Цели урока:
-
Образовательная:
- Познакомить учащихся с культурным наследием японского народа.
- Учить работать акварельными красками «по-сырому», смешивать краски и получать новые оттенки и цвета.
-
Развивающая:
- Развивать умение мыслить творчески, создавать что-то новое, оригинальное, видеть прекрасное в обычных вещах, эстетическое восприятие природы и искусства японских художников;
- Развить наблюдательность и воображение, творческую фантазию и активность, интерес к искусству; развивать сенсорную сферу: наблюдательность и умение сравнивать.
-
Воспитательная:
- Воспитывать аккуратность, умение работать в группе.
- Воспитывать чувство прекрасного на примерах работ японских художников, нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству.
Материалы: альбом, кисти, акварельные краски, баночка для воды, карандаш простой, шаблоны цветов, презентация «Сакура», клеенка, ватман, наглядности Японии.
Ход урока
А сегодня, ребята, мы с вами отправляемся в не менее удивительную, с яркой и своеобразной художественной культурой страну - Японию.
Расположена она на островах Тихого океана, протянувшихся вдоль восточного побережья Азиатского материка с севера на юг. Несмотря на природные стихии японская культура отражает стремление к гармонии с окружающим миром.
Япония раньше других встречает рассвет, приветствуя солнце. Жители Японии называют свою страну - страной восходящего солнца.
В Японии очень красивые горы. (Гора Фудзияма)
На наших уроках мы знакомились с красотой построек, созданных несколько столетий тому назад японскими архитекторами. Это японские храмы, так называемые пагоды. Вспомните удивительные формы крыш, они причудливо загнуты вверх на углах. И эта деталь делает их своеобразными. А также многоярусность японского храма имеет своё неповторимое лицо.
Познакомимся с обликом японцев, их национальной одеждой - кимоно.
Каждый народ - художник.
Каждый народ создает свой прекрасный и мудрый художественный мир - свое искусство. Искусство выражает душу этого народа, его особое лицо, его образ.
Обычаи традиционных праздников до сих пор соблюдают все жители Японии. Весной отмечают дни зацветания слив и виши, летом - ирисов, а осенью - хризантем.
Японская пейзажная живопись очень поэтична, похожа на японскую традиционную поэзию.
3 стиха хоку:
Гляжу - опавший лист
Опять взлетел на ветку.
То бабочка была.Торговец веерами
Привез вязанку ветра.
Ну и жара.Старый пруд…
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.
Каждое стихотворение - маленькая картина.
Учитель: А сегодня, ребята, мы отправляемся с вами на удивительный и неповторимый праздник Японцев «Ханами» - праздник любования сакурой.
Он наступает, когда приходит долгожданная пора весеннего пробуждения. Розовые соцветия превращают деревца в кудрявые облака. Лепестки Сакуры не знают увядания. Весело кружась в струях ветра, они опадают, не желая поступиться своей красотой. Это праздник весны и молодости. Все идут любоваться красотой, которой одарила их природа.
Сакура - японская вишня. Она цветёт всего несколько дней в году, а иногда лишь несколько часов. Не случайно сакура ассоциируем с мимолётностью жизни. Она также является символом совершенства и безупречности.
Сакура
В Японии лишь раз в году
Цветёт сакура-вишня,
Лишь день стоит она в цвету,
Скрывая ветки, листья.
На свете есть лимон, гранат,
Или берёзка наша.
Акация - листочки в ряд,
Но сакура всех краше!
Одни все в листьях круглый год,
Или цветут хоть месяц,
Являя после крупный плод,
Что в рот уже не лезет.
А сакура, лишь расцветет,
Теряет лепестки,
И словно снег в саду идет,
Иль кружат мотыльки…
С конца марта до начала апреля Япония буквально тонет в белоснежной и бело-розовой пене цветущей сакуры. Деревья самых разнообразных форм и размеров, цветы разных тонов и оттенков: белые, розовые, жёлтые, зеленоватые. Вишню разводят в Японии, только ради цветов; плоды в пищу не употребляют.
Наступления поры цветения вишнёвых деревьев ждут все японцы.
Наконец вишня зацвела, и это праздник для страны. Повсюду только и разговоров о том, куда можно поехать полюбоваться первыми весенними цветами. После работы и в выходные дни японцы семьями, с друзьями отправляются в парки, на берега рек, в горы - туда, где цветёт сакура
Вот и мы, с вами посмотрев на эту красоту, не можем не принять участие в празднике «Ханами».
Практическая работа
Учитель: Ребята, пока мы с вами беседовали о Японии, что необычного появилось у нас в классе? (панно с деревом)
Учитель: Да, нам хочется сделать дерево красивым, праздничным. Пока нет праздника, попробуем? Чего не хватает нашему дереву? (цветов)
Учитель: Но как же сделать цветы живыми?
- Можно вырезать листья из цветной бумаги, но они не передадут оттенков всех цветов.
- Можно вырезать листья из плотной бумаги, а затем раскрасить красками!!!
- Можно прикрепить высушенные цветы, но они быстро осыплются.
Тема нашего урока: «Рисование по представлению: Цветение Сакуры. Работа в технике рисование по-сырому».
Учитель: Красивые листочки я вам раздаю? (по форме красивые, но белые).
Учитель: то нужно сделать, чтобы наши листочки «ожили»? (раскрасить их в разные цвета).
Учитель: Правильно, праздничность помогут яркие красивые цветы, выполненные в интересной технике. Она называется «работа акварельными красками по-сырому».
- Итак, приступим:
- Смочим лист бумаги водой, начинаем водить кисточкой сверху по горизонтали слева направо и справа налево, постепенно спускаясь вниз.
- Еще раз обмакнем кисточку в банку с водой - акварельная краска любит воду. Наберем на кисть одну из красок - красную, и коснемся бумаги. Что происходит? (краска расползается)
- Такая техника называется «по-сырому». Цветное пятно сразу расползается и становится пушистым. Пока оно не высохло, рядом можно положить другой цвет, а края пятен сольются образуя плавный переход от одного к другому. Добавляем белый цвет. Рисуем серцевину желтым.
Подведение итогов работы
Ну, вот подходит к концу наш с вами первый урок-путешествие по прекрасной, своеобразной стране - Японии.
Ребята, скажите, пожалуйста, что интересного вы сегодня узнали на уроке? Что понравилось больше всего? Глядя на ваши работы, мне кажется, что мы действительно окунулись в атмосферу праздника. С задачей, которую мы ставили перед собой, я считаю, справились успешно.