Занятие по обучению грамоте с детьми 6–7 лет с ЗПР по теме "Необычный город Здоровья"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: обучение грамоте, ЗПР


Цель: Формирование знаний о здоровье и о том, что его нужно беречь.

Обучающие задачи: (Образовательные)

  • Развивать зрительное, фонематическое восприятие.
  • Продолжать формировать умение отгадывать загадки.
  • Совершенствовать умение делить слова на слоги.
  • Выделять и различать гласные, согласные, твердые и мягкие звуки.
  • Упражнять в умении составлять полное предложение
  • Продолжать учить детей правильно выполнять артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз и пальчиковую гимнастику с помощью Су-Джок мячика.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать моральные качества детей.
  • Прививать привычку вести здоровый образ жизни.
  • С помощью игровых заданий создать положительный эмоциональный настрой.
  • Воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества,

Развивающие задачи: Развивать виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Оборудование:

  • Карточки полезные и не полезные продукты, холодильники из картона для определения гласных, согласных твердых и мягких звуков;
  • Карточки с картинками овощей и фруктов, колокольчик и шумелка для фонематического восприятия;
  • Карточки-отгадки на загадки, для деления слов на слоги.

Организационный момент

Логопед: Добрый день, ребята, ребята дошколята!

Я к вам по лугам, по лесам, по полям спешила. И два только слова шептала, детский сад, детский, детский сад!

Вы ангиной не болеете?

А Скарлатиной не болеете ли вы, не хвораете?

А режим дня соблюдаете?

Это очень хорошо, что у вас все в порядке. Ребята, а что нужно, чтобы быть здоровым? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Предлагаю вам сегодня отправится в необычный город «ЗДОРОВЬЯ» Жители этого города приготовили нам задания. Этот город находится совсем близко, но нужно быть подготовленными к путешествию.

На задания нужно отвечать громко и четко, поэтому, давайте разомнем наши губы и язык с помощью артикуляционной гимнастики.

"Считалочка"

Раз - окошечко открыли.
(открывать широко рот и закрывать его).
Два - мы дудочку купили,
(тянуть губы вперёд «хоботком»).
Три - в улыбке наши губки,
(широко улыбаться, растягивая губы).
На четыре - чистим зубки,
(рот приоткрыть, «чистить» кончиком языка нижние и верхние зубы с внутренней и внешней поверхности).
Пять - мы моем потолок,
(рот открыть максимально широко, проводить широким языком вперёд-назад по нёбу, рот не закрывать).
Шесть - лошадка скок да скок,
(рот держать широко открытым, улыбнуться и медленно щёлкать языком, присасывая его к нёбу и отрывая от него, тянуть подъязычную связку).
Семь - варенье очень любим,
(рот открыть и улыбнуться, широким языком облизывать верхнюю губу, при этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать её, втягивая язык вглубь рта, рот не закрывать).
Восемь - горку делать будем,
(рот открыть, спрятать кончик языка за нижние зубы, выгнуть спинку языка).
Девять - дружно мы болтаем,
(широко открыть рот. «Болтать» языком, проводя им вперед-назад по верхней губе: "бл-бл-бл-бл...")
Десять - ротик закрываем.
(рот закрыть, язык спокойно лежит во рту).

Вот, мне пришло смс о том, что жители на улице витаминной приготовили первое задание.

Улица «ВИТАМИННАЯ»

Игровое упражнение «Какой первый звук?» (Закрепление определения первого гласного или согласного звука в слове). Логопед предлагает рассмотреть картинки, а затем выделить начальный звук (гласный или согласный) только в названиях полезных продуктов питания.

Игровое упражнение «Разложи продукты в холодильник» (Закрепление представлений о твёрдых и мягких согласных и гласных звуках)

Правило: Логопед напоминает детям о том, что твёрдые согласные мы по-прежнему будем обозначать синим цветом, а мягкие согласные - зелёным. А гласные звуки обозначаем красным цветом. Детям необходимо рассмотреть картинки, определить первый звук в каждом слове, определить гласный звук, твёрдый он или мягкий, и положить картинку в нужный холодильник.

Думаю, что на улице витаминная, справились с заданием, пора отправляться дальше.

А чтобы дойти до улицы Загадочной, нам нужно пройти по следочкам с нейрозаданиями.

Нас встречает улица ЗАГАДОЧНАЯ.

Логопед: Одно из самых важных правил не только правильно питаться, но соблюдать правила личной гигиены. Жители на улице ЗАГАДОЧНОЙ приготовили второе задание, необходимо отгадать загадки про предметы помощники в чистоте и разделить слова на слоги и прикрепить их к соответствующему дому.

Игровое упражнение «Сколько частей (слогов) в слове-отгадке?» (На закрепление навыка деления слов на части).

Правило: Логопед загадывает загадку, дети отгадывают; потом делят слово-отгадку на части (слоги), используя прием - поднесение руки к подбородку или похлопывание в ладоши.

Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится.
(Мыло)

Хожу брожу не по лесам,
А по усам и по волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расческа)

Пластмассовая спинка,
Жесткая щетинка,
С зубной пастой дружит,
Нам усердно служит.
(Зубная щетка)

Этот домик не простой,
Жар в нем летом и зимой,
если ты там бывал,
«С легким паром!» слышал.
(Баня)

Вместе с мылом и водой.
Я слежу за чистотой.
Пены для меня не жалко,
разотру вас Я … (мочалка)

Все девочки и мальчики
Носят меня в карманчике,
А как нужен стану
Так меня достанут
Чисто себя приберут
И обратно спрячут.
(Носовой платочек)

Нос детишкам вытирает
этот ткани лоскуток,
горе тем,
кто забывает положить в карман…
(Платок)

Не страшна грязь и вода,
если рядом есть она.
Съел мороженко, конфетку,
Вытри рот скорей ...
(Салфеткой)

Чтобы мягкой была кожа
для того средства есть тоже.
Мы советуем вам всем:
Применяйте нужный…
(Крем)

И сияет и блестит
Никому оно не льстит,
А любому правду скажет -
Все как есть ему расскажет.
(Зеркало)

Что за дождь без облаков
Целый день идти готов
только кран я повернул
На меня ливень хлынул.
(Душ)

Мойдодыру я родня.
Отверни - ка ты меня
и холодную водою
быстро я тебя умою
(Кран)

Инструмент бывалый -
Не большой, не малый.
У него полно забот:
Он и режет, и стрижёт
(Ножницы)

Без нее мы никуда:
«ни туда и не сюда»,
Всем для жизни нам нужна
очень чистая (Вода)

В доме есть такое море,
в ней себя мы часто моем,
В белой пене отдыхаем,
Кораблики пускаем.
(Ванна)

Чтобы волосы блестели
и красивый вид имели,
чтоб сверкали чистотой,
Мною их скорей помой.
(Шампунь)

Живет она
в красочном тюбике в ванной.
А дружит с зубами
И щёткой в стакане.
(Паста)

Надо приучать малышей
следить за гигиеной ушей.
Чтоб не играть с грязью
в салочки,
чисти уши …
(Ватной палочкой)

Знаем мыло постепенно
нашу кожу сушит,
чтоб ее нам защитить
используй ….
(Гель для душа)

Улица СПОРТИВНАЯ

Логопед: Что значит быть здоровым человеком?

Дети: Быть крепким, бодрым, веселым, энергичным, сильным (полным ответом).

Логопед: Что нужно делать, чтобы быть сильным?

Дети: Заниматься спортом, делать физические упражнения, зарядку.

Логопед: Вы знаете, как называются жители этой улицы, которые занимаются спортом? (спортсмены) Совершенно правильно. Люди, которые посвятили жизнь спорту, называются спортсменами.

Игра «Один-много»

Правило: (Логопед бросает мяч детям по очереди) Я называю жителя-спортсмена, а вы отвечаете много жителей-спортсменов:

  • лыжник-лыжники,
  • хоккеист-хоккеисты,
  • баскетболист-баскетболисты,
  • шахматист-шахматисты,
  • пловец-пловцы,
  • конькобежец-конькобежцы,
  • футболист-футболисты,
  • гимнаст-гимнасты.

Мы о ком сейчас говорили? Как назвать, одним словом? (Спортсмены).

А нам пора отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика «Су-Джок»

Мяч по кругу мы катаем
Назад-вперед его гоняем
В правую руку мячик возьмем -
Спрячем в ладошке, и сильно сожмем
В левую руку мячик возьмем
Спрячем в ладошке и сильно сожмем
С мячиком снова играем-
Между пальчиков его зажимаем
Зажимаем не роняем.
Выполняем последний трюк-
Мяч летает между рук.
Мы с тобой играемся
Здоровья набираемся.

Логопед: Ребята, нам пора на улицу «ЧИСТЮЛЬКИНО».

Здесь нас ждет знаменитый Мойдодыр умывальников начальник и мочалок командир. Выходит Вирус (Микроб) здоровается за руку и наклеивает на руки детей по одному микробу.

Логопед: Что нужно делать с руками, когда они грязные, конечно их нужно намыть. И мы с вами попробуем эти вирусы опустить в воду и посмотрим, что с ними будет. (Эксперимент) у каждого по одному вирусу, опускаем по очереди в воду, он раскрывается, видна буква, придумываем слово на эту букву. Все по очереди. Затем из этих букв дети составляют слово «ЗДОРОВЬЕ».

Кто хочет выложить слово-отгадку из букв? (дети, которые могут читать)

Придумайте предложение со словом здоровье.

Ответы детей.

Логопед: Ребята, мы справились со всеми заданиями и жители города «ЗДОРОВЬЕ». А теперь пришла пора возвращаться в детский сад. А возвращаться мы будем на воздушных шарах… Ой, а они не надуты… (проблемная ситуация)

Дети надувают шарики.

Рефлексивная деятельность

А сейчас я прошу похлопать в ладоши тех ребят, кто сегодня:

  • был очень активен.
  • кому было трудно.
  • кому было интересно.