Первое заключительное музыкальное занятие проекта: «Детский альбом» П.И.Чайковского» для детей старшего, подготовительного к школе возраста.
Цель: Создать условия для формирования сознательного выбора деятельности для музицирования с музыкой П.И.Чайковского «Детский альбом», осознания, оценку своих продуктов творчества посредством организации музыкального занятия в форме «Доски выбора». Обеспечить условия для совместного последующего сотворчества ребенка и родителей дома.
Задачи:
- Формирование чувства удовольствия, удовлетворения от самовыражения через разные виды деятельности с классической музыкой: танцевальная, инструментальная импровизации, пластическое интонирование (дирижирование), интуитивное рисование.
- Развивать способность дифференцировать (узнавать) изученные произведения «Детского альбома» П.И.Чайковского по их характеру и выразительным особенностям.
- Продолжить работу по самостоятельному созданию детьми графических моделей отображающих звучание инструментов (партитура); моделированию линии собственного танца и исполнение их совместно с родителями.
- Способствовать осознанию своих эстетических эмоций, связанных с музыкой, формированию музыкального вкуса и сознания. Дать представление о других композиторах, которые сочиняли музыку для детей.
Подготовительная работа:
- В течение месяца на каждом музыкальном занятии организовывается «активное» слушание произведений из «Детского альбома» П.И.Чайковского: «Сладкая грёза», «Мама», «Вальс», «Марш деревянных солдатиков», вспомнили игру под «Неаполитанскую песенку» (с прошлого года).
- После нескольких занятий провести просмотр М/Ф «Детский альбом» П.И.Чайковского, а затем игру «Узнай произведение», в которой дети узнавали по фрагменту произведение и выбирали соответствующую картинку на компьютере, сами оценивали правильность, соответствие выбора и получали подтверждение в компьютерной игре.
- Графическое моделирование звучания инструментов и фиксация линии танца ведётся в системе в течение среднего, старшего возраста.
- Подготовить книжки «Детский альбом для мамы» с «Красочной», «Инструментальной», «Танцевальной» и «Страничкой Дирижёра» для последующего сотворчества с родителями дома. Подготовить QR-коды, с соответствующей произведению картинками, чтобы потом приклеить на страничке, соответственно совершённому на занятии выбору детей произведений для последующего сотворчества с родителями дома.
Ход занятия
Под спокойную музыку дети заходят в зал. Презентация Сл.1
М.Р.: Здравствуйте, ребята. Все вы знаете что скоро у наших мамочек праздник -День матери.
Праздник - это всегда доброжелательное общение и поздравления.
Стихотворение (дети)
М.Р.:
Как же это хорошо!
Никуда не торопиться,
Не молчать,
И не сердиться -
Так вот просто рядом с мамой,
С мамой рядышком идти,
В небе солнышко увидеть -
И домой его нести!
Песня для мамы (из уже выученного репертуара )
М.Р.: Праздник - это, конечно, подарки. Подарков много не бывает. Я предлагаю сегодня приготовить для мам один из самых необычных подарков - музыкальный альбом.(показать)
Такие детские музыкальные альбомы сочинили многие композиторы:
- С.С.Прокофьев «Детская музыка», Презентация Сл.2-5
- А.Гречанинов «Детский альбом», «Бусинки»
- С.Майкапар «Первые шаги»
- А.Лурье «Рояль в детской»
- В.Ребиков «Картинки для детей»
- К.Дебюсси «Детский уголок»
- М.Равель «Матушка гусыня» по сказкам Ш.Перро
- Д.Шостакович «Танцы кукол»
- …и многие другие композиторы.
А мы с вами, поверьте, станцуем, сыграем и разукрасим красками ничуть не хуже, чем эти известные композиторы, а поможет нам музыка великого русского композитора П.И.Чайковского.
Да-да, музыка «Детского альбома» знакома всем и призвана рассказать детям о добре и справедливости, учить их глубоко чувствовать и выражать разные эмоции.
Слышите? Это уже звучит обложка нашего музыкального альбома…
(звучит музыка)
В нашем музыкальном альбоме, могут быть разные странички: Презентация Сл.6
- «Танцевальная страничка» - в ней можно музыку станцевать,
- «Красочная страничка» - в ней музыка зазвучит разными красками.
- «Инструментальная» - в ней вы будите музыку чуть-чуть украшать,
- А на страничке «Дирижера» - можно оркестром управлять.
Итак, выбор странички сегодня я предлагаю доверить компьютеру!
Выбор странички с помощью компьютера - Презентация. Сл.6 , Сл.7.
Выбор произведения осуществляют дети с помощью картинок.
Создание ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЙ импровизаций детьми на выбранное произведение.
М.Р.:
Браво! Только это я и могу сказать!
Будем наш альбом продолжать собирать.
И следующая страничка….
Выбор странички с помощью компьютера - Презентация. Сл.8, Сл.9
М.Р.: Зазвучит под музыку… а вот выбирайте…
Выбор произведения осуществляют дети с помощью картинок.
Создание ПЛАСТИЧЕСКОЙ импровизаций (дирижирование) детьми на выбранное произведение.
М.Р.: Следующая страничка уже в нетерпении, так и просится, чтоб ее выбрали.
Выбор странички с помощью компьютера - Презентация Сл.10, Сл.11
Выбор произведения осуществляют дети с помощью картинок.
Создание ТАНЦЕВАЛЬНОЙ импровизаций детьми на выбранное произведение.
М.Р.: Браво!
Выбор странички с помощью компьютера - Презентация Сл.12, Сл.13
Выбор произведения осуществляют дети с помощью картинок.
ИНТУИТИВНОЕ РИСОВАНИЕ под музыку выбранного произведения .
Заполняем «КРАСОЧНУЮ» страничку альбома.
Презентация Сл.14. Слайды 15, 16, 17 включаются соответственно после выбора детьми произведений.
М.Р.: Мамочки, спасибо вам за ваши добрые, преданные сердца, нежные, ласковые руки и счастливые глаза ваших детей.
Музыкальный руководитель предлагает на следующем занятии заполнить «Инструментальную», «Танцевальную» странички и «Страничку дирижера», посредством создания «Партитуры», «Рисунка танца» и изображения характера произведения красками, для совместного с родителями домашнего сотворчества.