Одной из оставляющих функциональной грамотности - является математическая грамотность. Математическая грамотность - способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач разнообразных практических контекстах.
Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные размышляющие граждане в 21 веке.
К выпускнику начальной школы предъявляются определённые требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Математика».
Требования должны отражать сформированность умений:
- структурировать информацию (заполнять простейшие таблицы по образцу, достраивать столбчатые диаграммы, дополнять чертежи данными;
- выполнять сложение и вычитание однородных величин, умножение и деление величины на однозначное число;
- конструировать прямоугольник из данных фигур (квадратов), делить прямоугольник, многоугольник на заданные части;
- решать текстовые задачи, знать и использовать соотношения между, решать задачи в одно-два действия: моделировать, планировать, записывать, анализировать, оценивать ответ.
Поэтому необходимо последовательно, начиная уже со второго класса вести подготовку к ВПР на разных этапах урока.
А для того, чтобы развить математическую грамотность и эффективно помочь обучающимся подготовиться к ВПР, я применяю следующие методы и технологии:задания, направленные на работу с информацией; задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения. Чаще всего, обучающиеся работают с такими заданиями в парах или группах. Работу строю по следующим направлениям:
- в рамках урока
- в рамках дополнительных консультаций по подготовке к ВПР составляю банк тренировочных заданий, которые можно ежедневно включать в урок
- в рамках дополнительных консультаций провожу блочные задания, состоящие из 4-6 упражнений и рассчитанные на 10-20 минут.
Регулярно проводила короткие демонстрационные работы вместо серии больших контрольных работ в течение учебного года до ВПР. В период дистанционного обучения формировала карточки с типовыми заданиями Всероссийской проверочной работы по математике на платформе Яндекс.Учебник. Анализируя работы учащихся, выявляла типичные ошибки и трудности предметного характера: ошибки в вычислениях, неготовность решать текстовые задачи, проблемы в работе с геометрическим материалом (фигурами и величинами); трудности метапредметного содержания: непонимание смысла задания, частичное выполнение задания, логические ошибки (видят только одно действие). Особенно это касается заданий № 3, № 8 Всероссийской проверочной работы. Обращала внимание на основные вопросы и инструкции, касающиеся ВПР. Даже если работа в классе связана с ВПР, не заостряла на ней внимания.
Учебный материал должен быть разнообразен, поэтому использовала демонстрационные плакаты, интеллект-карты. Использование различных методов позволяет усваивать материал ученикам с различными особенностями восприятия информации.
Показывала простой пример демонстрационного задания и разбирала подробно, как оно будет оцениваться. Понимая критерии оценки, учащимся будет легче понять, как выполнить то или иное задание.
Так как ВПР не предусматривает отдельную подготовку, можно использовать типовые задания на различных этапах урока:
- устный счет
- повторение пройденного
- закрепление изученного материала
- домашнее задание
Часто уроки математики начинала с математического диктанта, в который включала типичные задания, взятые из ВПР, часто начинала урок с решения примеров на порядок действий. После изучения темы «Письменное деление многозначных чисел» каждый урок математики начинался с карточки на деление многозначного числа (каждому ученику).
Большое внимание уделяю развитию логического мышления, для этого включаю задания, направленные на логическое мышление, воображение, тренировку памяти.
При изучении темы: «Именованные единицы измерения и действия с ними», решаем задачи с единицами массы и времени. Таких заданий много в ВПР, добавляю их на уроке.
При подготовке к ВПР в своей работе использую Разноуровневые проверочные работы.
Цель каждой работы - объективная оценка индивидуальных достижений младшего школьника по математике.
Объекты контроля. Предметные умения, характеризующие:
- способность применять правила и алгоритмы в стандартных ситуациях (работа 1); содержит 23 задания базового уровня;
- способность применять правила и алгоритмы в стандартных и нестандартных ситуациях (работа 2); содержит 14 заданий базового уровня и 6 заданий повышенного уровня;
- готовность увидеть и решить математическими методами проблему на новом предметном содержании (работа 3); содержит 12 заданий базового уровня, 4 задания повышенного и 4 задания высокого уровня.
Также в работе по подготовке к ВПР использую рабочую тетрадь В.Н.Рудницкой, которая содержит контрольные измерительные материалы по предмету «Математика», помогает отрабатывать практические навыки учащихся, контролировать уровень усвоения знаний, содержит критерии оценивания.
При желании каждый учитель может использовать то или иное задание (систему заданий) на обучающих уроках или на уроках, цель которых - оценить уровень подготовки обучающихся к выполнению аттестационной работы по тому или иному разделу программы.