Давно известно, что читательский опыт начинается закладываться в детстве. Стихи для детей - один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Часто ещё до того, как он сможет прочитать их самостоятельно, малыш слышит эти стихи от взрослых и выучивает их наизусть. Они формируют представления маленького человека о мире, начиная с самых простых вещей и явлений: игрушек, домашних животных, времён года, отношений между ребёнком и родителями.
Основной принцип поэтессы - нравственное воспитание детей с помощью стихов, они легко читаются, а по интонациям очень близки к детской речи, легко и весело выговариваются.
Стихи А.Л.Барто способствуют воспитанию любви к окружающему миру, помогают воспитывать лучшие нравственные качества: честность, отзывчивость, трудолюбие, вежливость, любовь к природе и бережное отношение к игрушкам.
Веселые и интересные стихи А.Л.Барто понятны маленьким детям. Это классика для детей, которая заставляет задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относится к младшим и старшим. В них она рассказывает о таких же мальчиках и девочках, с которыми дети общаются в детском саду.
Стиль стихов очень лёгкий, поэтому детям нетрудно запоминать их. А понятный и простой язык четверостишия интересен детям раннего дошкольного возраста.
Поводом организовать и провести этот проект послужило то, что даже в раннем дошкольном возрасте дети всё больше времени посвящают телевизору, компьютеру, телефонам. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах и телефонах дети стали меньше играть со взрослыми и сверстниками. Дети бросают игрушки, вырывают друг у друга, не видят, что игрушки лежат на полу. Важно вырабатывать у ребенка привычку беречь игрушку, аккуратно их складывать, убирать после игры.
Для повышения интереса к творчеству детской поэтессы нами был разработан краткосрочный проект по произведениям А.Л.Барто в соответствии с программой раннего возраста.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Тип проекта: информационно-творческий, краткосрочный, групповой.
Участники проекта: воспитатели, воспитанники 2 группы раннего возраста и их родители.
Срок реализации: 2 недели (3-14 апреля).
Цель проекта: помочь детям запомнить стихотворения из цикла «Игрушки» Агнии Львовны Барто, формировать умение рассказывать их наизусть.
Задачи для детей:
Обучающие:
- познакомить детей с поэзией Агнии Барто, цикл «Игрушки»;
- закрепить у детей понятие «игрушка»;
- расширить представления об игрушках.
Развивающие:
- вызвать желание и интерес использовать игрушку по назначению;
- формировать умение читать стихи наизусть, не торопясь, четко выговаривая слова, окончания слов;
- развивать умения передавать образ героя речью, движениями, жестами, мимикой.
Воспитывающие:
- воспитывать умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение;
- учить детей играть вместе, не мешать друг другу, не ссорится.
- воспитывать бережное отношение к игрушкам и привычку убирать их на место.
Для родителей:
- обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
- повышать компетентность родителей при выборе игрушки;
- повышать компетентность родителей в процессе взаимодействия педагог-дети-родители в реализации проекта.
Для педагогов:
- формировать представления о вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста в условиях Учреждения у педагогов;
- повысить уровень знаний педагогов о проблемах здоровьесбережения детей в условиях семьи и детского сада;
- объединить усилия с семьями воспитанников для достижения наилучшего результата в вопросе о ведении здорового образа жизни.
Предполагаемый результат:
Дети:
- проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
- проявляют интерес к экспериментированию с различными игрушками;
- возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;
- рассказывают выразительно стихотворения.
Родители:
- обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
- повышение компетентности родителей при выборе игрушки;
- повышение компетентности родителей в процессе взаимодействия педагог - дети - родители в реализации проекта
Приемы реализации проекта:
- беседы, рассматривание иллюстраций, презентации, набор игрушек, фонограммы к драматизациям;
- чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений; подвижные и сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; встречи с родителями детей.
Этапы реализации проекта
Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.
- Этап 1 - подготовительный, включает в себя: разработка схемы реализации проекта, обогащение предметно-развивающей среды по теме проекта, постановка проблемной ситуации.
- Этап 2 - практический: реализация проекта.
- Этап 3 - заключительный: подведение итогов.
Подготовительный этап:
- составление плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей;
- постановка цели и задач;
- подбор и изучение дополнительной методической литературы,
- разработка содержания проекта;
- составление конспектов непосредственной образовательной деятельности;
- подбор стихов, песен, малых форм русского фольклора.
- подбор игрушек, книг, иллюстративного материала подбор подвижных и дидактических игр;
- подбор музыкального репертуара, аудио - видеозаписей стихотворений;
- привлечение родителей к текущему проекту.
Работа с родителями:
- изготовление памяток, консультаций для родителей детей о целях и задачах внедряемого проекта «Какие игрушки стоит выбирать для ребенка раннего возраста?», «Учите вместе с нами».
Практический этап:
- оформление книжного уголка, выставка иллюстраций по творчеству Агнии Барто;
- чтение, прослушивать с помощью аудиосредств стихотворений из цикла «Игрушки» и заучивание их наизусть;
- беседы по теме проекта;
- дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые, словесные и подвижные игры и игровые упражнения;
- творческая деятельность: рисование, лепка, раскрашивание любимых игрушек;
- рассматривание картин, иллюстраций, рисунков в книгах;
- разучивание пальчиковых игр;
- наглядная информация для родителей - консультации и памятки;
- оформление фотовыставки «Мои любимые игрушки».
1. Сюжетно-ролевые игры: «Зайка простудился», «Встречаем гостей», «Магазин игрушек», «Соберем кукол на прогулку».
2. Физическое развитие - подвижные игры: «Лошадки», «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит», «Самолеты».
3. Театрализованная деятельность: инсценировка стихотворений - «Мишка Косолапый», «Грузовик».
4. Беседы: «В гости к книжной полочке», «Почему надо беречь игрушки», «Моя первая книжка про игрушки», «Каждой игрушке свое место», «Пожалеем куклу Таню».
5. Речевое развитие, чтение художественной литературы:
- описание игрушек;
- заучивание стихотворений: «Мячик», «Зайка», «Самолет», «Бычок»;
- знакомство со стихотворениями: «Лошадка», «Прогулка».
6. Рассматривание иллюстраций в книжках.
7. Продуктивная деятельность:
- Рисование: «Дорисуй колеса для грузовика».
- Конструирование из кубиков «Самолет».
- Лепка «Мячик ля куклы Тани».
8. Опытно-экспериментальная деятельность: обследование мяча - тонет или нет в воде.
9. Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Кто, где живет» (дикие - домашние животные), «Подберем дом для медвежат» (большой - маленький), «Чего не хватает» (подбор колес для машин), «Собери картинку», «Подберем дощечку для бычка» (широкий - узкий).
10. Музыкальное развитие: слушанье пьесы «Болезнь куклы», хороводная игра «Зайка, зайка, что грустишь»; слушанье и подпевание песенки «Цок, цок, моя лошадка»; хороводная игра «Игрушки».
11. Пальчиковая гимнастика: «Игрушки», «Мячик», «Мишка».
Взаимодействие с родителями: «Учите вместе с нами» стихи А.Барто из цикла «Игрушки».
Заключительный этап
- Подведение итогов, анализ проекта.
- Презентация проекта - итоговое мероприятие: музыкально-литературное развлечение «Мои первые стихи».
Результаты проекта
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая детьми легко воспринята. Работа над проектом проходила через интеграцию образовательных областей. Все дети с увлечением рассматривали иллюстрации книг Агнии Барто, с большим интересом слушали как знакомые стихи, так и неизвестные им ранее произведения. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание с ними играть. Активно и с интересом участвовали в инсценировке стихотворений, что способствовало развитию памяти, совершенствованию художественно-речевых и исполнительских умений детей и воспитанию любви к художественной литературе. Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей. Дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог.
Свои впечатления дети воплощали в игровой и экспериментальной деятельности. В ходе реализации проекта стала более тесной связь родителей с детьми и с воспитателями. Родители приняли активное участие в сборе познавательного материала (книги, игрушки), оказали помощь в разучивании стихотворений.
Положено начало для формирования заботливого, доброжелательного отношения детей друг другу и к игрушкам.
Литература
- Власенко О.П., Павлова О.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Группа раннего возраста. - Волгоград: Методкнига.
- Гербова В.В. Развитие речи в ясельных группах детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2022.
- Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. - М: «Просвещение», 1978.
- Найбауэр А.В., Куракина О.В. Развивающие игровые сеансы в ясельных группах детского сада. Конспекты занятий с детьми 1 - 3 лет. - 2-е изд., испр. и доп. - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022. - 336 с.
- Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
- Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с малышами: Для занятий с детьми 2-4 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
- Федорова С.Ю. Примерные планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет. Вторая группа раннего возраста. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. - 88 с.