Материалы к итоговому педсовету.
Форма выступления - урок-повторение.
Форма представления темы - презентация, тест.
Обучение само по себе, вне
воспитания, есть бессмыслица,
ничего кроме вреда, не приносящая.
К.Д.Ушинский
1.Перед образованием поставлена следующая стратегическая цель: воспитание в общественном сознании установок на социальную ответственность, толерантность и патриотизм, формирование национальной системы позитивных ценностей. |
1. Важнейшая составляющая образовательного процесса:
|
||||||
Таким образом, воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. |
|||||||
2.Тогда что же такое урок? Ответ: В |
2. Урок - это
|
||||||
По-настоящему развивающее обучение не может не быть не воспитывающим. Доказано, что классные часы и иные внеклассные мероприятия составляют не более 3% времени общения ребенка с педагогом. Воспитательная работа должна проводиться главным образом на уроке, а не после него.
|
|||||||
3. Воспитывающее обучение - это … Ответ: Б |
3.Воспитывающее обучение - это
|
||||||
Урок - продолжение жизни обучающегося и продолжение процесса формирования его личности. Образование личности должно быть сориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. |
|||||||
4.Какими путями можно реализовать воспитательный потенциал урока? Что должен сделать учитель, чтобы диалог на уроке состоялся?
|
4.Воспитательными возможностями обладают
|
||||||
Это суждение порой произносят как педагогическую аксиому, видя в ней отражение некой закономерности: если урок дидактически правильно организован, он окажет позитивное влияние на формирование личности. На формирование - да, но не на воспитание, т.к. воспитание - непременно целенаправленный процесс, непрерывный, т.е. организованный и построенный с осознанной и специально поставленной целью. Следовательно, урок, лишенный такой цели, не воспитывает, хотя, конечно же, оказывает формирующее влияние на личность. |
|||||||
5. Важнейшим условием достижения нового качества образования является совершенствование урока - основной организационной формы учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении. Очень важно уметь правильно поставить цель на каждом урок. Ответ: А-3, Б- 1, В-2 |
5. Соотнесите:
|
||||||
Воспитательная цель будет охватывать целый ряд отношений уч-ся к явлениям действительности (которые формируются на уроке). Но эти отношения достаточно подвижны. Из урока в урок, имея одну воспитательную цель, учитель ставит различные воспитательные задачи и указывает, через что они могут быть достигнуты, через какие виды деятельности. Важно помнить: цель должна быть конкретной и достижимой. |
|||||||
6. Воспитательная работа на уроке должна планироваться заранее самым тщательным образом. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование… |
6. Воспитывающий аспект урока должен предусматривать использование…
|
||||||
Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, технологий обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга. |
|||||||
7. При составлении плана урока важно продумывать виды деятельности обучающегося на каждом этапе урока в связи с поставленными воспитательными задачами, т.е. через какие виды деятельности, формы работы может быть достигнута поставленная цель.
|
7. «Не активностью поднятых рук, а активностью … определяю эффективность урока» - писал Е.Н.Ильин.
А) реплик
|
||||||
Не всякое содержание учебного занятия позволяет воспитывать, а лишь то, которое через вызов эмоций и субъективных переживаний затрагивает мотивационную сферу психики учащихся. |
|||||||
8. «Театр начинается с вешалки» (Станиславский) - а урок с чего должен начинаться?
|
8.Какое приветствие имеет воспитательное значение и помогает расположить ученика?
|
||||||
9. Есть учебные предметы, содержание которых не поддается формализации и стандартизации. Примерами могут быть уроки русского языка и литературы.
|
9.Средства формирования воспитательного потенциала личности ученика на уроках русского языка и литературы?
А) слово
|
||||||
*Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С.Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «...Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики.) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться.
|
|||||||
10. Один из приёмов, используемых на уроках, направлен на то, чтобы учащиеся могли повернуться к проблеме «лицом»- пятиминутка - пролог, где ученикам предлагается осмыслить афоризм или стихотворение великого человека, посвящённые проблеме, поднимаемой в изучаемом на данный момент произведении.
|
10. Какое из высказываний Стародума, героя-резонёра комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» имеет отношение к теме выступления? Почему?
А) Имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время.
|
||||||
Верность слов педагога Ушинского подтверждается в бессмертной комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»: … |
В центре внимания на современном уроке должен находиться ученик, его личность, тогда происходит очеловечивание процесса обучения, создаются условия для развития интересов и стремлений обучающихся, стимулируется реализации их потребностей и мотивов, вовлечения в творческий учебный труд, который приносил бы обучающимся радость от осознания достигнутого, уважение к личному достоинству и обучающих, и обучаемых.
Большинство современных образовательных технологий предполагают организацию на уроках активной деятельности учащихся на разных уровнях познавательной самостоятельности - в этом и заключается важнейшее условие реализации воспитательного потенциала современного урока - активная познавательная деятельность детей.
Наряду с этим, есть и проблемы: сегодня в образование приходят технологии, базирующиеся на использовании тестовых заданий. Не ставя под сомнение значение теста в обучении, хочу высказать опасение: если такие технологии станут системой в преподавании предметов, не ограничит ли это возможность воспитывать в наших учениках такие качества личности, как самостоятельность и ответственность за принятие решения, инициативность, смелость в отстаивании собственного суждения, личное оценивание того или иного факта, поступка другого человека и т.д.? Ведь технология выполнения тестовых заданий предполагает выбор из предложенных ответов, а не поиск этих ответов.
- Возможно ли решение определённых воспитательных задач через работу с тестом?
(Возможно, при условии, например, если отвечали, совместно обсуждая ответы, или составляли тест в команде).
- Этап рефлексии: над чем задумались, уважаемые коллеги, выполняя задания на «уроке»? Что вспомнили и повторили? Что узнали нового?
(Задумались о том, как строится ваш урок, каких результатов вы достигаете, какие новые современные образовательные технологии нужно искать и использовать на современном уроке…)
Талант педагога - в тонком чувствовании возможностей своего предмета в формировании моральных, интеллектуальных, волевых, эмоциональных качеств личности. Содержание учебного предмета на уроке - мощный инструмент воздействия на структуру личности ребенка. Но внести позитивные изменения в эту структуру сможет только тот педагог, который сам прекрасно освоил этот инструмент и понимает его воспитательные возможности.
Современный урок должен способствовать личностному росту ученика, помогает ощутить себя субъектом деятельности, способным к самореорганизации и саморазвитию.
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать
Увы, не всякий раз даётся.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, о веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека.
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые.
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться.
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться.
Спасибо за внимание!