В наше время большое внимание уделяется развитию одарённости детей. Одарённый ребёнок - это самостоятельная всесторонне-развитая личность.
Новые стандарты образования вносят значительные изменения в структуру и содержание, цели и задачи образования, а также требуют формирования у школьников универсальных учебных действий и потребность в самообразовании. Школьник проявляет себя не только в рамках учебной деятельности, но и во внеурочное и внеклассное время. Обучающийся может стать субъектом собственного образования, если владеет системой действий, осуществляет контроль, может адекватно оценить качество выполненной им работы, но чтобы он смог проявить свои дарования необходимо умелое руководство со стороны взрослых.
Используя систему правильно подобранных форм и методов работы с одарёнными детьми, учитывая их возрастные особенности, можно добиться творческих и интеллектуальных результатов.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна не только для современного российского общества в целом, но и для нашей школы тоже. У каждого ребенка есть способности и таланты, которые данная программа поможет раскрыть.
В основу программы входит разработка планов по самообразованию, где подбираются формы и методы работы по развитию одарённости обучающихся в начальной школе во внеурочной и внеклассной деятельности. На начальном этапе необходимо выявить интересы обучающихся, создать условия для индивидуализации и положительной мотивации для того, чтобы ученик сам сделал выбор в каком в направлении внеурочной и внеклассной деятельности хочет проявить свои способности. Работу по развитию одарённости с детьми, их сопровождение ведут творческие группы по сезонам, согласно их планам по самообразованию, привлекая классного руководителя и родителей обучающихся. Программа рассчитана как на развитие одарённости обучающихся начальной школы, так и на профессиональный рост педагогов.
Цель программы: Учитывая интересы ребёнка, способствовать развитию одаренности младших школьников на основе формирования творческих и интеллектуальных способностей обучающихся во внеурочной и внеклассной деятельности, оказывать поддержку в повышении социального статуса творческой личности с использованием элементов тьюторского сопровождения.
Задачи данной программы:
- Создание банка одарённых детей;
- Выявление и развитие творческого и интеллектуального интереса обучающихся, реализация их склонностей и возможностей.
- Организация разнообразной творческой и интеллектуальной деятельности, способствующей самореализации личности школьника с элементами тьюторского сопровождения.
- Анализ динамики развития интеллектуальных, творческих и личностных характеристик детей.
- Использование инновационных технологий с целью достижения максимального уровня развития одарённости детей.
- Разработка и реализация планов по самообразованию внеурочной и внеклассной деятельности учителей начальной школы.
- Изучение и анализ методической литературы.
- Создание портфолио творческих мастерских педагогов и пополнение портфолио обучающихся.
Этапы реализации программы:
- I этап - организационный - выявление интересов обучающихся, учитывая их успехи в какой-либо деятельности.
- II этап - мотивационный - оценивание индивидуальных интеллектуальных, творческих возможностей и способностей обучающихся, создание индивидуальных маршрутов, создание планов по самообразованию.
- III этап - реализационный - углубление и развитие способностей обучающихся.
- На этом этапе проводятся групповые и индивидуальные формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, творческие отчеты, концерты, проектные и исследовательские задания, участие в интеллектуальных мероприятиях и кружках по интересам.
- IV этап - аналитический - создание банка одарённых детей, портфолио, рефлексия.
Методическая работа педагога:
- самообразование;
- повышение профессионального мастерства;
- участие в педагогических семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО педагогов,
- подбор материалов и заданий к проведению творческих и интеллектуальных мероприятий;
- проведение мероприятий согласно созданным планам по самообразованию.
Формы и методы работы с одаренными учащимися: диагностика, анкетирование, опрос, анализ методической литературы, кружки по интересам, интеллектуальные и творческие мероприятия, тьюториалы, тренинги, образовательные события, самоанализ.
Принципы работы учителей начальной школы с одаренными детьми во внеурочной и внеклассной деятельности:
- Максимальное разнообразие предоставленных возможностей для развития личности;
- Повышение роли внеурочной деятельности;
- Создание условий для индивидуализации обучающихся через тьюторское сопровождение;
- Предоставление свободы выбора обучающимся во внеурочной и внеклассной деятельности, учитывая интересы ребёнка, с помощью индивидуальных маршрутов.
После реализации данной программы мы должны добиться следующих результатов:
- Сформировать систему работы с одарёнными детьми.
- Создать условия для развития одарённости и таланта у детей в творческой и интеллектуальной деятельности.
- Совершенствовать методы и формы работы с одарёнными детьми.
- Сформировать банк данных «Одарённые дети».
После изучения курса программы обучающиеся получат возможность:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- показать свои знания и умения в творческих и интеллектуальных мероприятиях.
Структура работы над программой «Четыре сезона»
Данная программа разработана на 4 учебных года. Работа строится по четырём сезонам (4 четверти). Все учителя начальной школы разделились на четыре творческие мастерские по сезонам. В каждом сезоне проводятся мероприятия, направленные на раскрытие и развитие интеллектуальных и творческих интересов и способностей обучающихся начальных классов. В каждом сезоне есть своё название, цель, задачи и план по самообразованию.
Программа работы с одарёнными детьми «Развитие одарённости детей начальной школы во внеурочной и внеклассной деятельности с элементами тьюторского сопровождения» позволяет, организовать и систематизировать разнообразную творческую и интеллектуальную деятельность, что способствует более слаженной и продуктивной работе обучающихся и педагогов. Обучающиеся начальных классов стали активнее проявлять творческий и интеллектуальный интерес к участию в различных мероприятиях и показывать стабильные высокие результаты. По результатам работы данной программы творческие мастерские учителей начальных классов составляет обобщающие таблицы по каждому сезону, по итогам сезонов делается анализ динамики и результативности развития интеллектуальных, творческих и личностных характеристик и формируется «банк одарённых детей». Результаты достижений обучающихся во внеклассной и внеурочной деятельности ежеквартально фиксируются и тем самым пополняются портфолио детей. Педагоги реализуют свои планы по самообразованию, вносят в них коррективы и пополняют портфолио творческих мастерских. После внедрения данной программы в работу, обучающиеся начальной школы показывают стабильно высокие результаты в творческой и интеллектуальной деятельности. Наша начальная школа по результатам муниципальных мероприятий среди школ города ежегодно входит в число призёров. Педагоги начальной школы повышают свой профессиональный рост, делясь своим опытом на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Библиография
- Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие. - Казань : ТГГПУ, 2010. - 56 с.
- Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети /Ю.З.Гильбух - М.: Знание,1991. - 80 с.
- Лейтес, Н.С.. Способности и одаренность в детские годы / Н.С.Лейтес. - М.: Знание, 1984. - 79 с.
- Лопатина М.А. - Работа с одаренными учащимися. - Журнал «Завуч», 1999, №6, с. 70-72.
- Платонова С.М. Детская одаренность. Учебно-методическое пособие. - Санкт-Петербург, Издательство Ленинградского государственного университета имени А.С.Пушкина, 2011. - 81 с.
- Федотова Н.К. Из опыта работы с одаренными детьми / Н.К.Федотова // Вестник НГУ. Серия: Педагогика / Новосиб гос ун-т. - 2008. - Т. 9, вып. 1.