Проект «Мои первые стихи. По творчеству А.Л.Барто» для детей группы раннего возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: А.Л.Барто


Давно известно, что читательский опыт начинается закладываться в детстве. Стихи для детей - один из самых первых и простых опытов знакомства с книгами. Часто ещё до того, как он сможет прочитать их самостоятельно, малыш слышит эти стихи от взрослых и выучивает их наизусть. Они формируют представления маленького человека о мире, начиная с самых простых вещей и явлений: игрушек, домашних животных, времён года, отношений между ребёнком и родителями.

Основной принцип поэтессы - нравственное воспитание детей с помощью стихов, они легко читаются, а по интонациям очень близки к детской речи, легко и весело выговариваются.

Стихи А.Л.Барто способствуют воспитанию любви к окружающему миру, помогают воспитывать лучшие нравственные качества: честность, отзывчивость, трудолюбие, вежливость, любовь к природе и бережное отношение к игрушкам.

Веселые и интересные стихи А.Л.Барто понятны маленьким детям. Это классика для детей, которая заставляет задуматься всерьез о том, как себя вести, каким человеком расти, как беречь все живое, окружающее, как относится к младшим и старшим. В них она рассказывает о таких же мальчиках и девочках, с которыми дети общаются в детском саду.

Стиль стихов очень лёгкий, поэтому детям нетрудно запоминать их. А понятный и простой язык четверостишия интересен детям раннего дошкольного возраста.

Поводом организовать и провести этот проект послужило то, что даже в раннем дошкольном возрасте дети всё больше времени посвящают телевизору, компьютеру, телефонам. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах и телефонах дети стали меньше играть со взрослыми и сверстниками. Дети бросают игрушки, вырывают друг у друга, не видят, что игрушки лежат на полу. Важно вырабатывать у ребенка привычку беречь игрушку, аккуратно их складывать, убирать после игры.

Для повышения интереса к творчеству детской поэтессы нами был разработан краткосрочный проект по произведениям А.Л.Барто в соответствии с программой раннего возраста.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Тип проекта: информационно-творческий, краткосрочный, групповой.

Участники проекта: воспитатели, воспитанники 2 группы раннего возраста и их родители.

Срок реализации: 2 недели (3-14 апреля).

Цель проекта: помочь детям запомнить стихотворения из цикла «Игрушки» Агнии Львовны Барто, формировать умение рассказывать их наизусть.

Задачи для детей:

Обучающие:

  • познакомить детей с поэзией Агнии Барто, цикл «Игрушки»;
  • закрепить у детей понятие «игрушка»;
  • расширить представления об игрушках.

Развивающие:

  • вызвать желание и интерес использовать игрушку по назначению;
  • формировать умение читать стихи наизусть, не торопясь, четко выговаривая слова, окончания слов;
  • развивать умения передавать образ героя речью, движениями, жестами, мимикой.

Воспитывающие:

  • воспитывать умение слушать, запоминать небольшое по объему стихотворение;
  • учить детей играть вместе, не мешать друг другу, не ссорится.
  • воспитывать бережное отношение к игрушкам и привычку убирать их на место.

Для родителей:

  • обогащение родительского опыта приёмами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
  • повышать компетентность родителей при выборе игрушки;
  • повышать компетентность родителей в процессе взаимодействия педагог-дети-родители в реализации проекта.

Для педагогов:

  • формировать представления о вопросах здоровьесбережения детей раннего возраста в условиях Учреждения у педагогов;
  • повысить уровень знаний педагогов о проблемах здоровьесбережения детей в условиях семьи и детского сада;
  • объединить усилия с семьями воспитанников для достижения наилучшего результата в вопросе о ведении здорового образа жизни.

Предполагаемый результат:

Дети:

  • проявляют доброту, заботу, бережное отношение к игрушкам;
  • проявляют интерес к экспериментированию с различными игрушками;
  • возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности;
  • рассказывают выразительно стихотворения.

Родители:

  • обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
  • повышение компетентности родителей при выборе игрушки;
  • повышение компетентности родителей в процессе взаимодействия педагог - дети - родители в реализации проекта

Приемы реализации проекта:

  • беседы, рассматривание иллюстраций, презентации, набор игрушек, фонограммы к драматизациям;
  • чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений; подвижные и сюжетно-ролевые игры, дидактические игры; встречи с родителями детей.

Этапы реализации проекта

Реализация проекта осуществляется в 3 этапа.

  • Этап 1 - подготовительный, включает в себя: разработка схемы реализации проекта, обогащение предметно-развивающей среды по теме проекта, постановка проблемной ситуации.
  • Этап 2 - практический: реализация проекта.
  • Этап 3 - заключительный: подведение итогов.

Подготовительный этап:

  • составление плана реализации проекта с учётом интеграции образовательных областей;
  • постановка цели и задач;
  • подбор и изучение дополнительной методической литературы,
  • разработка содержания проекта;
  • составление конспектов непосредственной образовательной деятельности;
  • подбор стихов, песен, малых форм русского фольклора.
  • подбор игрушек, книг, иллюстративного материала подбор подвижных и дидактических игр;
  • подбор музыкального репертуара, аудио - видеозаписей стихотворений;
  • привлечение родителей к текущему проекту.

Работа с родителями:

  • изготовление памяток, консультаций для родителей детей о целях и задачах внедряемого проекта «Какие игрушки стоит выбирать для ребенка раннего возраста?», «Учите вместе с нами».

Практический этап:

  • оформление книжного уголка, выставка иллюстраций по творчеству Агнии Барто;
  • чтение, прослушивать с помощью аудиосредств стихотворений из цикла «Игрушки» и заучивание их наизусть;
  • беседы по теме проекта;
  • дидактические, сюжетно-ролевые, пальчиковые, словесные и подвижные игры и игровые упражнения;
  • творческая деятельность: рисование, лепка, раскрашивание любимых игрушек;
  • рассматривание картин, иллюстраций, рисунков в книгах;
  • разучивание пальчиковых игр;
  • наглядная информация для родителей - консультации и памятки;
  • оформление фотовыставки «Мои любимые игрушки».

1. Сюжетно-ролевые игры: «Зайка простудился», «Встречаем гостей», «Магазин игрушек», «Соберем кукол на прогулку».

2. Физическое развитие - подвижные игры: «Лошадки», «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит», «Самолеты».

3. Театрализованная деятельность: инсценировка стихотворений - «Мишка Косолапый», «Грузовик».

4. Беседы: «В гости к книжной полочке», «Почему надо беречь игрушки», «Моя первая книжка про игрушки», «Каждой игрушке свое место», «Пожалеем куклу Таню».

5. Речевое развитие, чтение художественной литературы:

  • описание игрушек;
  • заучивание стихотворений: «Мячик», «Зайка», «Самолет», «Бычок»;
  • знакомство со стихотворениями: «Лошадка», «Прогулка».

6. Рассматривание иллюстраций в книжках.

7. Продуктивная деятельность:

  • Рисование: «Дорисуй колеса для грузовика».
  • Конструирование из кубиков «Самолет».
  • Лепка «Мячик ля куклы Тани».

8. Опытно-экспериментальная деятельность: обследование мяча - тонет или нет в воде.

9. Дидактические игры: «Доскажи словечко», «Кто, где живет» (дикие - домашние животные), «Подберем дом для медвежат» (большой - маленький), «Чего не хватает» (подбор колес для машин), «Собери картинку», «Подберем дощечку для бычка» (широкий - узкий).

10. Музыкальное развитие: слушанье пьесы «Болезнь куклы», хороводная игра «Зайка, зайка, что грустишь»; слушанье и подпевание песенки «Цок, цок, моя лошадка»; хороводная игра «Игрушки».

11. Пальчиковая гимнастика: «Игрушки», «Мячик», «Мишка».

Взаимодействие с родителями: «Учите вместе с нами» стихи А.Барто из цикла «Игрушки».

Заключительный этап

  • Подведение итогов, анализ проекта.
  • Презентация проекта - итоговое мероприятие: музыкально-литературное развлечение «Мои первые стихи».

Результаты проекта

Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая детьми легко воспринята. Работа над проектом проходила через интеграцию образовательных областей. Все дети с увлечением рассматривали иллюстрации книг Агнии Барто, с большим интересом слушали как знакомые стихи, так и неизвестные им ранее произведения. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами игрушек, дети проявляли интерес и желание с ними играть. Активно и с интересом участвовали в инсценировке стихотворений, что способствовало развитию памяти, совершенствованию художественно-речевых и исполнительских умений детей и воспитанию любви к художественной литературе. Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей. Дети включают в сюжет игры различные игрушки и пытаются осуществлять ролевой диалог.

Свои впечатления дети воплощали в игровой и экспериментальной деятельности. В ходе реализации проекта стала более тесной связь родителей с детьми и с воспитателями. Родители приняли активное участие в сборе познавательного материала (книги, игрушки), оказали помощь в разучивании стихотворений.

Положено начало для формирования заботливого, доброжелательного отношения детей друг другу и к игрушкам.

Литература

  1. Власенко О.П., Павлова О.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Группа раннего возраста. - Волгоград: Методкнига.
  2. Гербова В.В. Развитие речи в ясельных группах детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2022.
  3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  4. Лайзане С.Я. Физическая культура для малышей. - М: «Просвещение», 1978.
  5. Найбауэр А.В., Куракина О.В. Развивающие игровые сеансы в ясельных группах детского сада. Конспекты занятий с детьми 1 - 3 лет. - 2-е изд., испр. и доп. - М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2022. - 336 с.
  6. Сыпченко Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
  7. Теплюк С.Н. Игры-занятия на прогулке с малышами: Для занятий с детьми 2-4 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  8. Федорова С.Ю. Примерные планы физкультурных занятий с детьми 2-3 лет. Вторая группа раннего возраста. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. - 88 с.