Пояснительная записка
Данное занятие разработано в соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой «Юные мастера» (1 год обучения, продвинутый уровень). Тема соответствует первому разделу «Композиция». Занятие ориентировано на обучающихся в возрасте 10-11 лет. Количество обучающихся в группе 10-12 человек.
Актуальность. Одной из задач Концепции дополнительного образования детей до 2030 года является формирование функциональной грамотности обучающихся. «Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». А.А.Леонтьев. [2]
Основы функциональной грамотности начинают формироваться в образовательном процессе в начальной школе. В данное занятие включены некоторые направления в развитии функциональной грамотности: читательская (чтение инструкционной карты), математическая (разметка бумаги), креативное мышление. Под руководством педагога обучающиеся выявляют затруднения, самостоятельно ищут пути решения проблемы, (вычленение затруднений, поиск решений). Обучающиеся учатся анализировать и выстраивать последовательность работы, у обучающихся формируется контроль и самооценка выполненной работы. Грамотно подобранные методы, формы и технологии обучения в совокупности с применением основных направлений развития функциональной грамотности развивают мышление, коммуникативные способности, речь, пространственное мышление и др., тем самым закладывая основу для формирования личности будущего гражданина.
Цель: изготовление аппликации в технике транспарантного вырезания.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с техникой транспарантного вырезания;
- закреплять знания о симметрии;
- закреплять умение чтения инструкционной карты;
- обучать последовательности действий при выполнении работы.
Развивающие:
- развивать точность движений рук;
- способствовать развитию наглядно-образного мышления, глазомера;
- способствовать умению определения цветного контраста при симметричной аппликации.
Воспитательные:
- формировать ценные личные качества: целеустремленность, аккуратность, настойчивость в достижении цели;
- формировать адекватную самооценку и уверенность в себе;
- формировать систему нравственных межличностных отношений.
Тип занятия: комбинированное (повторение пройденного материала, изучение нового материала).
Формы и методы проведения занятия: беседа, объяснение, показ, практическая работа, самостоятельная работа.
Педагогические образовательные технологии: развивающее обучение, технология диалогового взаимодействия, личностно-ориентированный подход, технология проблемного обучения, технология развития критического мышления, технология коллективной творческой деятельности.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.
Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, двигательная, рефлексивная.
Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный экран, проектор.
Оборудование:
- для педагога: образец изделия, презентация, конспект занятия;
- для обучающихся: цветной картон, цветная бумага, клей-карандаш, ножницы, линейка, карандаш.
Дидактические материалы: шаблоны, инструкционная карта (Приложение 1)
Продолжительность занятия: 40 минут (организационный этап - 5 мин., подготовительный этап - 10 мин., основной - 20 мин., подведение итогов и рефлексия - 5 мин.)
Планируемые результаты:
- обучающиеся расширят знания о техниках вырезания бумаги и составления аппликаций;
- посредством чтения инструкционной карты, умения планировать и самостоятельно работать, реализации практических навыков будет формироваться и совершенствоваться функциональная грамотность обучающихся.
Ход занятия
Список используемых источников
Литература
- Алексашина, И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: Учебно-методическое пособие / И.Ю.Алексашина, О.А.Абдулаева, Ю.П.Киселев; науч. ред. И.Ю.Алексашина. - СПб.: КАРО, 2019. - 160 с.
- Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А.А.Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.
Интернет-ресурсы
- Информационно-правовой портал «ГАРАНТ.РУ»: [сайт] / Концепция развития дополнительного образования детей. - Москва: распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. № 678-р Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации: [электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403709682/ (Дата обращения 15.11.2023)
- Образовательный портал «PRODLENKA»: [сайт] / Мехрякова Т.В. Презентация к уроку технологии "Транспарантное вырезание "Рыбка": [электронный ресурс]. -
URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/
349568-prezentacija-k-uroku-tehnologii-transparantno (Дата обращения 15.11.2023). - Официальный сайт ООО «Инфоурок»: [сайт]. / Конспект урока "Работа с бумагой. Транспарантное вырезание": [электронный ресурс] / -
URL: https://infourok.ru/konspekt-uroka-rabota-s-
bumagoj-transparantnoe-vyrezanie-6172813.html (Дата обращения: 15.11.2023).