Тема урока: Для нас учёба - самый главный труд! Чтение слов с буквой ч. Сочетания ча, ща.
Цель урока: закрепление знаний учащихся о согласном звуке [ч'], буквах Ч, ч, развитие речи учащихся. Знакомство с правописанием сочетаний ча, чу.
Задачи урока:
- учить отличать звук [ч'] и букву «Ч, ч» от других звуков и букв;
- познакомить с правописанием слогов ча, чу;
- учить читать слоги, слова с новой буквой;
- развивать мышление, внимание, память, фонематический слух;
- способствовать формированию правильного, сознательного, выразительного плавного и беглого чтения;
- расширять кругозор учащихся;
- воспитывать трудолюбие, любовь к чтению и учению, умение правильно распределять своё время.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации с использованием учебной литературы;
- осуществлять классификацию понятий, проводить анализ работы, рефлексию.
Регулятивные УУД
- самостоятельно формулировать тему, задачи урока; планировать действия с учетом поставленной учителем задачи;
- умение применять правила при решении учебных задач.
Коммуникативные УУД
- планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- оформлять свои мысли в устной форме, строить монологическую речь.
Личностные УУД:
- выражать своё мнение;
- работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
Сценарий урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок,
Подтянулись, улыбнулись
Друг на друга посмотрели
И спокойно тихо сели.
II. Актуализация знаний учащихся
- Ребята, на прошлом уроке мы учились выразительно читать стихотворение Елены Благининой.
Давайте вспомним его. Дети читают стихотворение.
- Как живётся птицам в холода?
- Можем ли мы им чем-то помочь?
- Кто из вас уже смастерил кормушки?
- Ребята, отгадав загадку, вы узнаете какая еще птичка не улетает от нас зимой в теплые края а остается с нами зимовать.
Шустро зернышки клюет,
Спать с утра нам не дает,
Голосистая певичка -
Желтогрудая … (синичка)
- Почему именно синичка прилетела к нам на урок? Какую букву мы изучали на прошлом уроке? Какие ещё слова со звуком « ч» услышали в загадке? (певичка).
- Что вы узнали на прошлом уроке о звуке «ч»? Ответы детей
Работа в парах.
- Синичка задание вам в клюве принесла.
- Откроем конверт и прочитаем задание. (Ребята, у вас на партах карточки с буквами. Выполните мои задания.)
Задания:
1. Обведите красным карандашом гласные буквы. (По готовности пара поднимает руки)
Какую функцию выполняют гласные буквы? (Они обозначают твердость или мягкость впереди стоящих согласных)
- Какие буквы вы не стали обводить? (согласные)
- Что вы знаете о согласных? (Одни согласные могут быть звонкими, другие глухими. Могут быть мягкими или твердыми. Есть парные согласные)
2. Соедините линией парные согласные. (По готовности пара поднимает руки)
д ы з о у м г е
а т я с и л э к ю
Оцените свою работу (Поставить в клеточку линию нужного цвета)
III. Формулирование темы и целей урока
- Посмотрите на картинки и назовите, что вы видите? (чайник, чулан, часы, чулок, туча, чугунок)
-Знаете ли вы, что такое чулан?
- Что общего есть во всех этих словах? (Во всех словах мы слышим звук Ч;
- На какие две группы можно разделить эти слова? (Слова в которых есть ЧУ и слова в которых есть ЧА)
- Как вы думаете, чем будем заниматься на уроке? Тема нашего урока
(Чтение слов с буквой ч. Сочетания ча, чу)
Какие задачи поставим на урок?
Уметь распознавать данный звук, читать слоги, слова, предложения с данной буквой, повторить правило)
VI. Изучение новой темы
- Сегодня нас ждут на уроке новые знания.
- Отгадайте загадку.
Чтобы знанья обрести,
В школу нужно вам прийти,
Чтобы умным, мудрым стать,
Вам их надо посещать! (Уроки)
- На рабочем листочке, задание №1 запишите отгадку печатными буквами и начертите схему этого слова. Один ученик у доски.
Оцените себя во второй клеточке
- Ребята, а зачем нам посещать уроки? Ходить в школу?
Вывод: для нас учеба - самый главный труд.
1. Работа с «Азбукой»
Откроем нашу умную книгу на странице 7
а) прочтите слова, которые написаны жирным шрифтом.
Какое слово лишнее? Чтение - лишнее, потому что у остальных слов есть общая часть и близкий смысл.
б) Чтение текста « Мы учимся» (стр. 7). Все вполголоса, потом по предложению.
в) Беседа по содержанию.
- О чем рассказывается в тексте?
- Чем мы занимаемся на уроках чтения?
- Математики? Зачем нам нужны Прописи?
- Ребята, как же называется порядок уроков на каждый день? Кто знает? Конечно же, это расписание. Молодцы!
г) Мне очень хочется узнать какой любимый урок у каждого из вас. Для этого вам необходимо выполнить задание 2.
Взаимотроверка клеточка номер 3
д) Развитие речи.
- Расскажите о своем любимом уроке. (Рассказ 2-3 учеников)
2. Закрепление правила написания орфограмм «ча и чу».
- Ребята, у нас на странице красочная картина. Что вы видите на рисунке? (Урок письма и урок рисования)
- Что вы знаете про сочетания ЧА и ЧУ?
ЧА пиши с буквой А.
ЧУ пиши с буквой У.
- Это версия учёных. А на самом деле вот что произошло.
Однажды буквы Я, Ю, А и У позвали играть в прятки букву Ч. Они посчитались и выпало искать букве Ч. Остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать начнут. Вот буква Ч уже все обошла, нашла А и У, а Я и Ю все никак не найдет. Искала, искала, так и не нашла, обиженная, решила пойти домой. Проходит буква Ч мимо соседнего домика, видит - Ю и Я как ни в чем не бывало сидят на крылечке. Обиделась Ч и с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе.
А вот с буквами А и У, буква Ч подружилась.
С тех пор ЧА и ЧУ пишутся только с А и У.
Придумайте слова с этими слогами.
3. Физкультминутка
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки - на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
4. Работа в парах
- Выполним задание номер 3 на это правило. Вставьте пропущенную букву и прочитайте текст.
Мы приехали на дач_. Дач_ была у леса. Весь день звуч_ли песни птиц.
Самопроверка клеточка номер 4
V. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по Азбуке. Прочитайте пословицы самостоятельно
- Соедините пословицы.
- Пословица "ученику-удача, учителю-радость" несет в себе смысл, что когда ученик достигает хороших результатов, отличная оценка или победа в олимпиаде, например, учитель всегда рад и горд, что старания его были не напрасны.
- Человек, который решил выучить что-то, но бросил, хуже человека, который еще не преступал к изучению чего-либо.
- Человек, который умеет читать, должен уметь думать. От того, что текст будет просто прочитан, толку будет мало. Читатель должен не только уметь прочитывать слова и предложения, но и понимать смысл строк.
- Книга может стать своеобразным собеседником, которому можно не бояться поведать все свои секреты. Книга дает знание, которое нужно для жизни, книга может многому научить человека.
Знания, которые мы получаем из книг, являются одним из самых важных источников нашего богатства.
Оцените свою работу с пословицами в пятой клеточке.
VI. Рефлексия
- Как работали на уроке? Всё ли удалось? Все ли задачи урока выполнили?
- Дайте характеристику звуку ч.
- Придумайте предложение со словом чулан, чабан.
- В чём испытывали затруднения?
Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте смайлику улыбку.
- Ребята, которые успели прочитать текст о синицах, скажите когда отмечается СИНИЧКИН ДЕНЬ?
- Чем можно кормить синиц?