l. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Бюро Чудес» по развитию пальчиковой моторики предназначена для правильного развития мелкой моторики детей старшего возраста (5-7 лет), оказания своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук.
Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков письма.
1.1. Актуальность программы
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие речи, мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания, может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
1.2. Новизна программы
- обучение детей проводится с пятилетнего возраста; подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики;
- занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения.
Для достижения желаемого результата предполагается работа по трем блокам:
- 1 блок. Специально организованная НОД. Включаются цели, реализация которых требует систематической постановки перед детьми в строгой последовательности специальных заданий, которые отвечают логике развития (сенсорных, мыслительных и мелкой моторики).
- 2 блок. Совместная деятельность воспитателей с детьми. Сюда входят задачи по развитию социальных навыков, освоение разных видов деятельности (конструирование, рисование, игры). Создается микроклимат, основой которого является уважение к личности маленького человека, доверительные отношения между взрослым и ребенком. Здесь нет специально организованной НОД.
- 3 блок. Свободная, самостоятельная деятельность детей. Обеспечивает возможность саморазвития ребенка, который сам выбирает вид деятельности, отвечающий его способностям и интересам.
1.3. Отличительные особенности данной программы
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Программа отличается комплексным подходом к подготовке детей к школьному обучению. Занятия направлены на развитие всех необходимых психологических компонентов готовности ребёнка к школе: познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Отличительная особенность программы состоит в использовании нетрадиционных техник для развития ручной умелости: скатывание бумажных шариков, обрывание бумаги, работа с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами и другими материалами.
Одним из важных направлений программы является работа с родителями. Основной задачей на начальном этапе является - формирование у родителей мотивации к работе с детьми.
После проведения диагностики для того, чтобы определить уровень развития мелкой моторики и координации движений рук, проводятся индивидуальные беседы с родителями. Цель бесед - налаживание контактов, определение уровня наблюдательности, степень понимания ребенка взрослым, сообщения о диагностических данных.
1.4. Цель программы: создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом.
1.5. Задачи программы:
Воспитательные:
-
Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость.
- Воспитывать внимательность к выполнению заданий.
- Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
Развивающие:
-
Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук.
- Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.
- Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.
Образовательные:
-
Научить детей владеть графическими навыками письма.
- Формировать навыки исполнительского мастерства.
- Формировать умение воплощать свои идеи в художественный образ.
1.6. Формы и режим занятий:
Программа рассчитана на 2 занятия в неделю. Занятия проводятся в подгруппах (10-12 человек) по 25-30 минут как кружковая работа, и предполагают использование следующих форм:
-
беседа;
- дидактическая игра;
- ролевая игра;
- физические упражнения;
- коллективное творчество;
- индивидуальная корректировка действий.
В работе используются разные подходы, методы, приемы: диагностирование детей, организация работы с семьей, организация обучения детей в свободной самостоятельной деятельности, индивидуальной работе, в форме фронтальных занятий.
1.7.. Направленность программы:
Программа включает в себя следующие разделы:
- пальчиковая гимнастика;
- оригами;
- конструирование;
- графические упражнения;
- игры и действия с предметами;
- аппликация.
В разделе "Пальчиковая гимнастика" дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть "активные точки", массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделах «Оригами» и "Аппликация" дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.
В разделе "Конструирование" в процессе деятельности изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, созданию интереса к данному виду деятельности, дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами.
В разделе "Графические упражнения" игра поможет улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память, кроме этого ребенок учится правильно держать ручку и карандаш, что очень важно в процессе деятельности.
В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.
Раздел «Лепка». Занятия лепкой способствуют развитию чувства осязания обеих рук. И лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к освоению некоторых математических и геометрических представлений.
Результатом работы по данной программе должно стать:
- Развитие мелкой мотерики и координации пальцев рук детей до уровня соответствующего данному возрасту.
- Овладение разными видами трудовой деятельности.
- Умение создавать художественный образ своего изделия.
- Овладение приемами работы с разными инструментами.
- Умение соотносить форму, пропорцию и фактуру изделия.
- Овладение нормами этики поведения.
Срок реализации программы: Программа рассчитана на 2 года обучения.
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения из результативности:
Обучаясь по данной программе, к концу первого года обучения дети
должны знать:
- виды бумаги (цветная, неокрашенная, гофрированная, бархатная);
- свойства бумаги (тонкая,толстая, мягкая, жесткая);
- понятие иоригами", "шаблон";
- виды штриховки (вертикальная, горизонтальная, по диагонали);
- основные правила склеивания;
- понятие «конструктор»; «мозаика».
должны уметь:
-
применять простейшие приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, гармошкой);
- пользоваться клеем, кисточкой, ножницами, стеком;
- работать с трафаретами;
- изготавливать детали по шаблону;
- застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки;
- завязывать и развязывать ленты, шнурки, узелки.
К концу второго года обучения дети
должны знать:
-
виды мозаики (контурная, сплошная, с просветами и без);
- виды штриховки (простая и комбинированная);
- виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная);
- понятия "диагональ", "сторона", "центр", и раскрывающийся угол", "нераскрывающийся угол", "симметрия", "трафарет";
- понятия "шар", "цилиндр","куб", "диск";
должны уметь:
-
изготавливать поделки в технике "аппликация", и "оригами" по образцу;
- пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру;
- плести косички из ниток;
- выполнять шнуровку;
- вырезать симметричные детали.
1.9. Формы подведения итоrов реализации проrраммы:
В течение всего периода обучения поэтапно проводится мониторинг уровня усвоения знаний и формирования навыков у детей на начальном, промежуточном, итоговом этапах. Для проведения мониторинга образовательного процесса используются разные формы:
- самостоятельные работы,
- беседа,
- выставки работ,
- участие в конкурсах.