Цель: Закреплять представление детей о особенностях росписи дымковской игрушки на объемной форме.
Задачи:
- продолжать знакомство с историей дымковской игрушки, ее формами, элементами узора;
- формировать эстетическое восприятие, чувство цвета, творческие способности;
- развивать усидчивость, мелкую моторику пальцев при росписи мелких элементов.
Предварительная работа:
- Рассказ с историей о Дымке;
- Рассматривание иллюстраций с дымковскими игрушками;
- Образцы рисунков-упражнений геометрического орнамента дымковской игрушки;
- Игра-лото «Сложи узор»;
- Игра-лото «Русский сувенир»;
- Роспись дымковской игрушки «Индюк»;
- Лепка дымковской лошадки.
Материалы, инструменты, оборудование
- Вылепленные из гипса петушки;
- Гуашевые краски и поддоны под них;
- Тонкие кисти, ватные палочки; баночки с водой;
- Салфетки сухие и влажные;
- Рисунки - образцы узоров;
- Альбом для детского творчества «Дымковская игрушка».
Ход занятия
Дети, давайте поздароваеемся с нашими гостями:
«Утром солнышко проснулось,
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло, всем улыбку подарило.
Оглядело все вокруг: слева друг и справа друг.
День с улыбки начинайте, всем здоровья пожелайте.
Здравствуйте!»
Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, в какой стране мы живем?
Дети: В России!
Воспитатель: Да, Россия наша Родина. Она большая, в ней много сел, деревень, городов, где живут и работают замечательные люди. Об одном из таких сел мы сегодня поговорим. Посмотрите на стол, что это за игрушки на нем стоят, как они называются?
Дети: ответы детей.
- Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом, голубые дали и село большое, как его назвали? (ДЫМКОВО)
- Как назывались игрушки, которые росписывали в этом селе? (ДЫМКОВСКИЕ)
- В те времена у детей игрушек не было, вот и начали люди лепить сами игрушки, а из чего? (ИЗ ГЛИНЫ)
- После лепки, что дальше делали с игрушкой? (ЕЕ ПОДСУШИВАЛИ И ОБЖИГАЛИ В ПЕЧИ)
- А дальше покрывали специальным раствором, из чего же он был приготовлен? (ИЗ МОЛОКА И МЕЛА)
- Какого цвета краски использовали мастера? (ЖЕЛТУЮ, КРАСНУЮ, ЗЕЛЕНУЮ, СИНИЮ)
- А узоры были очень простые, на какие геометрические фигуры они были похожи? (КРУГ, ОВАЛ, ТОЧКИ, ПОЛОСКИ)
- Что означал круг в дымковской росписи? (СОЛНЦЕ)
- Что означает волнистая линия? (ВОДУ)
- Вспомните и назовите дымковские игрушки? (ЛОШАДКА, ПЕТУШОК, ИНДЮК, БАРЫШНЯ)
Воспитатель: А хотите сами расписать дымковскую игрушку?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда пройдем в мастерскую.
Воспитатель: Посмотрите, у меня дымковский петушок и у вас на столах тоже. Но я не просто взяла его на наше занятие, ведь образ петуха, у древних славян считался настоящм оберегом. Петушка помещали на крышах домов, так как считали, что петух охраняет дом от огня. А при переезде в новый дом первыми запускали петуха или кошку, чтобы отпугнуть злых духов. А мы сегодня распишем петушка для ваших близких и пусть этот петушок станет оберегом для вашего дома.
Давайте рассмотрим петушка и вспомним, какие части тела есть у него?
Дети: голова, туловище, хвост, на голове гребешок, бородка, клюв, глаза, крылья.
Воспитатель: Посмотрите на моего петушка, какими узорами расписано его туловище? Хвост? Крыло?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Обратите внимание, что полоски на хвосте идут рядами.
Гребешок, бородку, клюв и подставку закрашиваем полностью.
Полукруг, на туловище петушка, рисуем в центре, а точки вокруг полукруга прорисовываем ватными палочками, набрав на них немного краски. Даем высохнуть. Затем выполняем узор дальше.
Напоминаю, что работу мы выполняем поэтапно. Для этого на доске я повешу схему, показывающую последовательность работы. Скажите, с какого цвета светлого или темного вы начнете свою работу?
Дети: ответ детей.
Воспитатель: вешаю схемы росписи.
Советую быть аккуратными, рисовать узоры только концом кисти.
Не забывайте промывать и промокать кисточку о салфетку, прежде чем набрать краску.
Игрушка лежит на подставке, не забывайте поварачивать ее и прокрашивать со всех сторон, так как она объемная.
А сейчас мы встанем в круг и проведем физкультминутку.
Физкультминутка
Привезли мы глину с дальнего бугра (идут по кругу, взявшись за руки)
Ну-ка за работу, чудо-мастера! (вытягивают руки вперед)
Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками)
А потом распишем. (рисуют волнистыми линиями)
Будем мы игрушки «печь» (лепят ладошками)
Печка жаром пышет. (кулачки сжимают, разжимают)
А в печи не калачи, а в печи не куличи (грозят пальцем)
А в печи игрушки! (вытягивают руки вперед.)
Дети проходят на свои места и самостоятельно выполняют роспись петушка.
Воспитатель помогает индивидуально.
Рефлексия
Воспитатель: дети оставляют работы на столе.для просушки, строятся в круг.
- Давайте еще раз вспомним, какую игрушку мы с вами сегодня росписывали на занятии?
- Какие краски использовали в своей работе?
- Какие дымковские узоры вы научились рисовать?
- Что вам больше всего понравилось, запомнилось на занятии?
Ответы детей.
Но у меня для вас есть сюрприз. Дымковские мастера передали для вас угощение, печенье с названием «Дымка» и нарисованным на нем дымковскими игрушками.
Занятие наше подошло к концу, давайте скажем спасибо нашим гостям и подарим на память петушка.