От форм жанровой системы медиапространства к отработке образовательного содержания на уроках английского языка в профильном медиаклассе

Разделы: Иностранные языки, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: английский язык


Сегодня в медиаклассах общеобразовательных школ готовятся журналисты будущего - специалисты, которые будут создавать уникальный высококачественный мультимедийный контент. Вузы-партнёры разработали программы по базовым курсам проекта - русскому языку, литературе, обществознанию и английскому языку, а также по специальным и элективным курсам.

По английскому языку есть отличный спецкурс "Журналистика на английском языке", разработанный преподавателями МГИМО для 10-х и 11-х классов профильного медиакласса. Этот курс предоставляет теоретические знания о профессии журналистов и специалистов медиакоммуникаций, знакомит с миром профессионального языка. Содержание курса представлено текстами и упражнениями к ним в формате ЕГЭ. Этого недостаточно для успешной карьеры в данной деятельности. Быстрое развитие средств массовой коммуникации обусловливает спрос на журналистов нового типа креативных профессионалов, которые обладают независимостью суждений и умением анализировать, грамотно оценивать и создавать сообщения в разных видах, жанрах и формах медиа. Следовательно, в процесс обучения английскому языку необходимо включить развитие критической медиа грамотности.

Английский язык является одним из самых широко используемых языков в масс-медиа, таких как новости, телевидение, журналистика и реклама. Знание английского языка позволяет работать в этой области и охватывать более широкую аудиторию. и Без знания языка в профессии выжить можно, но журналист без английского упускает огромное количество возможностей - лишает себя аккредитаций на международные мероприятия (например, чемпионаты мира, олимпиады, международные экономические форумы), интервью с зарубежными спикерами, изучения информационного поля других стран, курсов повышения квалификации за рубежом.

Какими же приёмами пользоваться учителю английского языка, работая в профильном медиаклассе?

Я попыталась соединить жанровую систему медиапространства с тем содержательным наполнением учебника, который есть сегодня в арсенале учителя.

Что это может дать обучающимся? Развитие способности поиска, восприятия и переработки информации; развитие эффективных коммуникативных способностей; развитие навыков самостоятельной творческой работы. Формирование навыков критического мышления и выражения собственной позиции.

Что это даёт учителю? Возможность по-новому построить образовательный процесс на уроке.

Примеры использования жанров журналистики для отработки программных тем на уроках английского языка в 10-м, 11-м классе по учебнику авторов Р.Мильруд, Дж.Дули, В.Эванс, К.Баранова, В.Копылова City Stars 10.

Таблицу можно посмотреть в pdf-файле

Жанр журналистики

Тема урока

Учебный материал

Дополнительный интернет-ресурс

Учебное задание

Заметка - небольшое информационное сообщение, содержащее обычную новость (заголовок + лид + текст)

Спорт. Московский марафон.

Упр.2 стр.32, текст "Moscow marathon"
(10-й класс)

https://moscowmarathon.runc.run/

Task:
1. Come up with a title.
2. Make up a lead (What? Where? Whan?)
3. Write the main body of the text
(The detailed
answers to the questions)

РЕПОРТАЖ - эффект присутствия путем описания каких-то деталей, настроений, обстановки (необходимо создать впечатление, что находимся в гуще событий)

Экстремальные виды спорта

Упр. 2 стр.58, текст "Proryv Festival"
(11 класс)

https://proryvfest.ru/

Task:
1. Convey the atmosphere of the event, the atmosphere at the stadium and the feelings of the audience.
A reportage consists of a headline, an introduction, a body and a conclusion.
1. The headline should make the reader want to read the article. It should be short and concise. It should capture what's important in the reportage.
2. The lead should tell the reader the most important news. How can you write it in the clearest way and make it interesting too? Think about the five Whs: when, where, what, why and who.
3. The body doesn't have to be chronological but it should have a good cohesion. (Sw: sammanhållning). One way of achieving a good cohesion is to use linking words. See this link for more information about that. By tapping into all the human senses

Интервью - вопрос, ответ (ДОЛЖЕН быть информационный повод, т.е. для чего разговариваем с человеком)

Внешность. Проблемы со здоровьем. Анорексия.

Упр.2 стр.36
(10 класс)

https://www.healthdirect.gov.au/
anorexia-nervosa

Task:
1. Make up questions to the mother of a teenage girl about the problem described in the text, ways to solve this problem and ask for advice on how to raise a daughter to prevent her health from deteriorating.

Блиц-опрос - вопрос один, люди разные (информация посвящена какой-то одной теме; привязка к информационному поводу)

Здоровый образ жизни. Долголетие.

Упр.3 стр.40
(10 класс)

https://www.healthylongevity.clinic/blog/what-is-longevity-definition

Task:
What are the secrets of longevity?

(Вопросы подростку, врачу, священнику, профессиональному спортсмену, офисному работнику и т.д.)

Статья - изложение авторского мнения на какое-либо события, явление или проблему. Пишется так, чтобы читатели смогли и дальше размышлять над интересующими их вопросами

Стиль жизни. Городская жизнь.

Упр.5 стр.58
Упр.13 стр.61
(11 класс)

https://www.mos.ru/en/news/
item/134072073/

Task:
We are divided into three groups and are working on an article on the topic "Moscow is a truly sports-friendly city".
The first group writes the introductory part of the article.
The second group answers the main question.
The third group draws the conclusion.

Then we will combine the parts of the article and will work on the integrity of the content.

Эссе - небольшое творческое сочинение, в котором автор рассуждает на заданную или вольную тему и высказывает свое личное аргументированное мнение. Цель - обсудить тему, выразить своё мнение и объяснить свою позицию.

Трудности
и как их преодолевать

Упр.1 стр.52
!1 класс)

https://www.happiness.com/magazine/personal-growth/overcoming-challenges/

Учащемуся даётся тема и несколько комментариев.
Задача - написать эссе, ответив на вопрос и используя предоставленные комментарии. Эссе может быть 2х видов:
1 - обсудить тему и высказать своё аргументированное мнение.
2 - обсудить, чья позиция по данной теме лучше и правильнее.
Например,
Может ли успех свалиться на голову студенту неожиданно?
Комментарии
Почему хорошая учёба в школе даёт положительный эффект в дальнейшей жизни
Почему некоторые люди не любят школу
… (ваша собственная идея)

Аудиоподкасты - серия примерно одинаковых по длительности аудиозаписей, имеющих общую тематику и тем или иным образом связанных между собой. Эпизоды подкаста выпускаются обычно регулярно, в одно и то же время. Их можно прослушать на сайте или же скачать и загрузить на мобильное устройство, и слушать в удобном месте в удобное время.
Подкасты могут проводиться в формате монолога, интервью, беседы с более чем одним гостем.

Любая тема

The golden rules:
1. Don't get too clever - make the name of the podcast and each episode instantly descriptive. The podcast should do what it says on the box.
2. Don't upload your podcast until you have a bank: An alarming number of podcasts have fewer than five episodes. If you want the listener to make a long-term investment in your podcast, then upload five to seven episodes when you launch.
3. Respect the listener's time and dive into the content they want to hear straight away.
4. Do some voiceovers, imaging and music to give the podcast a higher production value. These things make a major difference in not only the listener experience, but the presentation and professionalism of your podcast and its brand.

Review - критическая оценка произведения (например, книги или фильма). В ревью можно описать свои впечатления, поделиться эмоциями, посоветовать или не посоветовать произведение к прочтению/просмотру.

А.К.Дойл. Затерянный мир.

Упр.3 стр.96
(11 класс)

1. Give your Review a title.
2. Mention:
- the tipe of a book/film
- he caracters
-some of the story
- what makes the book/film different
3. Use plenty of adjectives to describe:
- the book/film
- how to feel about it

Статья - жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления, прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе.

Мировые социальные проблемы.

Упр.9 стр.145
(11 класс)

https://www.procon.org/
debate-topics/

Learn the instructions of the site below, choose the topic and write an article.

https://www.orchidsinternationalschool.com/
academics/learning-beyond/class-4/
english-topics-class-4/
article-writing-on-current-issues-in-the-world

Тревел - блогинг - онлайн площадка о жизни в других странах, культуре и обычаях народов, недорогих способах передвижения по России и миру.

Путешествие

Упр.2 стр.72
Упр.3 стр.76
Упр.3 стр.90

Площадками для блога служат социальные сети, тематические порталы, сайты и видеохостинги.

How to start a blog

Select a blog name and domain. Choose a descriptive name that piques readers' interests.

Set up and design your blog. Incдude imagery and effects that reflect your theme.

Brainstorm blog topics. Write down all your ideas before narrowing down topic selections.

Write your first blog post. Engage your audience with a killer title and use headers to make the content skimmable.

Create an editorial calendar. Create a calendar to help you publish consistently and hold yourself accountable.

Promote your blog.

Как же обучать старшеклассников в профильном медиаклассе?

Работа журналиста предполагает общение, поэтому на уроках особое внимание уделяется устным заданиям, делается акцент на скорости речи, но не игнорируется правильность речи.

Широко используются ролевые игры, модели которых они могут применить в профессиональной деятельности.

Регулярно проводится развёрнутый Warm-up в форме интервью. Например, «How did you spend your weekend? We're there a lot of people in the shop you went to? What did you buy? Don't you regret about it?».

Можно обсудить новости «Hello, Maria Ivanova is speaking. This weekend was full of news. Firstly, the new ballet was performed, then the exhibition was opened and finally, there was the first snow on Sunday».

В конце урока проводим подведение итогов. Например, «Today we spoke about financial topic, focused on the personal story of Helen, learnt 20 words and practiced listening. That's all for this evening. See you next time».

Большое внимание уделяется творчеству обучающихся. К примеру, после прослушивания монолога попросите журналиста придумать вопросы к говорящему. Это могут быть как уточнения по поводу сказанного, так и вопросы - условный план, по которому спикер мог бы построить свою речь.

Необходимо учить школьников анализировать как короткие, так и содержательные новости зарубежных СМИ.