Декоративное рисование на объемной форме – «Петушок» (по мотивам дымковской игрушки)

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: дымковская игрушка


Цель: Закреплять представление детей о особенностях росписи дымковской игрушки на объемной форме.

Задачи:

  • продолжать знакомство с историей дымковской игрушки, ее формами, элементами узора;
  • формировать эстетическое восприятие, чувство цвета, творческие способности;
  • развивать усидчивость, мелкую моторику пальцев при росписи мелких элементов.

Предварительная работа:

  • Рассказ с историей о Дымке;
  • Рассматривание иллюстраций с дымковскими игрушками;
  • Образцы рисунков-упражнений геометрического орнамента дымковской игрушки;
  • Игра-лото «Сложи узор»;
  • Игра-лото «Русский сувенир»;
  • Роспись дымковской игрушки «Индюк»;
  • Лепка дымковской лошадки.

Материалы, инструменты, оборудование

  • Вылепленные из гипса петушки;
  • Гуашевые краски и поддоны под них;
  • Тонкие кисти, ватные палочки; баночки с водой;
  • Салфетки сухие и влажные;
  • Рисунки - образцы узоров;
  • Альбом для детского творчества «Дымковская игрушка».

Ход занятия

Дети, давайте поздароваеемся с нашими гостями:

«Утром солнышко проснулось,
Потянулось, потянулось.
Свои лучики раскрыло, всем улыбку подарило.
Оглядело все вокруг: слева друг и справа друг.
День с улыбки начинайте, всем здоровья пожелайте.
Здравствуйте!»

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, в какой стране мы живем?

Дети: В России!

Воспитатель: Да, Россия наша Родина. Она большая, в ней много сел, деревень, городов, где живут и работают замечательные люди. Об одном из таких сел мы сегодня поговорим. Посмотрите на стол, что это за игрушки на нем стоят, как они называются?

Дети: ответы детей.

  • Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом, голубые дали и село большое, как его назвали? (ДЫМКОВО)
  • Как назывались игрушки, которые росписывали в этом селе? (ДЫМКОВСКИЕ)
  • В те времена у детей игрушек не было, вот и начали люди лепить сами игрушки, а из чего? (ИЗ ГЛИНЫ)
  • После лепки, что дальше делали с игрушкой? (ЕЕ ПОДСУШИВАЛИ И ОБЖИГАЛИ В ПЕЧИ)
  • А дальше покрывали специальным раствором, из чего же он был приготовлен? (ИЗ МОЛОКА И МЕЛА)
  • Какого цвета краски использовали мастера? (ЖЕЛТУЮ, КРАСНУЮ, ЗЕЛЕНУЮ, СИНИЮ)
  • А узоры были очень простые, на какие геометрические фигуры они были похожи? (КРУГ, ОВАЛ, ТОЧКИ, ПОЛОСКИ)
  • Что означал круг в дымковской росписи? (СОЛНЦЕ)
  • Что означает волнистая линия? (ВОДУ)
  • Вспомните и назовите дымковские игрушки? (ЛОШАДКА, ПЕТУШОК, ИНДЮК, БАРЫШНЯ)

Воспитатель: А хотите сами расписать дымковскую игрушку?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда пройдем в мастерскую.

Воспитатель: Посмотрите, у меня дымковский петушок и у вас на столах тоже. Но я не просто взяла его на наше занятие, ведь образ петуха, у древних славян считался настоящм оберегом. Петушка помещали на крышах домов, так как считали, что петух охраняет дом от огня. А при переезде в новый дом первыми запускали петуха или кошку, чтобы отпугнуть злых духов. А мы сегодня распишем петушка для ваших близких и пусть этот петушок станет оберегом для вашего дома.

Давайте рассмотрим петушка и вспомним, какие части тела есть у него?

Дети: голова, туловище, хвост, на голове гребешок, бородка, клюв, глаза, крылья.

Воспитатель: Посмотрите на моего петушка, какими узорами расписано его туловище? Хвост? Крыло?

Дети: отвечают.

Воспитатель: Обратите внимание, что полоски на хвосте идут рядами.

Гребешок, бородку, клюв и подставку закрашиваем полностью.

Полукруг, на туловище петушка, рисуем в центре, а точки вокруг полукруга прорисовываем ватными палочками, набрав на них немного краски. Даем высохнуть. Затем выполняем узор дальше.

Напоминаю, что работу мы выполняем поэтапно. Для этого на доске я повешу схему, показывающую последовательность работы. Скажите, с какого цвета светлого или темного вы начнете свою работу?

Дети: ответ детей.

Воспитатель: вешаю схемы росписи.

Советую быть аккуратными, рисовать узоры только концом кисти.

Не забывайте промывать и промокать кисточку о салфетку, прежде чем набрать краску.

Игрушка лежит на подставке, не забывайте поварачивать ее и прокрашивать со всех сторон, так как она объемная.

А сейчас мы встанем в круг и проведем физкультминутку.

Физкультминутка

Привезли мы глину с дальнего бугра (идут по кругу, взявшись за руки)
Ну-ка за работу, чудо-мастера! (вытягивают руки вперед)
Слепим, высушим и в печь (лепят ладошками)
А потом распишем. (рисуют волнистыми линиями)
Будем мы игрушки «печь» (лепят ладошками)
Печка жаром пышет. (кулачки сжимают, разжимают)
А в печи не калачи, а в печи не куличи (грозят пальцем)
А в печи игрушки! (вытягивают руки вперед.)

Дети проходят на свои места и самостоятельно выполняют роспись петушка.

Воспитатель помогает индивидуально.

Рефлексия

Воспитатель: дети оставляют работы на столе.для просушки, строятся в круг.

- Давайте еще раз вспомним, какую игрушку мы с вами сегодня росписывали на занятии?

- Какие краски использовали в своей работе?

- Какие дымковские узоры вы научились рисовать?

- Что вам больше всего понравилось, запомнилось на занятии?

Ответы детей.

Но у меня для вас есть сюрприз. Дымковские мастера передали для вас угощение, печенье с названием «Дымка» и нарисованным на нем дымковскими игрушками.

Занятие наше подошло к концу, давайте скажем спасибо нашим гостям и подарим на память петушка.