка.
- Материнская ласка конца не знает.
- Всякой матери свое дитя мило.
Колесо собрано, вы большие молодцы! Двигаемся дальше
VII. Мини-викторина, посвященная сказочным мамам
Библиотекарь: А теперь давайте вспомним сказки, где говорится о мамах, об их добром и чутком отношении к своим детям. Предлагаю вам ответить на вопросы мини-викторины, посвященной сказочным мамам.
- Эта мама не выносила кошачьего духу и сказала мужу: «Выбирай: или кот, или я». (Э.Успенский «Дядя Федор, кот и пес».)
- В этой сказке мама спасла своих шестерых детишек-ребятишек. (Русская народная сказка «Волк и семеро козлят».)
- Эта мама вырастила свою долгожданную дочь в цветочном горшочке. («Дюймовочка».)
- В этой сказке мама спасла свою дочь уточку от лисы. (М.-Сибиряк «Серая Шейка».)
- Эта мама с помощь обыкновенной горошины нашла для своего сына невесту, настоящую принцессу. («Принцесса на горошине».)
VIII. Заключение. Доброе слово для мамы
Библиотекарь: Самое прекрасное слово на земле - мама. И сколько бы ни было нам лет - пять или пятьдесят, нам всегда нужна мама, ее любовь, ласка, ее взгляд. И чем больше наша любовь к маме, тем радостнее и светлее жизнь.
В раннем детстве мы любим маму безоглядной любовью. Позже в наших отношениях появляется сдержанность, а порой и резкость.
Надо беречь и щадить здоровье самых близких нам людей. И как бы мы не пытались заменить их друзьями и подругами, в самые трудные минуты все равно мы обращаемся к ним. И если во взаимоотношениях с мамой бывают проблемы, то нужно просто поговорить с ней о ней! И тогда исчезнут все недоразумения.
Дети читают стихи.
Я маму мою обидел
Я маму мою обидел,
Теперь никогда-никогда
Из дому вместе не выйдем,
Не сходим с ней никуда.
Она в окно не помашет,
Я тоже не помашу,
Она ничего не расскажет,
Я тоже не расскажу...
Возьму я мешок за спину,
Я хлеба кусок найду,
Найду я палку покрепче,
Уйду я, уйду в тайгу!
Я буду ходить по следу
В страшный-страшный мороз,
И через бурную реку
Я буду строить мост.
И вот будет вечер зимний,
И вот пройдет много лет,
И вот в самолет реактивный
Мама возьмет билет.
И буду я главный начальник,
И буду я с бородой,
И буду всегда печальный
И молчаливый такой...
И в день моего рожденья
Тот самолет прилетит,
И выйдет оттуда мама,
И мама меня простит!
Э.Мошковская
- Давайте вспомним, что произошло с Малышом в книге А.Линдгрен «Малыш и Карлсон».
Малыш отправился в гости к Карлсону. А Карлсон, как всем известно, живет на крыше. Когда мама нашла записку Малыша о том, что он на крыше, то вызвала пожарную машину с лестницей. И пожарный снял его с крыши. После этого «Малыша тут же уложили в кровать, и вся семья собралась вокруг него, как будто сегодня был день его рождения. Но папа сказал очень серьезно:
- Неужели ты не понимал, что мы будем волноваться? Неужели ты не знал, что мама будет вне себя от тревоги, будет плакать?
Малыш съежился в своей постели.
- Ну чего вы беспокоились? - пробормотал он.
Мама очень крепко обняла его.
- Подумай только! - сказала она. - А если бы ты упал с крыши? Если бы мы тебя потеряли?
- Вы бы тогда огорчились? - пробормотал он.
- А как ты думаешь? - ответила мама. - Ни за какие сокровища в мире мы не согласились бы расстаться с тобой. Ты же и сам это знаешь.
- И даже за сто тысяч миллионов крон? - спросил Малыш.
- И даже за сто тысяч миллионов крон!
- Значит, я так дорого стою? - изумился Малыш.
- Конечно, - сказала мама и обняла его еще раз».
Дети - самое дорогое для матери. Счастлив тот, кто с детства знает материнскую любовь, ласку, заботу. А дети должны отвечать ей тем же - любовью, вниманием, заботой. С уважением и признательностью мы относимся к людям, которые до седых волос почтительно произносят имя матери, оберегают ее старость, дарят ей покой и радость.
Люди не уважают того, кто обижает мать, кто забыл о ней. По тому, как человек относится к матери, определяют, каков он. У вас прекрасные, замечательные мамы, заботливые и нежные бабушки. Вы должны любить их, гордиться ими и всегда помогать им. Почаще спрашивайте маму, чем ей помочь, помогайте по дому. Чем больше вы будете делать сами, тем легче будет вашей маме.
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Перед разлукой у дверей
Нежнее с ними попрощайтесь.
И уходить за поворот
Вы не спешите, не спешите,
И ей, стоящей у ворот,
Как можно дольше помашите.
Вздыхают матери в тиши,
В тиши ночей, в тиши тревожной.
Для них мы вечно малыши,
И с этим спорить невозможно.
Так будьте чуточку добрей,
Опекой их не раздражайтесь,
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Они страдают от разлук,
И нам в дороге беспредельной
Без материнских добрых рук -
Как малышам без колыбельной.
Пишите письма им скорей
И слов высоких не стесняйтесь.
Не обижайте матерей,
На матерей не обижайтесь.
Подарок маме
Давайте сделаем подарок для мамы. А какой подарок мы можем сделать маме? Конечно, подарить цветы. И эти цветочки мы сделаем своими руками. Символом праздника является цветок незабудка. Посмотрите на экран, правда замечательный , очень нежный цветок? Такой цветок был выбран неспроста, так как согласно народным традициям, именно незабудка могла возвратить память тем людям, которые забыли о своих родных и близких. Этот цветок, как считается, символизирует постоянство, любовь, бескорыстие и искреннюю преданность
У каждого из вас на парте лежит цветочек из картона. В середине цветочка напечатайте слово "мама", а на лепестках напишите , какая ваша мама?
На доске нарисован цветок и написаны слова-помощники:
- родная
- добрая
- заботливая
- любимая
- нежная
- ласковая
- красивая
- дорогая
- лучшая
- прекрасная (оцените свою работу)
На этом наше занятие окончено. Надеюсь, мы с пользой провели время. И после учёбы вы придёте домой, обнимите, поцелуете и скажете своей маме добрые, ласковые слова. Спасибо за внимание.