Краткосрочный проект "Покормите птиц зимой"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: проектная деятельность в ДОУ, птицы зимой


Тип проекта: информационно-творческий.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Срок реализации: краткосрочный.

Цель: формирование у детей представления об особенностях жизни и поведения птиц в холодное время года.

Задачи:

  • Расширить и пополнить знания детей о зимующих птицах;
  • Воспитывать у детей чувство ответственности за судьбу птиц, вызывать желание заботиться о них, помогать в трудных зимних условиях;
  • Создать положительно-эмоциональный настрой у детей.

Актуальность работы: В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой. Наглядно показывать существование причинно-следственных связей в природе, пробудить интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц, обосновать необходимость подкормки птиц вплоть до весеннего оживления природы, способствовать возникновению чувства и желания помогать зимующим птицам.

Методы: наблюдения, сбор информации, работа с литературой, беседа, чтение, творческая работа, игра.

Ожидаемые результаты:

  • Создание необходимых условий в ДОУ по формированию у дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц.
  • Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).
  • Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.
  • Активное участие родителей в реализации акции.

План реализации проекта

Этап проекта

Содержание работы

I этап. Подготовительный

Постановка цели и задач, определение форм и методов работы, подбор литературы.

Предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.

Составление перспективно-тематического плана для реализации проекта.

II этап. Основной

Осуществление совместной деятельности участников по реализации проекта.

III этап. Заключительный

Проведение итогового мероприятия, анализ и обобщение результатов работы.

Основной этап

Содержание работы

Участники проекта

1

Беседа: «Птицы зимой»
Задача: дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди.

Воспитатели, дети

2

Дидактическая игра «Покормите птиц»
Задача: дать знания о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности.

Воспитатели, дети

3

Изготовление кормушек
Задачи: вызвать у детей желание накормить птиц, привлечь к совместной деятельности родителей.

Воспитатели, дети, родители

4

Ежедневное наблюдение за птицами у кормушки
Задачи: учить детей заботиться о птицах, закрепить название птиц, правила кормления.

Воспитатели, дети

5

Занятие по художественно-эстетическому развитию
Тема: «Наши птички-невелички»
Задачи: учить передавать образ птиц, развивать мелкую моторику.(аппликация).

Воспитатели, дети

6

Игра-диалог: «Чем питаются зимующие птицы»
Задачи: закрепить знания детей о рационе питания птиц зимой, развивать речь, мышление.

Воспитатели, дети

7
Подвижные игры «Воробушки», «Совушка»» и «Каждой птичке своя ветка»
Задачи: развивать у детей умение действовать по сигналу.
Воспитатели, дети

8

Чтение и разучивание стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой!»
Задача: развивать память, речь, учить читать стихотворение выразительно.

Воспитатели, дети

9

Создание копилки загадок о птицах
Задачи: развитие логического мышления, памяти, речи.

Воспитатели, дети

10

Выставка рисунков: «Пернатые друзья»
Задачи: учить детей выражать свое отношение к птицам через творчество, вызвать эмоциональный отклик.

Воспитатели, дети

11

Чтение книг: А.Л.Барто «Птичка», В.Бианки «Сумасшедшая птица», Г.Скребицкий и В.Чаплина «Зимние гости», «Чем дятел зимой питается».

Воспитатели, дети

12

Итоговое занятие: «Покормите птиц зимой»
Задачи: закрепить и обобщить полученные знания о жизни птиц зимой.

Воспитатели, дети

Конспект беседы для детей второй младшей группы: «Птицы зимой»

Цель: дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди.

На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Пруд покрыт льдом. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают. Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду. Синицы селятся в самых разных местах.

Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до -10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм. На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.

Послушаете стихотворение Н.Грибачева.

Ну, морозы, ну, морозы,
Нос наружу - ой - ой - ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
Даже белки - непоседки
В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки,
Не вылазят из дупла.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, не зерна.
День дымит морозной далью,
Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю,
Не дожить мне до весны!»

- Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?

- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час! Послушайте продолжение стихотворения:

И сказал Сережка: «Ладно!
Потерпи не долгий срок… »
И достал он из чулана
Длинный гвоздь и молоток.
Похрустев по снежной корке,
Где петлял следами лис,
Закрепил у старой елки
На пеньке фанерный лист.
А на лист - зерна,
А на лист - пшена,
Конопли две горсти -
Собирайтесь, гости!

- Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?

- Правильно, можно сделать и повесить кормушки.

Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьего кафе». Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для дома.

- Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде, и едят то, что летом бы не стали есть. Поэтому для подкормки годиться пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу, семена, хлеб. Снегири - семечки арбуза, тыквы; свиристели - рябину, маслины; голуби - крупу, хлеб. Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила. Во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу. Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках.

Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших краях.

Изготовление кормушек, выбор места для нее

Цель: возникновение у детей желания накормить птиц, привлечь к совместной деятельности родителей.

Конечно, кормушку можно купить готовую, но гораздо интереснее сделать ее своими руками. Часто делают кормушки из бумажных коробок. Это недолговечный и ненадежный вариант. Кормушка из пластиковых бутылок - не совсем эстетична, к тому же птицам неудобно садиться на тонкий пластмассовый край, лапки соскальзывают. Эффективны кормушки-сетки, потому что позволяют кормить лесных птиц, которые имеют обыкновение захватывать зерна и семена на лету. В зависимости от типа корма и количества птиц можно выбрать разные типы кормушек-сеток. Но по нашим наблюдениям птицы предпочитают кормушки из натуральных материалов. Поэтому лучше всего запастись деревянными рейками и фанерой. Самая простая деревянная кормушка состоит из фанерного дна с бортиками и жестких опор, на которых крепится крыша. Крыша защищает корм от дождя и снега. Бортики нужно сделать достаточно высокими, чтобы корм не сдувало. В дне нужно просверлить дырочки, чтобы попадающая вода не застаивалась и корм не закисал. Стенки и края у кормушки не должны быть острыми. Можно сделать маленькие кормушки, они привлекают мелких птиц. Кормушки, расположенные низко от земли, предназначены для видов, которые кормятся на земле.

Количество птиц, причем виды их варьировались. Одни птицы питались зерном, другие - салом, третьи - хлебными крошками. Сначала число посещающих птиц было невелико, затем, с наступлением первых заморозков - резко возросло. Птицы быстро привыкали к кормушкам и, убедившись, что корм в них появляется регулярно, навещали их ежедневно.

Чтение и разучивание стихотворения А.Яшина «Покормите птиц зимой!»

Цель: развивать память, речь, учить читать стихотворение выразительно.

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетаться, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна - и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их -
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми…

Наблюдение за птицами у кормушки

Цель: учить детей заботиться о птицах, закрепить название птиц, правило кормления.

Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормление птиц - дело не простое, оно важное и очень ответственное. Птицам нельзя есть цитрусовые, острые и жаренные продукты.

Нежелательно кормить гречкой и рисом. У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо. Почти у всех пернатых любимое блюдо - семечки подсолнуха, они должны быть мелкими и не жаренными, умные птицы не глотают семечки целиком, а мастерски выклевывают зернышко. Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку - скорлупу куриных яиц. Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую».

Проведя наблюдения, мы сделали следующие выводы:

  • В холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей.
  • Сытой птице мороз не страшен.
  • Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых.

Копилка загадок о птицах

Цель: развитие логического мышления, памяти, речи.

Я птица мирная,
Хоть и бесквартирная.
Гнёзда строить не мастак,
Полечу я на чердак.
Станет солнце пригревать,
Так люблю поворковать (Голубь)

У нее глаза большие,
Хищный клюв - всегда крючком.
По ночам она летает,
Спит на дереве лишь днём. (Сова)

Я весь день ловлю жучков
Уплетаю червячков.
В тёплый край не улетаю,
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый … (Воробей)

Северные гости
Клюют рябины грозди,
Так нарядны и ярки,
На головках - хохолки! (Свиристели)

Кто в берете ярко-красном,
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синичка)

Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдет приют.
Не боится он простуды,
С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

Заключение

Данный проект является важным звеном экологического воспитания дошкольников, через его реализацию формируются нравственные нормы поведения, направленные на то, чтобы приблизить детей к пониманию красоты окружающего мира, необходимости его защиты, пробудить в них стремление быть добрыми и внимательными, научить любить природу. Наблюдения проводились на нашем участке в детском саду.

Дети и взрослые получили огромное эстетическое удовольствие и моральное удовлетворение, когда, сделав своими руками кормушку и наполнив её кормом, наблюдали за поведением обычных домовых воробьев или больших синиц, слетающихся на угощение. Таким образом, привлечение воспитанников к практической природоохранительной деятельности помогает воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к природе.

Список литературы

  1. «Вместе с семьей» - пособие по взаимодействию дошкольных и образовательных учреждений и родителей. Т.Н.Дронова.
  2. «Воспитатель» практический журнал дошкольного образовательного учреждения (проектный метод в ДОУ) №8-2009; №1-2008.
  3. «Экологическое окно в детском саду» методические рекомендации В.М.Корнилова.
  4. «Птицы. Какие они?» Т.А.Шорыгина.
  5. «Времена года» Л.Б.Фесюкова, О.О.Григорьева.