К качеству жизни через управление качеством дошкольного образования

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Что такое качество образования для общества, какая связь существует между образованием, и тем, что волнует общество?

А общество волнует качество жизни, взаимосвязь между ним и качеством образования.

Для современной цивилизации характерно утверждение философии качества и проникновение её во все сферы жизни человечества, включая и сферу образования, во многом определяющую и формирующую облик будущей жизнедеятельности человека и общества.

Качество жизни рассматривается как система показателей, характеризующих степень реализации жизненных стратегий людей, удовлетворения их жизненных потребностей. Качество жизни предполагает чистую окружающую среду, личную и национальную безопасность, политические и экономические свободы, ожидаемую продолжительность жизни, уровень образования. Индекс развития человеческого потенциала отражает средний уровень обеспечения страной базового человеческого потенциала и свидетельствует о том, сколько еще предстоит сделать для достижения следующих целей: средней продолжительности жизни в 85 лет, доступа к образованию для 100% населения, обеспечения населению достойного уровня доходов. Потребности и интересы людей индивидуальны и степень их удовлетворения могут оценить только сами субъекты. Они не фиксируются какими-либо статистическими величинами и практически существуют лишь в сознании людей и, соответственно, в их личных мнениях и оценках.

Мы все находимся в состоянии диалога разных систем ценностей. Разговор общества с самим собой о желаемом качестве жизни будущих поколений и задает то представление, ту смысловую рамку, под которую подстраивается, так или иначе, система образования. Одна из причин вовлечения общества в дискуссию о качестве образования - то, что представления о качестве жизни задаются самим обществом. Если мы удовлетворены качеством существующей жизни, система образования должна превратиться в воспроизводство этого качества.

Система дошкольного образования, как обозначено в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ. Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днём. Перед работниками ДОУ стоит актуальная задача - построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждое дошкольное учреждение должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность и необходимость. А это достигается, в первую очередь, высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в детском саду. С точки зрения современных научных подходов качество образования характеризуется через совокупность критериев - условий образовательного процесса и результатов этого процесса.

К результатам дошкольного образования относятся:

  • показатели личностного развития, такие как креативность, мотивация, произвольность, любознательность, смекалка, степень нравственной развитости и т.д.
  • уровень готовности ребёнка к школе (что является основанием преемственности со школой и обеспечивает подготовку к освоению программы первой ступени общего образования);
  • знания, умения и навыки, полученные ребёнком в рамках образовательной программы;
  • социальная адаптация.

Построение новой сети учреждений и организаций, реализующих программы дошкольного образования, будет отвечать гражданскому заказу исключительно в том случае, если оно будет работать на повышение качества дошкольного образования. В условиях расширения спектра образовательных услуг и форм образовательных учреждений и организаций основными становятся две проблемы: контроль качества образовательных услуг и поддержка (а значит и стимулирование) высокого качества образования.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение - детский сад №366 как образец постоянно развивающегося образовательного учреждения, основной целью которого является высокое качество дошкольного образования как фундамент качества жизни. Контрольными показателями в достижении поставленной цели является уровень развития ребёнка, характеристики которого складываются из основных критериев, каждый из которых дифференцирован по уровням и показателям и может быть сформирован у детей в зависимости от их индивидуальной траектории развития. Способ достижения качества образования - профессиональная деятельность, включающая самоанализ и самооценку, сочетающаяся с контролем со стороны администрации. Технологично эта деятельность представлена в виде ежеквартального самоанализа воспитателя собственной деятельности в соответствии с заданными в программе развития критериям и государственным стандартом.

Целью мониторинга является отслеживание динамики качества образовательных услуг, оказываемых дошкольным образовательным учреждением, и оценка эффективности управления качеством образования. Представленная система мониторинга качества деятельности дошкольного образования позволяет на основе получения объективной информации принимать управленческие решения, способствующие своевременному предотвращению неблагоприятных или критических ситуаций.

Задачи системы мониторинга:

  • непрерывное наблюдение за динамикой развития ДОУ, своевременное выявление изменений и тех факторов, которые вызывают эти изменения;
  • осуществление тактического и стратегического прогнозирования развития важнейших процессов в дошкольном образовательном учреждении;
  • повышение мотивации сотрудников в области обеспечения качества предоставляемых услуг за счет включения ДОУ в конкурентную борьбу среди равных ему по виду учреждений;
  • вовлечение родительской общественности в процесс улучшения качества образования конкретного дошкольного образовательного учреждения.

У детей оценивался уровень усвоения образовательной программы, у родителей - удовлетворенность запроса, а у педагогов - уровень мотивации качественной работы.

В качестве основной психодиагностической методики был выбран опросник диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко.

Предложенная методика даёт подробную картину синдрома «эмоционального выгорания», позволяет увидеть его ведущие симптомы. Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз выгорания, можно дать достаточно объёмную характеристику психологического состояния исследуемого. Интерпретация результатов проводится по трем фазам: «Напряжения» - нервное (тревожное) напряжение служит предвестником и «запускающим» механизмом в формировании эмоционального выгорания.

Фаза «Резистенции» - бессознательное стремление к психологическому комфорту, посредством имеющихся эмоциональных защит. Фаза «Истощения» - характеризуется более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. Каждая фаза включает в себя по 4 симптома.

Результаты уровня эмоционального выгорания по В.В.Бойко

Большую и разноплановую работу проводит администрация с педагогами ДОУ. Одним из направлений является профилактика профессионального выгорания. Важным моментом оказалось осознание влияния на качество жизни таких компонентов как здоровье, наличие детей, понимание самого себя, активный отдых, работа и супружество. Например, используются такие формы работы как совместные праздники, поездки на турбазу с членами семей сотрудников, консультации психолога по проблемам семьи и детей, мастер-класс косметолога и др.

Для современной цивилизации характерно утверждение философии качества и проникновение её во все сферы жизни человечества, включая и сферу образования, во многом определяющую и формирующую облик будущей жизнедеятельности человека и общества. А общество волнует качество жизни, взаимосвязь между ним и качеством образования.

Результаты самоанализа сопоставляются с разовым квартальным контролем с целью установления соответствия уровню развития детей и требованиям стандарта. Администрация осуществляет контрольный срез (наблюдение, анализ документации, диагностика) 2 раза в год. Затем соотносит свои данные по всем группам с данными диагностики группы и стандарта. Для всех участников образовательного процесса обозначенные выше показатели являются обязательными для анализа, т.к. обуславливают достижение качества образовательного процесса в целом. Педагогическая культура проявляется в личностных качествах педагога, и во взаимоотношениях с коллегами, основанных на признании профессионализма, интереса к совместной деятельности для достижения лучших результатов, корректном общении, уважении чужой точки зрения, способности к творению, созиданию, диалогу. Важная роль отводится общению с коллегами, родителями, детьми. Правильная речь становится одним из «секретов» мастерства воспитателя. Построенные определённым образом отношения с семьёй дают возможность повысить успешность воспитательного процесса. Наше учреждение направляет свои усилия на поиск путей построения новой модели взаимодействия с семьёй как социальным институтом воспитания россиянина и гражданина общества. В ДОУ организуются разнообразные формы работы с родителями: анкетирование, интервьюирование, консультирование, лекции для родителей. Внедряются новые формы обучения родителей педагогическим знаниям (деловые игры, семинары-практикумы).

Разработана и внедряется Программа управленческой деятельности, включающая в себя: работу с детьми, родителями, сотрудниками ДОУ.

Автором планируется дальнейшая работа с коллективом ДОУ по проблеме влияния качества жизни на качество работы и соответственно на качество образовательной деятельности. Для этого необходимо:

  • разработка и проведения цикла психологических тренингов и консультаций;
  • изучение, поиск и внедрение методов формирования положительных мотиваций к деятельности педагогов;
  • корректировка Программы управленческой деятельности.

Остается открытым вопрос: «Будет ли высокое качество жизни у человека с высшим образованием и достойным материальным положением? Является ли необходимым условием состояние внутренней гармонии?»

Мы считаем, что качество жизни состоит из многих моментов, а самое главное - от того, КАК себя человек ощущает. Если он внутренне счастлив и свободен, если он радуется любой мелочи, которой вокруг масса, если ему хочется творить, любить. Вот это и есть высокое качество жизни! Понятно, что качество и уровень жизни - не одно и то же. К сожалению, часто в погоне за более высоким уровнем жизни теряется его качество. Кто-то считает, что качество жизни - это правильный образ жизни, правильное и сбалансированное питание, отсутствие болезней и т.д. Но почему-то все забывают о самом главном - о внутреннем мире. Человек то, что он о себе думает. Что внутри, то и снаружи. Счастье - это составляющая качества жизни? А культура? А удовлетворенность своей жизнью? Как много, оказывается, у этого понятия сторон. И это далеко не все. Так что же такое - КАЧЕСТВО ЖИЗНИ? У каждого ответ на этот вопрос свой. Но как же хочется, чтобы у большинства людей было высокое качество цельной жизни! Будьте счастливы!