В 2021-2022 учебном году в 10 пилотных регионах стартовала программа «Орлята России». К её реализации приступили Сахалинская, Тюменская, Челябинская, Омская, Нижегородская, Вологодская, Калининградская, Московская, Брянская области, город Севастополь и Ставропольский край. Всего в работу включились более 2 000 педагогов и 40 000 учеников начальных классов.
Принять участие в новой программе «Орлята России» нам предложила советник директора гимназии по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями Н.В.Прудникова. На тот момент о программе мы толком ничего не знали, кроме того, что нужно будет выполнять различные задания, а главным призом может стать поездка всего класса в ВДЦ «Орлёнок». Мне всегда было интересно узнавать что-то новое, пробовать себя в разных образовательных проектах. Это стремление я постаралась передать своим ученикам, поэтому вопроса о нашем участии в программе «Орлята России» не было. После дистанционной курсовой подготовки, которую я прошла, мы с детьми дружно взялись за работу. В первую очередь, мне хотелось посмотреть, на что способны мои ученики, увидеть, каким образом повлияет на них этот проект, как изменятся их мироощущение, взаимодействие друг с другом. Каждый ребёнок по-своему уникален: у одного талант к музыке или пению, другой любит спорт или танцы, третий - увлекается природоведением. У кого-то, что называется, «светлая голова», а у кого-то - «золотые руки». И только объединившись, став единым целым, они превращаются в дружный детский коллектив, способный добиться успеха в любых состязаниях и конкурсах. А участие в «Орлятах России» помогает каждому проявить свой талант и использовать его на благо других. Честно говоря, на победу мы несильно рассчитывали, но очень к ней стремились. При этом нас активно поддерживали родители учащихся. Не перестаю повторять: «У активных родителей - активные дети!» Ведь что может быть лучше для детей, чем пример родителей, их помощь и поддержка?
- Конкурсный отбор на обучение по тематической дополнительной общеразвивающей программе - лишь часть большого проекта «Орлята России». Всего же школьники должны пройти семь тематических треков: «Орлёнок-Эрудит», «Орлёнок-Хранитель», «Орлёнок-Мастер», «Орлёнок-Лидер», «Орлёнок-Спортсмен», «Орлёнок-Доброволец», «Орлёнок-Эколог». Участие в них должно помочь детям сильнее осознать ценность дружбы, командной работы, укрепить любовь к семье, Родине, окружающей природе. По результатам прохождения треков выявляются самые активные классы, а у четвероклассников существует возможность побороться за попадание на всероссийскую смену «Содружество Орлят России» в ВДЦ «Орлёнок». Каждый трек представляет собой серию внеурочных развивающих игровых занятий. Их итогом является коллективное творческое мероприятие. После завершения каждой части программы учащиеся получали специальные значки.
Изначально включить ребят в работу по самой программе было непросто. В класс прибывали новые дети, не было часов и помещения для проведения занятий. Проводили мероприятия и между сменами, и в выходные. Тем радостнее мне было видеть, как с каждым мероприятием, с каждым треком они всё охотнее участвуют в коллективной работе, больше проявляют инициативу. В конкурсном отборе участвовать хотели все, ведь мы целенаправленно к этому шли. Дети очень хотели победить.
Стоит отметить, что принять участие в конкурсном отборе на право поехать в детский центр предлагается только учащимся четвёртых классов, участвующим в программе «Орлята России». В нашем случае он представлял собой виртуальную игру. Всё проходило в онлайн-формате. Для игры дети подготовили кричалку-девиз, эмблемы, придумали название команды, нарисовали плакат, но в назначенное время нас подвела компьютерная техника, и мы не смогли выйти в эфир. Нам разрешили принять участие в резервный день. Такой накал страстей сыграл нам только на руку. Ребята с азартом бросали виртуальный кубик, выполняли индивидуальные, командные или коллективные игровые задания. За действиями класса дистанционно наблюдали судьи. Они оценивали сплочённость команды, вовлечённость детей, их организованность, эмоциональный настрой.
Если честно, мысль, что команда обычного класса из Брянска стала лучшей во всероссийском конкурсном отборе, до сих пор кажется немного фантастичной. Дети тоже не сразу поверили в это, а вот потом эмоции просто зашкаливали. Мы с их родителями очень гордимся нашими ребятами. Это их победа. Они её полностью заслужили.
Недавно на одном из конкурсов разговорилась с коллегой, выяснилось, что она работает по программе «Орлята России» и очень сомневается, правда ли можно выиграть поездку. Правда! Мы тому доказательство. Вместе с нами в том году в «Орлёнок» поехали ещё 4 брянские команды. Наша гимназия два года подряд оказывалась в числе победителей. В прошлом году со своим классом в «Орлёнок» поехала Ю.Н.Нехаева. Их конкурсный отбор кардинально отличался от нашего. Он проводился как телемост. Случайным порядком выбирались карточки: слово из названия трека (выпал Доброволец), предмет (лопата), обязательный атрибут (лента), срок реализации проекта (1 год), возрастная категория его участников (учащиеся начальных классов). На их основе детям за час необходимо было создать «костяк» КТД. Наши ребята предложили немало идей мероприятий на каждый месяц года. Их креативность покорила жюри, и ребят пригласили в ВДЦ «Орлёнок»!
Мы были в «Звёздном» лагере, класс Юлии Николаевны в «Стремительном». Если вы думаете, что поездка - это заслуженный отдых, то не обольщайтесь. Не для педагогов! За две недели мы прошли курс повышения квалификации, участвовали во всех мероприятиях, готовили свои выступления и помогали детям. Это работа 24/7! У детей тоже весь день расписан по минутам. Они в концентрированном виде проходят треки программы. В первый же день дети знакомятся с территорией лагеря, законами и легендами «Орлёнка», здороваются с морем. А дальше карусель мероприятий!
Церемонии открытия и закрытия смены, на которых соберутся все участники «Содружества Орлят России», транслировалась из концертного зала «Амфитеатр» в прямом эфире социальной сети ВК. Ключевыми событиями в смене для ребят стали разведка интересных дел, командная игра «Содружество Орлят», которая проходила в общеорлятский тематический день педагога и наставника, праздник Детства и тематическая игра от РДДМ, праздник «День Пионерии». Церемония посвящения в Орлята России готовилась с участием наших ребят. Теперь этот видеофайл есть во всех школах, реализующих программу, как образец.
За время, проведённое в лагере, дети успели познакомиться со многими известными людьми: спортсмены вели утренние зарядки, актрисы давали уроки актёрского мастерства. Мы сыграли в «Брейн-ринг» с обладателем «Хрустальной совы» интеллектуального клуба «Что? Где? Когда?». Ребята знакомились с различными профессиями. В Детском инновационном центре авиации и космонавтики на аэрокосмическом курсе дети проводили тестовые полёты на онлайн-дронах и симуляторах полёта на самолёте, слушали лекции о космосе, побывали в обсерватории, опробовали на себе тренажёры для космонавтов. Участники смены «Орлята России» сдавали нормативы ГТО, состязались в мини-футболе и пионерболе, плавали в бассейне, занимались скалолазанием, играли в «Снайпер» и «Захват флага». В рамках проекта «Свет лучезарного ангела» ребята знакомились с добрым детским кино. Скучать было некогда! Но эта поездка запомнится детям, родителям и педагогам на всю жизнь!
Искренне надеюсь, что мой рассказ привлечёт к участию в программе новые классные коллективы. Сейчас школьникам предлагается огромное количество конкурсов и проектов. Мы на своём примере убедились, что участвовать в них нужно: повышается социальная активность детей, растёт их интерес к учебной и внеурочной деятельности. Каждый ребёнок может найти для себя дело по душе, открыть что-то новое, добиться того, к чему стремился. Знаете, в чем секрет успеха? Главное здесь - желание. Проект действительно интересный и горящие радостные глаза детей - яркое тому подтверждение. Пробуйте! Дерзайте! И всё обязательно получится!