Методическая разработка урока математики по теме «Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками»

Разделы: Математика

Класс: 6

Ключевые слова: сложение отрицательных чисел, сложение чисел с разными знаками


Тип урока: урок-закрепление.

Цель: закрепить понимания правил сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками, выработать прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами при вычислении значений числовых выражений.

Планируемые результаты:

  • Личностные: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний, стремиться свободно и правильно излагать свои мысли.
  • Метапредметные:
    • формирование информационной, коммуникативной и учебной компетентности учащихся;
    • умения работать с имеющейся информацией;
    • умения ставить перед собой цели и определять пути их достижения;
    • формирование умения самостоятельно формулировать учебную задачу урока;
    • понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
  • Предметные: Выполнять устные и письменные вычисления с положительными и отрицательными числами.

Конспект урока

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Создание эмоционального настроя учащихся.

Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

Числа отрицательные, новые для вас,
Лишь совсем недавно изучил ваш класс.
Сразу поприбавилось всем теперь мороки-
Учат- учат правила дети все уроки.

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение положительных и отрицательных чисел и действия с ними.

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Словесный «футбол»: Проверим, как вы знаете определения различных понятий, которые нужны нам при решении задач.

Дан ряд чисел: -1; 3; -3,2; 0; -1/5; -4; -6; 3,2; 12,2; -5,3; 0,2.

  • Назовите отрицательные числа.
  • Назовите числа расположенные правее 0 на координатной прямой. (какому множеству мы их относим).
  • Назовите модули чисел: -3,2; 12,2; -1/5.
  • Назовите противоположные числа.
  • Каким свойством обладают противоположные числа.
  • Назовите числа, модули которых равны.
  • Назовите наибольшее число.
  • Назовите наименьшее отрицательное число.
  • Назовите целые числа в порядке возрастания.

На предыдущем уроке мы познакомились с правилами сложения положительных и отрицательных чисел. И сегодня продолжим работу с ними.

Сформулируйте тему урока. «Сложение отрицательных чисел и чисел с разными знаками.»

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению (повторению) нового материала

1. Задание «Найди ошибку» (фронтальная работа класса). Вспомним правила.

а) -6,5 + (-3,6) = 10,1

б) -0,2 + 0,15=-0,35

в) 3¾ + (-2½) = 12/8

2. Задание «Реши и прочти слово» (несколько учеников выполняют примеры за доской остальные в тетради).

«Дам я вам одно заданье -
Это будет испытанье.
Приготовьтесь, начинаю:
Задача эта не простая.
Примеры по порядку ты реши
И за знаками внимательно следи»

1) -45/7 + (-16/7):

2) 0,55 + (-0,84);

3) -25/7 + 3;

4) -51/5 + 4,7;

5) 2/9 +(-6/5);

6) -4 +25/8;

7) 2,56+(-3,13):

8) -37/9 +(-25/9).

Историческая справка (с использованием презентации). Аристотель. Краткая биография. Именно этот греческий философ открыл школу, которая стала предшественником современных школ.

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Выполнить задание индивидуально. Решить уравнения.

1) х - (-21/2) = 33/4

2) х - 193/5 = -19,6

3) х - 9/28 = - 7/21

4) х - (-1/4) = 2,77

5) - х - (- 7,3) = -22/5

6) - х - 129,1 = - 18,096

7) |x| - 171/8 = -29

Выполнить взаимопроверку по образцу (работ в парах). В ходе выполнения задания ребятам необходимо вспомнить и применить правила нахождения неизвестной компоненты уравнения. Особо, обратить внимание на решение уравнений с неизвестным поз знаком модуля.

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Выполнить тест. (индивидуально)

1. Вычислить: -6,7 + (-0,23)

А) -6,93

б) -6,47

в) 6,93

г) -6,3

2. Вычислить: -9,41 + 2,56

a) 11,97

б) -11,97

в) 6,85

г)-6,85

3. Вычислить: -7/9 + 5/6

a) 1311/18

б) 1/18

в) -2/3

г) -1/18

4. Решить уравнение: x - (-5,4) =-3,06

a) -8,46

б) -2,34

в) 2,34

г) другой ответ

5. Вычислить: 3,53 + (-(1,24 + 8,76))

a) -13,53

б) 6,47

в) -6,47

г) другой ответ

Выполнить самопроверку по шаблону.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

В биологии

Задача 1. Птица клестеловик несет яйца и высиживает птенцов зимой. На улице температуре воздуха - 35°С, а в гнезде температура на 49°С выше. Какова температура в гнезде?

Решение. Чтобы определить температуру в гнезде, нужно 1) - 35 + 49 = 14°С. - температура в гнезде.

Ответ: 14°С.

В географии

Отрицательными числами обозначают глубину морей, а положительными - высоту гор.

Задача 2. Черное море имеет глубину -2500м, а Средиземное море на 3000м глубже. Какая глубина Средиземного моря?

Решение:

-2500 + (-3000) = -5500м глубина Средиземного моря.

Ответ: -5500м

В истории

Задача 3. Древнегреческий ученый Аристотель родился в 384г. до н.э. и прожил 62 года. В каком году умер Аристотель?

Решение:

-384 + 62 = -322

Ответ: в 322г. до н. э. родился Аристотель

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Задача 1. Если на балансе вашего телефона было 48 рублей, а ты с другом проговорил 84 рубля. Каким будет твой баланс?

Мама тебе положила 100 рублей. Сколько теперь будет у тебя на счету?

Решение.

1) 48 + (-84) = -36 (р) баланс после разговора

2) - 36+100 = 64 (р) на счету.

Ответ: 64 рубля.

Этап 5.1. Рефлексия

Оцените свои результаты. Поставьте «+» в графе, соответствующей вашим ощущениям.

  • Я хорошо знаю правила (решаю примеры практически без ошибок)
  • Я не совсем уверен в знаниях (допускаю ошибки)
  • Мне еще нужно повторить правила (допускаю много ошибок)

Этап 5.2. Домашнее задание

1. Учебник. № 959 (четные), 963.

2. Задача 1. Пифагор умер в 500г. до н.э., а прожил 70 лет. В каком году родился Пифагор?

Решение: -500+(-70) = -570.

Ответ: В570 г до н. э. родился Пифагор.

Задача 2. Шмели выдерживают температуру до - 7,8°С, пчелы - выше этой на 1,4°С. Какую температуру выдерживают пчелы?

Решение. Чтобы найти на какую температуру выдерживают пчелы, нужно к числу - 7,8 прибавить число 1,4.

1) - 7,8 + 1,4 = - 6,4°С выдерживают пчелы. Ответ: - 6,4°С.

Задача 3. Марианской желоб имеет глубину -11000м, который глубже Каспийского моря на 10000м. Какова глубина Каспийского моря?

Решение:

1) -11000+10000= -1000м глубина Каспийского моря.

Ответ: -1000м.

3. Творческое (по желанию). Придумать задачу «Из жизни» с использованием правил сложения рациональных чисел.