О ролевой игре в обучении английскому языку детей разного возраста

Разделы: Иностранные языки, Дополнительное образование


В дополнительном образовании формы проведения занятий разнообразны. Одной из форм обучения иностранному языку является ролевая игра. На занятиях английского языка ролевая игра - это методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Этот прием способствует достижению целей обучения диалогической речи, к расширенному монологическому высказыванию, активизации мыслительной деятельности обучающихся, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли. Игра связана с построением «предлагаемых обстоятельств», чтобы обучающийся реально оказывался в ситуации, когда ему приходится действовать так или иначе, и именно эта возможность создания заинтересованности у детей, осознания успеха, развития самооценки. Игра развивает все психические процессы у детей - восприятие, мышление, внимание, память и воображение.

Для детей младшего школьного возраста невозможно переоценить значение игры как способа обучения иноязычной устной речи. Нельзя форсировать развитие младшего школьника, включать его в учебную деятельность, минуя игровую. Нельзя считать игру (игру не как развлечение, а как способ овладения иноязычной речевой деятельностью в психологическом смысле этого слова) - пустой тратой времени.

Одной из форм игрового общения для младших школьников является сюжетная игра с предметом. Для организации такой игры на занятиях в Объединении «АВС - английский язык с увлечением»ребятам были предложены обстоятельства воображаемой деятельности, распределялись роли, уточнялись мотивы, цели деятельности каждого участника, достигаемый сообща результат.

Сюжет был предложен следующий: «У тебя есть младшая сестра (брат, друг) - дошкольница, которая очень хочет узнать, что интересного есть в твоем портфеле». Предлагалось показать свой портфель и познакомить с учебными принадлежностями. Пример диалога на эту тему: "Please, show me your bag". "Here you are". "May I open it?" "Yes, you may". "But I can't. Help me, please." "Now you may take the books out of". "Thank you! There are many interesting and nice pictures in this book. And what'a that?". "It's my pencil box. There are many pens and pencils in it". "I see red, green, orange, black and blue pencils. May I draw a picture? "Yes, you may". "I think it's very interesting to go to school, I want to become a pupil very much."

Участники этой ролевой игры не только обменивались репликами, но и действовали с реальными предметами.

Еще одна ролевая игра по сюжету сказки «Теремок». «Обитатели теремка» задавали гостям вопросы и только после правильного ответа разрешали им войти. Примеры вопросов: "Who are you?", "Do you want to have friends?", "What season is it now?", Is it warm or cold in the street?" и другие вопросы. Участники игры с интересом обыгрывали маски, костюмы и в зависимости от выбранной роли меняли тембр голоса, походку, жесты.

Для обучающихся среднего школьного возраста возможно провести ролевую игру «У книжной полки». «Читатели» берут друг у друга книги, делятся впечатлениями о прочитанном. Ребятам было предложено использовать самостоятельно найденные сведения о книгах и писателях.

Приводим пример одного из диалогов: "Have you got any new book on your bookshelf? "Yes, I have. This is a book of poems by Robert Burns". "Well, he is Scotland' greatest poet". "Yes, and here is my favourite poem "My Heart's in the Highlands". Just listen". - Читает любимые строки из стихотворения. "You may take and read this book".

Для обучающихся старшего школьного возраста повышается значение игровых ситуаций, расширяющих представление ребят об окружающем мире, подготавливает участников игры к их будущей социальной роли. Одной из форм игрового общения становится имитационная ролевая игра. В такой игре должны соблюдаться правила имитируемой деятельности, общение организуется в соответствии с игровым заданием, учитываются правильные и неправильные решения. После игры обязательно подводятся итоги. Ребята могут сами выбирать тему имитационной игры, они с удовольствием выбирают следующие темы: «Работа и карьера», «Здоровый образ жизни», «Телевидение, кино», «Книги», «Современные технологии и коммуникации», «Современная мода», «Моя будущая профессия».

В игре «Моя будущая профессия» могут участвовать учителя и врачи, инженеры, IT специалисты, работники сферы обслуживания, журналисты, деятели искусства. Одной из форм было игровое задание с текстом, содержащим профессиональную информацию на английском языке (техническое описание некоторых инженерных решений, описание новых способов лечения заболеваний, рецензия на произведения искусства, публикация об актуальных проблемах педагогики). На занятии может быть организовано заседание технического совета, медицинского консилиума, художественного совета, редакционной коллегии газеты или журнала, педагогического совета.

Формы ролевой игры на занятиях английского языка в зависимости от возраста обучающихся могут быть различными: для младшего возраста - сюжетная ролевая игра сказочного содержания, для детей среднего возраста - сюжетная ролевая игра бытового, познавательного содержания, для старшего возраста - имитационная ролевая игра мировоззренческого содержания, имитационная деловая игра.

Таким образом, ролевые игры при обучении английскому языку являются эффективным методическим приёмом с обучающимися разного возраста. Их применение позволяет успешно решать обучающие, развивающие и воспитательные задачи.

Литература

  1. Издательство «ГЛОССА-ПРЕСC», ред. И.Цветкова, журнал «Speak Out» (2019-2022 гг.)
  2. Издательский дом «Первое сентября», ред. Е.Богданова, журнал «English» (2019-2022 гг.)
  3. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Концепция развития дополнительного образования детей от замысла до реализации, «Методическое пособие». - М. 2016 г.