Сегодня в медиаклассах общеобразовательных школ готовятся журналисты будущего - специалисты, которые будут создавать уникальный высококачественный мультимедийный контент. Вузы-партнёры разработали программы по базовым курсам проекта - русскому языку, литературе, обществознанию и английскому языку, а также по специальным и элективным курсам.
По английскому языку есть отличный спецкурс "Журналистика на английском языке", разработанный преподавателями МГИМО для 10-х и 11-х классов профильного медиакласса. Этот курс предоставляет теоретические знания о профессии журналистов и специалистов медиакоммуникаций, знакомит с миром профессионального языка. Содержание курса представлено текстами и упражнениями к ним в формате ЕГЭ. Этого недостаточно для успешной карьеры в данной деятельности. Быстрое развитие средств массовой коммуникации обусловливает спрос на журналистов нового типа креативных профессионалов, которые обладают независимостью суждений и умением анализировать, грамотно оценивать и создавать сообщения в разных видах, жанрах и формах медиа. Следовательно, в процесс обучения английскому языку необходимо включить развитие критической медиа грамотности.
Английский язык является одним из самых широко используемых языков в масс-медиа, таких как новости, телевидение, журналистика и реклама. Знание английского языка позволяет работать в этой области и охватывать более широкую аудиторию. и Без знания языка в профессии выжить можно, но журналист без английского упускает огромное количество возможностей - лишает себя аккредитаций на международные мероприятия (например, чемпионаты мира, олимпиады, международные экономические форумы), интервью с зарубежными спикерами, изучения информационного поля других стран, курсов повышения квалификации за рубежом.
Какими же приёмами пользоваться учителю английского языка, работая в профильном медиаклассе?
Я попыталась соединить жанровую систему медиапространства с тем содержательным наполнением учебника, который есть сегодня в арсенале учителя.
Что это может дать обучающимся? Развитие способности поиска, восприятия и переработки информации; развитие эффективных коммуникативных способностей; развитие навыков самостоятельной творческой работы. Формирование навыков критического мышления и выражения собственной позиции.
Что это даёт учителю? Возможность по-новому построить образовательный процесс на уроке.
Примеры использования жанров журналистики для отработки программных тем на уроках английского языка в 10-м, 11-м классе по учебнику авторов Р.Мильруд, Дж.Дули, В.Эванс, К.Баранова, В.Копылова City Stars 10.
Таблицу можно посмотреть в pdf-файле
Жанр журналистики
|
Тема урока |
Учебный материал |
Дополнительный интернет-ресурс |
Учебное задание |
Заметка - небольшое информационное сообщение, содержащее обычную новость (заголовок + лид + текст) |
Спорт. Московский марафон. |
Упр.2 стр.32, текст "Moscow marathon"
|
Task:
|
|
РЕПОРТАЖ - эффект присутствия путем описания каких-то деталей, настроений, обстановки (необходимо создать впечатление, что находимся в гуще событий) |
Экстремальные виды спорта |
Упр. 2 стр.58, текст "Proryv Festival"
|
https://proryvfest.ru/ |
Task:
|
Интервью - вопрос, ответ (ДОЛЖЕН быть информационный повод, т.е. для чего разговариваем с человеком) |
Внешность. Проблемы со здоровьем. Анорексия. |
Упр.2 стр.36
|
https://www.healthdirect.gov.au/
|
Task:
|
Блиц-опрос - вопрос один, люди разные (информация посвящена какой-то одной теме; привязка к информационному поводу) |
Здоровый образ жизни. Долголетие. |
Упр.3 стр.40
|
https://www.healthylongevity.clinic/blog/what-is-longevity-definition |
Task:
(Вопросы подростку, врачу, священнику, профессиональному спортсмену, офисному работнику и т.д.) |
Статья - изложение авторского мнения на какое-либо события, явление или проблему. Пишется так, чтобы читатели смогли и дальше размышлять над интересующими их вопросами |
Стиль жизни. Городская жизнь. |
Упр.5 стр.58
|
https://www.mos.ru/en/news/
|
Task:
|
Эссе - небольшое творческое сочинение, в котором автор рассуждает на заданную или вольную тему и высказывает свое личное аргументированное мнение. Цель - обсудить тему, выразить своё мнение и объяснить свою позицию. |
Трудности
|
Упр.1 стр.52
|
https://www.happiness.com/magazine/personal-growth/overcoming-challenges/ |
Учащемуся даётся тема и несколько комментариев.
|
Аудиоподкасты - серия примерно одинаковых по длительности аудиозаписей, имеющих общую тематику и тем или иным образом связанных между собой. Эпизоды подкаста выпускаются обычно регулярно, в одно и то же время. Их можно прослушать на сайте или же скачать и загрузить на мобильное устройство, и слушать в удобном месте в удобное время.
|
Любая тема |
The golden rules:
|
||
Review - критическая оценка произведения (например, книги или фильма). В ревью можно описать свои впечатления, поделиться эмоциями, посоветовать или не посоветовать произведение к прочтению/просмотру. |
А.К.Дойл. Затерянный мир. |
Упр.3 стр.96
|
1. Give your Review a title.
|
|
Статья - жанр журналистики, в котором автор ставит задачу проанализировать общественные ситуации, процессы, явления, прежде всего с точки зрения закономерностей, лежащих в их основе. |
Мировые социальные проблемы. |
Упр.9 стр.145
|
https://www.procon.org/
|
Learn the instructions of the site below, choose the topic and write an article.
https://www.orchidsinternationalschool.com/
|
Тревел - блогинг - онлайн площадка о жизни в других странах, культуре и обычаях народов, недорогих способах передвижения по России и миру. |
Путешествие |
Упр.2 стр.72
|
Площадками для блога служат социальные сети, тематические порталы, сайты и видеохостинги. |
How to start a blog
|
Как же обучать старшеклассников в профильном медиаклассе?
Работа журналиста предполагает общение, поэтому на уроках особое внимание уделяется устным заданиям, делается акцент на скорости речи, но не игнорируется правильность речи.
Широко используются ролевые игры, модели которых они могут применить в профессиональной деятельности.
Регулярно проводится развёрнутый Warm-up в форме интервью. Например, «How did you spend your weekend? We're there a lot of people in the shop you went to? What did you buy? Don't you regret about it?».
Можно обсудить новости «Hello, Maria Ivanova is speaking. This weekend was full of news. Firstly, the new ballet was performed, then the exhibition was opened and finally, there was the first snow on Sunday».
В конце урока проводим подведение итогов. Например, «Today we spoke about financial topic, focused on the personal story of Helen, learnt 20 words and practiced listening. That's all for this evening. See you next time».
Большое внимание уделяется творчеству обучающихся. К примеру, после прослушивания монолога попросите журналиста придумать вопросы к говорящему. Это могут быть как уточнения по поводу сказанного, так и вопросы - условный план, по которому спикер мог бы построить свою речь.
Необходимо учить школьников анализировать как короткие, так и содержательные новости зарубежных СМИ.