Цель: Формировать представление детей о свойствах воды, круговороте воды в природе.
Задачи:
- Познакомить детей с физическими свойствами воды;
- Дать понятие о круговороте воды в природе;
- Воспитывать навыки экологически грамотного поведения в быту.
Оборудование:
- Глобус;
- Пластиковые стаканы с чистой водой;
- Чайная ложка, бусинки, камушки;
- Иллюстрации круговорота воды в природе, картинки к загадкам;
- Капельки из картона;
- Краски; сахар, клеенки, бумажные салфетки.
Ход занятия
Дети сидят на ковре полукругом.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришла «Капелька» и предлагает отправиться вместе с ней в путешествие. Вы согласны? (ответы детей)
Посмотрите пожалуйста внимательно на глобус. Что на нем изображено голубым цветом? Ответы детей: моря, океаны, реки, озера.
Да, правильно. Наша планета почти вся голубая, это цвет воды. Только благодаря такому количеству воды на планете возможна жизнь. На Земле нет ни одного живого организма, который мог бы прожить без воды.
Игра с «капелькой»
«Что было бы, если б не было воды?»
Дети передают капельку, по очереди отвечают на заданный вопрос.
Например:
- земля бы была сухой;
- не выросли растения;
- не было б животных, насекомых, рыб и т.д.
Вы знаете, что вода настоящая волшебница, умеет превращаться и изменять свою состояние. Попробуйте отгадать загадки, во что может превратиться вода?
«Что за звездочки такие, на пальто и на платке.
Вырезные, кружевные, а возьмешь - вода в руке?»
(снежинки)«Говорю я брату: «Ох, с неба сыплется горох.
«Вот чудак», - ответил брат, твой горох - ведь это… (град)«Утром бусы засверкали - всю траву собой заткали,
а пошли искать их днем, ищем, ищем - не найдем» (роса)
Воспитатель: А сейчас я расскажу вам сказку о путешествии капельки.
Жила-была капелька. Как-то сидела она на тучке со своими подружками, но вдруг сверкнула молния и ударил гром. Капелька испугалась. И спрыгнув с тучки, полетела вниз вместе с другими капельками-подружками. Упав на землю они образовали лужу. Из чего получилась лужа? Ответы детей. (из воды). Вывод: значит капелька находится сейчас в жидком состоянии.
Физкультминутка
Сейчас мы отдохнем и поиграем с вами: вы будете капельками, а я буду мама-тучка. Я говорю слова, а вы выполняете движения.
Капельки прыгают по Земле, скучно им стало прыгать по одиночке. Собрались они вместе и поплыли веселым ручейком (по 2 человека).
Встретились ручейки по дороге и соединились в большую реку (цепочку). Текла-текла река и попала в море (двигаемся по кругу). Выглянуло солнышко. Пригрело капельки, потянулись они к солнышку. На солнышке капельки испарились и превратились в водяной пар. Так капельки снова вернулись к маме-тучке и выпали на Землю проливным дождем.
Вот с помощью этой игры мы с вами показали круговорот воды в природе.
Воспитатель: - А сейчас мы пройдём в нашу лабораторию и немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать какими свойствами обладает вода в жидком состоянии. Вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: Это место где проводят опыты.
Верно, ребята, это место где проводят опыты и исследования. А как называют человека, который работает в лаборатории?
Дети: Лаборант, исследователь.
1 эксперимент
На вашем столе стаканчики с водой, посмотрите и определите какого цвета вода? (ответы детей).
Вывод: вода - бесцветная.
2 эксперимент
У вас на столе 2 стакана - один с чистой водой, другой с краской. Попробуйте положить в эти стаканы камешки. И скажите, сквозь какой стакан будут видны камешки? (ответы детей)
Вывод: вода - прозрачная.
3 эксперимент
Теперь мы с вами понюхаем воду. Чем пахнет вода? (ответы детей)
Вывод: вода не имеет запаха.
4 эксперимент
Мы попробуем жидкость на вкус, какая вода на вкус?
Вывод: вода не имеет вкуса
5 эксперимент
А еще мы можем потрогать стакан с водой. Какой он температуры?
Вывод: вода прохладная, стакан с водой холодный.
Сколько нового мы узнали о воде и ее свойствах, повторим их. (ответы детей)
Сейчас в мире воды столько же, сколько было всегда. Но на планете много живых организмов и всем нужна вода. Поэтому мы должны беречь воду, чтобы ее хватило на всех. Давайте вместе с «капелькой» вспомним правила пользования водой. (ответы детей)
Рефлексия
- Что нового вы узнали на нашем занятии?
- Понравилось вам экспериментировать?