Тип урока: урок-закрепление.
Цель: закрепить понимания правил сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками, выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами при вычислении значений числовых выражений.
Планируемые результаты:
- Личностные: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний, стремиться свободно и правильно излагать свои мысли.
-
Метапредметные:
- формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся;
- умения работать с имеющейся информацией;
- умения ставить перед собой цели и определять пути их достижения;
- формирование умения самостоятельно формулировать учебную задачу урока;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
- Предметные: Выполнять устные и письменные вычисления с положительными и отрицательными числами.
Конспект урока
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность
Создание эмоционального настроя учащихся.
Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Числа отрицательные, новые для вас,
Лишь совсем недавно изучил ваш класс.
Сразу поприбавилось всем теперь мороки-
Учат- учат правила дети все уроки.
Сегодня на уроке мы продолжаем изучение положительных и отрицательных чисел и действия с ними.
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний
Словесный «футбол»: Проверим, как вы знаете определения различных понятий, которые нужны нам при решении задач.
Дан ряд чисел: -1; 3; -3,2; 0; -1/5; -4; -6; 3,2; 12,2; -5,3; 0,2.
- Назовите отрицательные числа.
- Назовите числа расположенные правее 0 на координатной прямой. (какому множеству мы их относим).
- Назовите модули чисел: -3,2; 12,2; -1/5.
- Назовите противоположные числа.
- Каким свойством обладают противоположные числа.
- Назовите числа, модули которых равны.
- Назовите наибольшее число.
- Назовите наименьшее отрицательное число.
- Назовите целые числа в порядке возрастания.
На предыдущем уроке мы познакомились с правилами сложения положительных и отрицательных чисел. И сегодня продолжим работу с ними.
Сформулируйте тему урока. «Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками.»
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению (повторению) нового материала
1. Задание «Найди ошибку» (фронтальная работа класса). Вспомним правила.
а) -6,5 + (-3,6) = 10,1
б) -0,2 + 0,15=-0,35
в) 3¾ + (-2½) = 12/8
2. Задание «Реши и прочти слово» (несколько учеников выполняют примеры за доской остальные в тетради).
«Дам я вам одно заданье -
Это будет испытанье.
Приготовьтесь, начинаю:
Задача эта не простая.
Примеры по порядку ты реши
И за знаками внимательно следи»
1) -45/7 + (-16/7):
2) 0,55 + (-0,84);
3) -25/7 + 3;
4) -51/5 + 4,7;
5) 2/9 +(-6/5);
6) -4 +25/8;
7) 2,56+(-3,13):
8) -37/9 +(-25/9).
Историческая справка (с использованием презентации). Аристотель. Краткая биография. Именно этот греческий философ открыл школу, которая стала предшественником современных школ.
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения
Выполнить задание индивидуально. Решить уравнения.
1) х - (-21/2) = 33/4
2) х - 193/5 = -19,6
3) х - 9/28 = - 7/21
4) х - (-1/4) = 2,77
5) - х - (- 7,3) = -22/5
6) - х - 129,1 = - 18,096
7) |x| - 171/8 = -29
Выполнить взаимопроверку по образцу (работ в парах). В ходе выполнения задания ребятам необходимо вспомнить и применить правила нахождения неизвестной компоненты уравнения. Особо, обратить внимание на решение уравнений с неизвестным поз знаком модуля.Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Выполнить тест. (индивидуально)
1. Вычислить: -6,7 + (-0,23)
А) -6,93
б) -6,47
в) 6,93
г) -6,3
2. Вычислить: -9,41 + 2,56
a) 11,97
б) -11,97
в) 6,85
г)-6,85
3. Вычислить: -7/9 + 5/6
a) 1311/18
б) 1/18
в) -2/3
г) -1/18
4. Решить уравнение: x - (-5,4) =-3,06
a) -8,46
б) -2,34
в) 2,34
г) другой ответ
5. Вычислить: 3,53 + (-(1,24 + 8,76))
a) -13,53
б) 6,47
в) -6,47
г) другой ответ
Выполнить самопроверку по шаблону.
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
В биологии
Задача 1. Птица клестеловик несет яйца и высиживает птенцов зимой. На улице температуре воздуха - 35°С, а в гнезде температура на 49°С выше. Какова температура в гнезде?
Решение. Чтобы определить температуру в гнезде, нужно 1) - 35 + 49 = 14°С. - температура в гнезде.
Ответ: 14°С.
В географии
Отрицательными числами обозначают глубину морей, а положительными - высоту гор.
Задача 2. Черное море имеет глубину -2500м, а Средиземное море на 3000м глубже. Какая глубина Средиземного моря?
Решение:
-2500 + (-3000) = -5500м глубина Средиземного моря.
Ответ: -5500м
В истории
Задача 3. Древнегреческий ученый Аристотель родился в 384г. до н.э. и прожил 62 года. В каком году умер Аристотель?
Решение:
-384 + 62 = -322
Ответ: в 322г. до н. э. родился Аристотель
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности
Задача 1. Если на балансе вашего телефона было 48 рублей, а ты с другом проговорил 84 рубля. Каким будет твой баланс?
Мама тебе положила 100 рублей. Сколько теперь будет у тебя на счету?
Решение.
1) 48 + (-84) = -36 (р) баланс после разговора
2) - 36+100 = 64 (р) на счету.
Ответ: 64 рубля.
Этап 5.1. Рефлексия
Оцените свои результаты. Поставьте «+» в графе, соответствующей вашим ощущениям.
- Я хорошо знаю правила (решаю примеры практически без ошибок)
- Я не совсем уверен в знаниях (допускаю ошибки)
- Мне еще нужно повторить правила (допускаю много ошибок)
Этап 5.2. Домашнее задание
1. Учебник. № 959 (четные), 963.
2. Задача 1. Пифагор умер в 500г. до н.э., а прожил 70 лет. В каком году родился Пифагор?
Решение: -500+(-70) = -570.
Ответ: В570 г до н. э. родился Пифагор.
Задача 2. Шмели выдерживают температуру до - 7,8°С, пчелы - выше этой на 1,4°С. Какую температуру выдерживают пчелы?
Решение. Чтобы найти на какую температуру выдерживают пчелы, нужно к числу - 7,8 прибавить число 1,4.
1) - 7,8 + 1,4 = - 6,4°С выдерживают пчелы. Ответ: - 6,4°С.
Задача 3. Марианской желоб имеет глубину -11000м, который глубже Каспийского моря на 10000м. Какова глубина Каспийского моря?
Решение:
1) -11000+10000= -1000м глубина Каспийского моря.
Ответ: -1000м.
3. Творческое (по желанию). Придумать задачу «Из жизни» с использованием правил сложения рациональных чисел.