Программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности»

Разделы: Начальная школа, Патриотическое воспитание


Направление внеурочной деятельности: «Духовно-нравственное».

I. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Уроки нравственности» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования II поколения; на основе Программы Мищенковой Л.В. «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо»; на основе Регионального стандарта требований к программному обеспечению образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях Иркутской области (утверждён приказом ГлавУО и ПО от 16.06.2000г № 665); на основе Приказа Глав УО и ПО Иркутской области от 25.06.04 № 1163, приложение 5 положение «Об авторских педагогических разработках»; и учебным планом образовательного учреждения МБОУ «СОШ № 10»

Рабочая программа «Уроки нравственности» для учащихся 1-4 классов рассчитана на

  • 33 часа в 1 классе,
  • 34 часа во 2-4 классах (1 часа в неделю) в соответствии с БУП.

Общая характеристика учебного курса

Курс «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо» представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».

Курс "Уроки нравственности" представляет собой комплекс занятий воспитывающего характера, знакомящий учащихся начальных классов с понятиями того, «что такое хорошо и что такое плохо».

В процессе освоения основных разделов этой программы ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы - всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации? Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).

II. Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

Личностные:

  • ученик получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника;
  • знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда;
  • с помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации;
  • система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика;
  • ученик получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, "Что такое добрый поступок?", "Какой нравственный выбор сделал герой?", "Что можно посоветовать в этой ситуации?", "Как её изменить?", "Бывает ли так в реальной жизни?");
  • ученик научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме - о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)

Метапредметные:

Регулятивные:

  • принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока) с помощью учителя;
  • понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника - в памятках) при работе с учебным материалом;
  • высказывать свое предположение относительно способов решения учебной задачи;
  • проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
  • оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Познавательные:

  • целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
  • ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, условных обозначениях, словарях учебника);
  • осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
  • понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
  • работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
  • понимать текст, опираясь на содержащуюся в нем информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию;
  • преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
  • понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
  • составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
  • анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из частей (под руководством учителя);
  • осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.);
  • проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).

Коммуникативные:

  • ученик научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям;
  • ученик научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения;
  • ученик научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
  • ученик научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

Описание места учебного курса в учебном плане

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 7-11 лет и рассчитана на четыре учебных года (139 часов), по одному занятию в неделю:

  • в 1 классе - 33 часа,
  • в 2-4 классах по 34 часов.

III. Содержание курса внеурочной деятельности

IV. Учебно-тематический план

Формы и виды контроля

Педагогический мониторинг позволяет в системе отслеживать результативность образовательного процесса. Педагогический мониторинг включает в себя:

текущий:

  • входной мониторинг сформированности универсальных учебных действий и ключевых компетентностей
  • наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе занятий;
  • проведения дискуссий и круглых столов по актуальным темам;
  • выполнения творческих работ,
  • диагностическая экспресс-работа по изучаемой теме и др.;

промежуточный: тестирование;

итоговый:

  • презентация исследовательских и проектных работ (возможна);
  • итоговый мониторинг сформированности универсальных учебных действий и ключевых компетентностей
  • итоговая интерактивная игра по итогам каждого года обучения

Программой предусмотрены наблюдение и контроль за развитием личности воспитанников, осуществляемые в ходе проведения анкетирования и диагностики.

Критерии результативности:

  • информированность учащихся по основным темам программы;
  • сформированность собственной позиции.

Приложение

Литература

Для педагога:

  1. Асмолов А.Г, Бумеранская Г.В. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя. М; Просвещение, 2009г.
  2. Мищенкова Л.В. «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», Программа, методическое пособие; - М., РОСТ - книга, 2013г.
  3. Мищенкова Л.В. «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», рабочая тетрадь в 2-х частях; - М., РОСТ - книга, 2013г.
  4. Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание… Воспитание! [Текст]/ В.А.Караковский. - М: Педагогическое общество России, 2000. - 256с.
  5. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И.Шемшурина. - М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. - 140с.
  6. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания [Текст] //Н.Н. Щуркова. - М.: Владос, 2005. - 435с.
  7. Щуркова, Н.Н. За гранью урока [Текст] /Н.Н.Щуркова. - М.: Центр гуманитарной литературы, 2004. - 192с.
  8. Яковлева, Т. Без памяти нет совести [Текст] //Открытая школа. - 2005. -N2. - С.13

Для воспитанников:

  1. Винокурова Н. Магия интеллекта или книга о том, когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых. - М., 1994.
  2. Волина В.В. 1000 игр с буквами и словами. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
  3. Волина В.В. Загадки от А до Я. - С.-Пб., 1997.
  4. Волина В.В. Пословицы, поговорки, ребусы. - С.-Пб., 1997.
  5. Ворожба В. Почему? /Загадки и игры для детей, М., 1993.
  6. Гершензон А. Головоломки профессора Головоломки: Сборник затей, фокусов, занимательных задач / Сост. И.Прусаков. - Ижевск, 1992.
  7. Гик Е.Я., Носовский А.М., Попов А.П. Го. Рэндзю. - М., 1991.
  8. Ершов П.П. Технология актерского искусства. - М., 1992.
  9. Игнатьев Е.И. В царстве смекалки /Под. ред. М.К.Потапова. - М.: Наука, 1987.
  10. Игры - обучение, тренинг, досуг… / Под ред. В.В.Петрусинского, М., 1994.
  11. Имею право: сборник игр и задач для тебя и твоих друзей / Авт. - сост. М.Р.Мирошкина, И.И.Фришман. - М., 1999.
  12. Мищенкова Л. В. «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», рабочая тетрадь в 2-х частях; - М., РОСТ - книга, 2013г.
  13. Казанский О.А. Игры в самих себя. - М., 1995.
  14. Капралова Л.П. Все дело в шляпе: Развлекательная игровая программа. - Ярославль, 1998.
  15. Космическое путешествие минные заграждения: Интеллектуально-познавательные игры. - Кострома, 1996.
  16. Кот в мешке: Викторины, загадки, шутки. - РИО Каменск-Уральской типографии, 1996.