Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.
В.Сухомлинский
В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного обучения является сформированность ключевых компетентностей. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская грамотность. Читательская грамотность сегодня рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Целенаправленно работать с книгами ребенок начинает в начальной школе. Именно на этом этапе важно привлечь ребенка к чтению, развивать его читательский интерес.
Под читательской грамотностью понимают необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению. Работа по формированию читательской грамотности осуществляется через уроки литературного чтения, русского языка, внеурочную деятельность (кружки), организации уроков внеклассного чтения.
Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя, показывают детям, насколько интереснее и богаче станет жизнь, если подружиться с книгой.
На уроках внеклассного чтения объектом изучения является книга из круга чтения детей определенного возраста.
Цель внеклассного чтения - сформировать у учащихся интерес к детским книгам как источнику знаний, желание и привычку читать книги.
Достижение этой цели зависит от решения следующих взаимосвязанных задач:
- систематически знакомить детей с широким кругом доступной для самостоятельного чтения литературы и ее видами;
- формировать у них умение ориентироваться в книге и среди книг;
- учить предугадывать примерное содержание детской книги еще до чтения;
- формировать умение различать книги по существенным признакам (тематике, автору, назначению и т.д.);
- учить выбирать нужную книгу, пользуясь библиотечно-библиографическими средствами;
- воспитывать стремление читать книги, задумываясь и размышляя над прочитанным;
- использовать детскую литературу для воспитания ребенка.
Уроки внеклассного чтения по методике своего проведения должны отличаться от обычных уроков литературы. Эти занятия проводятся не каждый день, даже не каждую неделю, а несколько раз в четверть, и поэтому должны быть по своей форме нестандартными, надолго запоминающимися для учащихся. Очень важно привлечь внимание школьников к самостоятельному чтению, научить видеть себя как читателя, оценивать свои достоинства и недостатки, осознавать и объем, и качество чтения.
При подготовке к внеклассному чтению помогут рабочие листы, которые подскажут, какие произведения нужно прочитать, выделить главных героев, ответить на, помогая понять основную мысль произведения.
Рабочий лист - это творчество учителя. Учитель сам определяет, какие задания он включит в рабочий лист. Рабочий лист - это специально разработанный учителем лист с заданиями, которые необходимо выполнить по ходу чтения произведения.
Задания по прочитанному произведению могут быть сформулированы так, чтобы, отвечая на вопрос, ученик был вынужден многократно перечитывать текст, возвращаться к информации, тем самым осуществляя анализ, синтез, выявление причинно-следственных связей.
Таким образом, для формирования читательской грамотности необходимо предлагать учащимся специальные учебные задания, направленные на обучение умениям:
- найти и извлечь информацию из текста;
- интегрировать (связывать) и интерпретировать (толковать) прочитанное;
- осмыслить и оценить прочитанное.
Рабочий лист 1. Русские народные сказки