Направление внеурочной деятельности: «Духовно-нравственное».
I. Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования II поколения; на основе Программы Мищенковой Л.В. «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»; на основе Регионального стандарта требований к программному обеспечению образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Иркутской области (утверждён приказом ГлавУО и ПО от 16.06.2000г № 665); на основе Приказа Глав УО и ПО Иркутской области от 25.06.04 № 1163, приложение 5 положение «Об авторских педагогических разработках»; и учебным планом образовательного учреждения МБОУ «СОШ № 10»
Рабочая программа «Уроки нравственности» для учащихся 1-4 классов рассчитана на
- 33 часа в 1 классе,
- 34 часа во 2-4 классах (1 часа в неделю) в соответствии с БУП.
Общая характеристика учебного курса
Курс «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».
Курс "Уроки нравственности" представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».
В процессе освоения основных разделов этой программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
II. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные:
- ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника;
- знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда;
- с помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации;
- система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика;
- ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, "Что такое добрый поступок?", "Какой нравственный выбор сделал герой?", "Что можно посоветовать в этой ситуации?", "Как её изменить?", "Бывает ли так в реальной жизни?");
- ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)
Метапредметные:
Регулятивные:
- принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока) с помощью учителя;
- понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника - в памятках) при работе с учебным материалом;
- высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
- оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Познавательные:
- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
- ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
- осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
- понимать текст, опираясь на содержащуюся в нем информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
- преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
- анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
- осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
- проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Коммуникативные:
- ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям;
- ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения;
- ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
- ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Описание места учебного курса в учебном плане
Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 7-11 лет и рассчитана на четыре учебных года (139 часов), по одному занятию в неделю:
- в 1 классе - 33 часа,
- в 2-4 классах по 34 часов.
III. Содержание курса внеурочной деятельности
IV. Учебно-тематический план
Формы и виды контроля
Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя:
текущий:
- входной мониторинг сформированности универсальных учебных действий и ключевых компетентностей
- наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;
- проведения дискуссий и круглых столов по актуальным темам;
- выполнения творческих работ,
- диагностическая экспресс-работа по изучаемой теме и др.;
промежуточный: тестирование;
итоговый:
- презентация исследовательских и проектных работ (возможна);
- итоговый мониторинг сформированности универсальных учебных действий и ключевых компетентностей
- итоговая интерактивная игра по итогам каждого года обучения
Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности воспитанников, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики.
Критерии результативности:
- информированность учащихся по основным темам программы;
- сформированность собственной позиции.
Литература
Для педагога:
- Асмолов А.Г, Бумеранская Г.В. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя. М; Просвещение, 2009г.
- Мищенкова Л.В. «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», Программа, методическое пособие; - М., РОСТ - книга, 2013г.
- Мищенкова Л.В. «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», рабочая тетрадь в 2-х частях; - М., РОСТ - книга, 2013г.
- Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! [Текст]/ В.А.Караковский. - М: Педагогическое общество России, 2000. - 256с.
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И.Шемшурина. - М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. - 140с.
- Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания [Текст] //Н.Н. Щуркова. - М.: Владос, 2005. - 435с.
- Щуркова, Н.Н. За гранью урока [Текст] /Н.Н.Щуркова. - М.: Центр гуманитарной литературы, 2004. - 192с.
- Яковлева, Т. Без памяти нет совести [Текст] //Открытая школа. - 2005. -N2. - С.13
Для воспитанников:
- Винокурова Н. Магия интеллекта или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. - М., 1994.
- Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
- Волина В.В. Загадки от А до Я. - С.-Пб., 1997.
- Волина В.В. Пословицы, поговорки, ребусы. - С.-Пб., 1997.
- Ворожба В. Почему? /Загадки и игры для детей, М., 1993.
- Гершензон А. Головоломки профессора Головоломки: Сборник затей, фокусов, занимательных задач / Сост. И.Прусаков. - Ижевск, 1992.
- Гик Е.Я., Носовский А.М., Попов А.П. Го. Рэндзю. - М., 1991.
- Ершов П.П. Технология актерского искусства. - М., 1992.
- Игнатьев Е.И. В царстве смекалки /Под. ред. М.К.Потапова. - М.: Наука, 1987.
- Игры - обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В.Петрусинского, М., 1994.
- Имею право: сборник игр и задач для тебя и твоих друзей / Авт. - сост. М.Р.Мирошкина, И.И.Фришман. - М., 1999.
- Мищенкова Л. В. «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», рабочая тетрадь в 2-х частях; - М., РОСТ - книга, 2013г.
- Казанский О.А. Игры в самих себя. - М., 1995.
- Капралова Л.П. Все дело в шляпе: Развлекательная игровая программа. - Ярославль, 1998.
- Космическое путешествие минные заграждения: Интеллектуально-познавательные игры. - Кострома, 1996.
- Кот в мешке: Викторины, загадки, шутки. - РИО Каменск-Уральской типографии, 1996.