Программа дошкольного образования по направлению художественно-эстетическое развитие "Город мастеров" для детей 4–5 лет

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Срок реализации программы - 1 год.

Пояснительная записка

«Не каждый ребенок приходит в мир, чтобы стать художником. Но, верно и то, что определенным потенциалом художественного развития обладает каждый вступающий в мир человек, и этот потенциал необходимо раскрыть!»
А.С.Галанов

Огромное внимание в современном обществе уделяется воспитанию подрастающего поколения, в частности - дошкольникам. Создание дополнительных образовательных услуг, в данное время стало неотъемлемой частью обучающего процесса. Одним из вариантов таких услуг является кружковая деятельность.

На данный момент очень актуальными стали кружки, направленные на творческое развитие ребенка. Обоснованностью такого суждения является тот факт, что, важную роль в процессе формирования личности дошкольника играет именно художественно-эстетическое развитие. На протяжении нескольких лет проводят исследования, направленные на выявление и развитие творческих способностей детей. Каждое новое исследование открывает все больше возможностей и перспективы для детей и педагогов.

Формирование личности ребенка предполагает собой развитие разнообразных способностей, умений и навыков, которые проявляются непосредственно через творческую деятельность. Она является одной из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого - изобразительная деятельность ребенка в детском саду и в школе. В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

В творческой кружковой деятельности сочетаются различные педагогические подходы: от личностного к культурологическому. Используя такое сочетание, возник детский кружок «Город мастеров», где сочетаются различные технологии создания детского творчества.

Основой кружка является «ручной труд» ребенка. Как все знают, «ручной труд» - это универсальное образовательное средство, которое способно уравнять интеллектуальную деятельность. Работая руками, дети изучают свойства материалов, с которыми они работают, развивают мелкую моторику создавая поделки и рисунки, развивают творческое и дивергентное мышление. Всё это позволяет им проявлять свою индивидуальность.

Новизна заключается в том, что программа направленна на выявление и развитие индивидуальных способностей каждого участника образовательного процесса, что в дальнейшем поспособствует личностному росту ребенка и поддержания веры в себя самого, а также более «легкому» процессу социализации в обществе.

Целью «Города мастеров» является ознакомление детей с различными видами ручного труда. Приобщение дошкольников к художественной культуре и развитие творческих способностей, через различные техники мастерства создания поделок.

Задачи:

  • Обучающая: учить детей работать с различными материалами, осваивать техники работы сними.
  • Развивающая: развивать творческую активность детей, мелкую моторику, умение пользоваться вспомогательными средствами, а также поддерживать потребность в самоутверждении. Развивать детскую индивидуальность.
  • Воспитательная: формировать положительное восприятие окружающего мира, воспитывать художественный вкус, тягу к ручному труду.

Данный кружок рассчитан на детей в возрасте 5-7 лет. Продолжительность 1 год. Ожидаемым результатом является овладение детьми определенных знаний, умений и навыков, выявление и осознание детьми своих способностей.

Кружок «Город мастеров» является прототипом всеми любимого одноименного советского фильма, где каждый житель уникален. Дети поэтапно будут овладевать разными техниками «мастерства». Движение будет от «простого к сложному». От элементарного склеивания бумаги к технике оригами. Каждое занятие - это знакомство с новым мастерством нашего города, где ежемесячно создается новый квартал детского творчества.

Первое занятие является вводным, где происходит закладка нашего города и наших кварталов совместно с детьми. На этом занятии важно работать сплоченно и коллективно. Чтобы дети почувствовали поддержку и командный дух, а также свою личную значимость и ценность мнения каждого участника образовательного процесса. Именно с первого занятия закладываются доверительные отношения между кружковцами и педагогом, поэтому программа кружка строится с учетом пожеланий детей. Так одним из пожеланий детей было научиться делать мягкую игрушку. В течении одного занятий мы знакомились с ее техникой создания и практического применения, сделали заготовки, а на следующем уже раскрашивали и подводили итоги проделанной работы и открывали новый квартал «Мягкая игрушка». Он получился таким креативным, что позволило каждому ребенку осознать, что он особенный, что его работа индивидуальна. И так каждое новое занятие, каждый новый квартал будь то «Бумажный квартал» либо «Волшебные нитки» все это развитие дивергентного мышления, что является одной из основных целей «Города мастеров». Ведь дивергентное мышление направленно непосредственно на поиск невыясненного, оно выходит за границы существующих стандартов, ищет новые, необычные пути решения различных трудностей, а это именно то, что мы ждем от подрастающего поколения.

Актуальность

Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности должно быть не только практическим, но и духовным.

С глубокой древности человек изготовлял различные изделия, стремился сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ служило то, что дарила земля, что исходило от самой природы: камень, глина, солома, трава, дерево.

Общение учащихся с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей, очень важны для общего художественного развития детей, для воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.

  • Занятия художественным творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании реализовать желание что-то создавать своими руками. Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться - самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов: Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
  • Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
  • Системность организации учебно-воспитательного процесса;

Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью- это самые распространенные виды декоративно - прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно-прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены. Настоящая программа предназначена для развития творческих задатков детей в различных видах художественно-эстетической деятельности.

Цели кружковой работы

  • всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;
  • создание условий для самореализации ученика в творчестве;
  • формирование практических трудовых навыков;
  • развитие индивидуальных творческих способностей.

Данные цели будут достигнуты при реализации следующих задач:

Обучающие:

  • освоение детьми знаний по различным аспектам декоративно-прикладного творчества;
  • формирование творческого мышления, ассоциативных образов фантазии, умения решать художественно-творческие задачи на вариации и импровизацию народной игрушки;
  • овладение техникой изготовления изделий из глины и других природных материалов;
  • развитие эстетической взыскательности, самостоятельности суждений при восприятии произведений искусства.

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
  • развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
  • формирование творческих способностей, духовной культуры
  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитательные:

  • изучать богатейшее наследие отечественных мастеров;
  • уметь видеть материал, фантазировать, создавать интересные образы, композиции; развивать творческую фантазию детей, художественный вкус, чувство красоты и пропорций;
  • прививать любовь к родине, родной природе, народным традициям.
  • воспитание у детей уважения и любви к сокровищам национальной и мировой культуры;
  • формирование аккуратности в работе и трудолюбия;
  • развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки;
  • развитие коммуникативных навыков культуры общения со сверстниками.

В программе реализуются основные задачи, направленные на совершенствование развития, обучения и воспитания подрастающего поколения. Труд обучающихся как на уроках, так и во внеурочное время способствует развитию их восприятия, мышления, играет большую роль в деле воспитания, а также решает задачу профессиональной подготовки. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах и выставках.

Формы и методы обучения

В процессе занятий используются различные формы занятий:

  • традиционные, комбинированные и практические занятия;
  • лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
  • наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) и др.);
  • практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и шаблонам)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
  • исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

  • фронтальный - одновременная работа со всеми учащимися;
  • индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой - организация работы в группах;
  • индивидуальный - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 4-7 лет. В кружок принимаются все желающие без специального отбора. Занятия проводятся 1 час в неделю, что составляет 34 часа в год. Срок реализации программы 1 год.

Режим работы кружка - 2 занятия в неделю по 30 мин.

Требования к уровню подготовки учащихся

В процессе занятий педагог направляет творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самопознание и открытие своего "Я". При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности. В результате обучения в кружке по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие основные знания и умения: умение планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств материала, овладение приемами изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области природоведения, изобразительного искусства, литературы.

Ожидаемые результаты

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
  • называть и объяснять свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
  • самостоятельно определять и объяснять свои чувства и ощущения, возникающие в результате созерцания, рассуждения, обсуждения, самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей);
  • в предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Предметными результатами работы в кружке являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

  1. Составление альбома лучших работ.
  2. Проведение выставок работ учащихся в приемной группы;
  3. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление зала для проведения праздничных утренников;
  4. Участие в районных конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества;
  5. Участие (в дистанционном режиме) в конкурсах, выставках детского прикладного и технического творчества.

Содержание программы

Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество. В основном вся практическая деятельность основано на изготовлении различных изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления изделий.

Само исследование особенностей творческих способностей старших дошкольников проводилось в несколько этапов.

На подготовительном этапе мы изучали психологическую литературу, подбирали методы.

На этапе эксперимента в экспериментальной группе детей была проведена специальная работа.

На этапе контрольного эксперимента была проведена проверка эффективности развивающей программы, разработанной для развития творческих способностей старших дошкольников.

На заключительном этапе проводили обработку данных, формулирование выводов.

Для исследования особенностей творческих способностей старших дошкольников было необходимо подобрать диагностические методики, которые могли бы выявить определенные творческие способности, с учетом тех его возрастных изменений, которые происходят в старшем дошкольном возрасте.

Для уровня выявления развития творческих способностей будут использованы диагностические методики, ориентированные на старший дошкольный возраст и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей. Данные тесты помогут выявить особенности психики одного ребенка и или составит портрет группы детей. Они имеют не сложную структуру, легко воспринимаются детьми с интересом выполняются.

При определении уровня развития творческих способностей использовались тесты и методики, предложенные автором Э.П.Торренсом, а также В.Синельниковым, В.Кудрявцевым. (прил.)

Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями народных промыслов и ремесел положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные изделия.

Вводное занятие (1 час)

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.
  • Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

Работа с бумагой и картоном (10 часов)

Теория - 1 час

  • Получение бумаги. Приемы работы с ножницами. Знакомство с различными видами бумаги и картона и их обработки.

Практика - 9 часов

  • Аппликация «Груша» - (1 час)
  • Аппликация «Черепаха» - (1 час)
  • Аппликация забавные животные - (2 часов)
  • Аппликация «Одуванчик» - (1 часа)
  • Поделка из цветного картона «Самолет» - (1 час)
  • Обрывная аппликация «Гриб» - (1 часа)
  • Открытка «Цветы в корзине» - (2 часа)

Аппликация из текстильных материалов (5 часов)

Теория - 1 час

  • Беседа о разновидностях ниток

Практика - 4 часа

  • Аппликация из нарезанных ниток «Мухомор» (1 час)
  • Аппликация из нарезанных ниток «Собачка» (1 час)
  • Аппликация из нарезанных ниток «Мама я к тебе лечу» (2 часа)

Поделки из ваты и ватных дисков (8 часов)

Теория - 1 час

  • Беседа, как получают вату.

Практика - 7 часов

  • Аппликация из ватных дисков «Зайчик» (1 час)
  • «Пудель из ватных шариков и крупы» (1 час)
  • Поделка из бумаги и ватных дисков «Цветы» (1 час)
  • Аппликация «Снеговики» (1 час)
  • Аппликация «Лебеди» ( 2 часа)
  • Аппликация «Букет Коал» (1 час)

Тестопластика (4 часов)

Теория - 1 час

  • Техника «Тестопластика», инструменты и способ приготовления солёного теста.

Практика - 3 часа

  • «Снеговик» - (1 час)
  • «Уточка» - (1 час)
  • «Цыпленок» - (1 час)

Работа с природным материалом (крупа) 6 часов

Теория - 1 час

  • Разновидности круп. Техника работы с природным материалом (крупа).

Практика - 5 часов

  • Изготовление композиций из крупы (3 часа)
  • Изготовление животных из крупы (2 часа)

Итоговое занятие (1 час)

  • Выставка работ учащихся

Работа с бумагой и картоном

Рассматриваются как разные виды бумаги, так и различные способы ее обработки и использования. Аппликация выполняется из вырезанных деталей, мозаика - из элементов, полученных путем обрывания. Постепенно усложняется обрывная аппликация. Обрывание производится по криволинейному контуру, выполненному от руки или перенесенному с выкройки. Из вырезанных деталей дети выполняют уже не плоские, а объемные аппликации.

Продолжается знакомство с искусством мозаики. При выполнении сплошной мозаики из обрывных кусочков усиливается живописный эффект поделки. Дети учатся получать полу объемную мозаику, изменяя форму бумажных элементов. Ведь еще Сухомлинский В. А. сказал: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».

Работа с нитками

Знакомство с нитками (швейные, штопальные, для вышивания, толстые, тонкие) их применением. Обучение приемам работы с нитками. Обращение внимания детей на рациональное и экономное расходование материалов, цветовое сочетание деталей, аккуратность. Научить детей делать поделки из нового материала (разноцветных ниток). Обучение приемам работы нитками. Познакомить с новым способом изготовления - отклеивание объемных форм цветными нитками. Развивать интерес к работе, желание выполнять работу до конца и порадоваться вместе со всеми детьми за достигнутые успехи.

Поделки из ваты и ватных дисков

Не пора ли начать осваивать новый материал - вату? Многие дети любят брать вату в руки, отрывать кусочки и подбрасывать вверх. Так значит необходимо этим кусочкам найти применение, научить детей выполнять из ваты и ватных дисков различные интересные поделки.

Тестопластика

С давних времен люди использовали тесто для изготовления всевозможных игрушек. Ласточки, голуби, зайчики, собачки, олени, свинки, коровки из теста имели ритуально-обрядовое значение - их использовали для зазывания весны или для рождественских поздравлений.

В последнее время тестопластика обрела популярность, особенно среди детей. Техника лепки проста, для работы с тестом необходимо: соль, мука, вода. Тесто - материал очень пластичный, легко приобретает форму, изделия из него достаточно долговечны. Дети имеют возможность видеть реальные плоды своего труда, фантазии, вкуса. К тому же, настенные украшеня, забавные игрушки, сувениры и сюрпризы из соленого теста создадут уют в помещении, наполнят его душевным теплом.

Целью программы является не только обучение учащихся навыкам изготовления разнообразных изделий из соленого теста, но и воспитание творческой личности, развитие её интересов, наклонностей, способностей.

Усваивая програмный материал, дети узнают о разных техниках лепки, ознакамливаются с необходимыми инструментами, оборудованием, материалами.

Доступность материала для кружковых занятий, практическое значение изделий, возможность для индивидуилизации, дифференциации обучения делают кружок привлекательным и позволяют заниматься учащимся с разным уровнем подготовки и материальным положением семь.

Поделки из природного материала

Создание поделок из природного материала, работа с различными крупами дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. И пусть поделки будут не очень совершенны, но они принесут много радости и творческое удовлетворение детям. При работе с крупами не только развиваются творческие способности, но и ярко прослеживаются межпредметные связи с уроками чтения, технологии, рисования.

Тематическое планирование кружка «Город мастеров»

Тема

Кол-во
часов

Теоритических

Практических

Вводное занятие

1

1

-

Работа с бумагой и картоном

10

1

9

Аппликация из текстильных материалов

5

1

4

Поделки из ваты и ватных дисков

8

1

7

Тестопластика

4

1

3

Поделки из природного материала

6

1

5

Итого

34

6

28

Условия реализации программы

Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры, угольник, цветные карандаши, ножницы канцелярские с закругленными концами, кисточка для клея и красок, иголки швейные, для вышивания, булавки, шило, крючок, спицы, пяльцы, шаблоны выкроек, схемы по вязанию.

Материалы: бумага цветная для аппликаций, самоклеющаяся бумага, ватман, калька копировальная, альбом, бархатная бумага, картон переплетный, цветной картон; ткань, мех, вата, ватин, тесьма, эластичная лента, кружева, нитки швейные - белые, черные и цветные, мулине; проволока тонкая мягкая, леска, клей ПВА, силикатный, обойный; цветы, соцветия, шишки; катушки деревянные, соленое тесто, спичечные коробки, яичная скорлупа, пластмассовые бутылки, картонные обложки от книг, открытки, обрезки кожи, пенопласт, поролон, шерстяная пряжа.

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Часы

Примечание

Вводное занятие

1

1

План работы кружка. Знакомство с техникой безопасности.
Правила по технике безопасности. Соблюдение порядка на рабочем месте. Беседа «Рукоделие в вашей семье»

1

Работа с бумагой и картоном

10

2

Получение бумаги. Приемы работы с ножницами. Знакомство с различными видами бумаги и картона и их обработки.

1

3

Аппликация «Груша»

1

4

Аппликация «Черепаха»

1

Забавные животные

2

5

Аппликация «Поросенок»

1

6

Аппликация «Заяц»

1

Аппликация «Одуванчик»

1

7

Заготовка деталей. Соединение деталей картинку

1

8

Поделка из цветного картона «Самолет»

1

Обрывная аппликация «Гриб»

1

9

Заготовка деталей. Соединение деталей в картинку

1

Открытка «Цветы в корзине»

2

10

Подбор материала. Заготовка деталей

1

11

Соединение деталей в картинку

1

Аппликация из текстильных материалов

5

12

Беседа о разновидностях ниток (хлопчатобумажные, шерстяные, шелковые, синтетические)

1

Аппликация из нарезанных ниток «Мухомор»

1

13

Заготовка ниток по цвету, нарезка ниток.
Заполнение изображения

1

Аппликация из нарезанных ниток «Собачка»

1

14

Заготовка ниток по цвету, нарезка ниток.
Заполнение изображения

1

Аппликация из нарезанных ниток «Мама я к тебе лечу»

2

15

Изображение эскиза панно
Подбор материала для панно

1

16

Заготовка ниток по цвету, нарезка ниток Заполнение элементов изображения
Работа над панно

1

Поделки из ваты и ватных дисков

8

17

Беседа, как получают вату

1

Аппликация из ватных дисков «Зайчик»

1

18

Заготовка материала для работы
Сборка аппликации

1

«Пудель из ватных шариков и крупы»

1

19

Заготовка материала для работы
Сборка аппликации

1

Поделка из бумаги и ватных дисков «Цветы»

1

20

Заготовка материала для работы
Сборка открытки

1

Аппликация «Снеговики»

1

21

Заготовка материала для работы
Сборка аппликации

1

Аппликация «Лебеди»

2

22

Подбор материала
Заготовка материала для работы (вырезание заготовок)

1

23

Сборка аппликации

1

Аппликация «Букет Коал»

1

24

Заготовка материала для работы
Сборка аппликации

1

Тестопластика

4

25

Техника «тестопластика», инструменты и способ приготовления соленого теста.

1

26

«Снеговик»

1

27

«Уточка»

1

28

«Цыпленок»

1

Работа с природным материалом (крупа)

6

29

Разновидности круп. Техника работы с природным материалом (крупа).

1

Изготовление композиций из крупы (по выбору учащихся)

5

30

Выбор рисунка, перевод рисунка на основу
Подбор круп для работы над панно

1

31

Работа над изделием, нанесение клея, засыпка элементов панно крупой

1

32

Покрытие поверхности лаком, просушка
Оформление панно в рамку

1

Изготовление панно из крупы с животными

2

33

Выбор рисунка, перевод рисунка на основу
Подбор круп для работы над панно

1

34

Покрытие поверхности лаком, просушка
Оформление панно в рамку

1

Выставка работ учащихся.

Итого

34

Список литературы

  1. Агапова И., Давыдова М. "Школа рукоделия: мягкая игрушка" - М., 2007 г.
  2. Бегун Т.А. "Увлекательное рукоделие" М., 2005 г.
  3. Геронимус Т.М. "Я все умею делать сам" - М., 1998 г.
  4. Еременко Т. И. "Иголка-волшебница" - М., 1987 г.
  5. Лутцева Е.А. "Технология 1-4 классы. Программа" - М., 2008 г.
  6. Молотобарова О.С. "Кружок изготовления игрушек-сувениров" - М., 1990
  7. Носова Т. "Подарки и игрушки своими руками" - М., 2008 г.
  8. А.М.Гукасова «Рукоделие в начальных классах», М., Просвещение, 2005г.
  9. А.М.Гукасова «Внеклассная работа по труду», М., Просвещение, 2006г.
  10. Г.И.Перевертень «Самоделки из бумаги», М., Просвещение, 2007г.
  11. .Г.И.Перевертень «Самоделки из разных материалов, М.Просвещение, 2006г.
  12. Н.М.Коньшева «Лепка в начальных классах», М.Просвещение, 2008г.
  13. Еременко Т.И. "Иголка-волшебница" - М., 1987 г.
  14. В.А.Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.
  15. Т.Б.Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
  16. В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.
  17. Н.В.Волкова, Е.Г.Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
  18. Д.Люцкевич. Роспись по стеклу. - М.: «Эксмо», 2008г.
  19. Ю.Марьина. Коллажи и панно. - М.: «Ниола 21-й век», 2005г.

Интернет-ресурсы

  1. http://stranamasterov.ru
  2. http://www.encyclopedia.ru/
  3. http://www.nachalka.ru/