Цель: создание условий для формирования представления о единицах стоимости - рубль, копейка.
Задачи:
- познакомить с единицами стоимости - рублем и копейкой;
- учить проводить расчет монетами разного достоинства;
- выполнять преобразования величин;
- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи.
1. Оргмомент
- Здравствуйте, ребята, меня зовут Мария Алексеевна и урок математики сегодня проведу у вас я.
- Но перед тем, как начать наш урок, вспомним правила вежливости. Я буду зачитывать предложения, ваша задача дополнить концовку.
На уроке будь старательным, будь спокойным и …
Всё пиши не отставая, слушай, не …
Говори всё четко, внятно, чтобы было всё …
Если хочешь отвечать, надо руку …
- Молодцы! Теперь можно приступать к работе. Сядьте правильно: выпрямите спину, подвиньте стул ближе, так чтобы между вашей партой и животом проходила ладошка.
2. Актуализация знаний
- Сегодня мы совершим небольшое путешествие в одно место. Но в какое, я предлагаю вам догадаться самостоятельно.
- Внимательно послушайте задание. Я буду вам диктовать выражения. Вы должны закрасить простым карандашом нужное число.
Итак, приготовились.
3. Закрасьте число, которое состоит из…
- 5 дес. и 4 ед.;
- 2 дес.;
- 9 дес. и 1 ед.;
- 3 ед. и 4 дес.;
- 2 дес. и 5 ед.;
- 5 ед.;
- 100 ед./1 сот.
- Прочитайте, куда же мы сегодня отправимся. (в магазин)
4. Самоопределение к д-сти
- А что нужно взять с собой, отправляясь в магазин? (кошелек)
- Для чего нужен кошелёк?
- Зачем нужны деньги, где нельзя без них обойтись?
- Когда появились первые деньги неизвестно, но самому древнему упоминанию о них - 4500 лет;
- В древности деньги делали из камня, брусков соли и даже перьев. Позже уже стали делать из железа и золота
- Вы уже догадались, о чём наш урок (Мы будем изучать денежные единицы, считать деньги, «сделаем покупки в магазине».)
5. Работа по теме
- На какие группы можно разделить деньги? (Банкноты и монеты, рубли и копейки.)
- А что больше 1 рубль или 1 копейка?
- Итак, мы с вами всё повторили, можно и отправляться в магазин.
- Посмотрите, какой большой выбор в нашем магазине. Давайте попробуем что-нибудь купить. Проверьте, чтобы у всех на партах лежали деньги.
- Хватит ли нам денег, чтобы купить сок? Молоко? Хлеб?
- Скажите, мне пожалуйста, а каких знаний нам не хватает, чтобы сделать покупку? (мы не умеем считать деньги)
- Молодцы, садитесь!
Учебник. с. 16.
- Откройте учебник. Посмотрите на поля учебника. Скажите, сколько копеек в 1 рубле?
- Запишем это в тетр. Откройте тетради, положите тетрадь под наклоном. Сядьте правильно: выпрямите спину, пододвиньте стул ближе, так, чтобы между партой и вашим животом проходила ладошка.
- Напишите число, классная работа.
- Итак, 1 рубль = 100 коп.
- Скажите, есть какое-то сходство с этой записью? 1 сот. = 100 ед.
- Чем похожи? Это знание нам сегодня очень пригодится на уроке.
Работа с раздаточным материалом. (магазин)
- Я предлагаю вам, сходить в наш магазин. Давайте попробуем теперь купить, всё что нам нравится.
Парная работа
- Для этого объединяемся в пары. Но перед работой, вспомним правила работы в паре.
- Сколько монет номиналом в 50 коп. нам понадобятся, чтобы получить 1 рубль?
- Что мы знаем о рубле? Сколько копеек в 1 рубле? (100) Можем мы представить 50 коп. в виде 5 дес.? Сколько нужно дес., чтобы получить 100/1 сотню? (10)
- Положите, перед собой столько монет номиналом в 50 коп., чтобы в сумме они давали 100. Сколько вы положили? (2 шт)
- Тогда сколько же монет номиналом 10 копеек нам понадобятся? Если в 1 рубле 100 копеек? Можем мы число 10 представить в виде 1 дес? Положите, столько монет перед собой, сколько нужно, чтобы получился рубль.
- А Сколько тогда понадобиться монет номиналом в 1 копейку? Почему?
- Посчитайте, сколько всего рублей у вас лежит на столе. (2 р.)
Физминутка
В магазин мы все ходили и продукты там купили: (идут по кругу)
Хлеба, мяса, молока, масла, рыбы, творога, (взмах руками влево, вправо)
Все к обеду припасли, (прямо, широко разводят руки)
И до дома донесли. (приседают)
- Значит, сколько мы сможем продуктов купить на 2 рубля?
- Рассмотрите кошельки, изображённые на полях (с. 16).
- Сколько монет в каждом из них? (В первом две монеты, во втором три монеты.)
- Сколько денег в каждом кошельке? (В первом - 55 копеек, во втором - 61 копейка.)
Учебник №4.
- Прочитайте задачу. Прочитайте еще раз условие. Прочитайте вопрос.
- Что известно в задаче? (у Оли было 5р и 2 р)
- Сколько она потратила? (6 р.)
- Что нужно найти?
- Изобразим краткую запись графически.
- Запишите номер 4. Возьмите простой карандаш и линейку.
- Изобразим 1 рубль в виде 1 см.
- Тогда сколько см нам нужно, чтобы показать 5 р? (5 см). Начертите отрезок. Сколько у нее еще было? Сколько это в см? Начертим.
- Сколько она потратила? Приложите линейку к началу нашего отрезка, отмерьте на нем 6 см и отметьте точкой.
7. Рефлексия
- Наш урок подходит к концу. С чем мы сегодня познакомились? Сколько в 1 рубле копеек?
- Давайте оценим свою работу на уроке. Если у вас всё получилось сегодня, и вы довольны своей работой, пожалуйста, похлопайте себе. Вы сегодня большие молодцы!