Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Мир вокального искусства"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта.

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир вокального искусства» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, ООП ООО МБОУ СОШ № 153, образовательной программы «Хор» (Т.Н.Овчинникова), авторской программы «Мир вокального искусства» (Г.А.Суязова).

Цель программы - формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства, развитие творческого потенциала личности обучающихся.

Задачи:

  • Расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен.
  • Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
  • Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение.
  • Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.
  • Помочь обучающимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Данная программа является адаптированным вариантом к условиям реализации на базе образовательной школы. Освоение рабочей программы сочетается с практическим обучением. Реализация рабочей программы предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу - от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса "Обучение вокалу" в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

Целенаправленная организация занятий способствует формированию

личностных результатов обучающихся:

  • реализация творческого потенциала,
  • готовность выражать своё отношение к искусству,
  • становление эстетических идеалов и самосознания;

метапредметных результатов:

  • овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов,
  • применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач,
  • готовность к логическим действиям,
  • участие в совместной деятельности на основе сотрудничества;
  • обеспечивает коммуникативное развитие:
  • формирование умения слушать,
  • вести диалог,
  • продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

предметные результаты:

  • развитие художественного вкуса,
  • устойчивого интереса к вокальному творчеству,
  • использование вокальных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыки,
  • исполнение вокально-хоровых произведений.

Обучающиеся научатся:

  • выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
  • раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей;
  • понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
  • осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием;
  • проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;

Обучающиеся получат возможность:

  • научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видеосопровождением;
  • удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.

Содержание учебного курса

Содержание курса обеспечивает возможность разностороннего развития обучающихся благодаря: наблюдению, восприятию музыки; воплощению музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально пластических композиций, исполнению вокально-хоровых произведений.

В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности: ансамблевое пение - самовыражение ребенка в пении, воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений, освоение вокально- хоровых умений и навыков; инсценирование песен.

Формы обучения.

  • Коллективная, позволяет развивать в обучающихся интерес к музыке, создаёт возможность выравнивания певческого диапазона всех участников процесса, увлечённости и стремлению к достижению общей цели.
  • Групповая, помогает обучающимся в реализации своих музыкальных способностей, отработки индивидуальных возможностей каждого ребёнка, умение видеть его творческий потенциал.
  • Индивидуальная, позволяет осуществлять личностный подход к обучающемуся в объединении, приобретению опыта выступлений разных уровней развивает в нём одарённость, содействует созданию творческого портфолио.
  • Совместная деятельность с обучающимися всех творческих объединений позволяет создавать совместные творческие проекты.

Формы проведения занятий.

  • Дыхательная гимнастика
  • Речевая разминка
  • Распевание
  • Разучивание песенного репертуара
  • Постановка на сцене музыкальных номеров
  • Работа с фонограммами, микрофонами
  • Игровая деятельность
  • Зачётные занятия
  • Праздники
  • Отчётный концерт.

Наименование разделов

Количество часов
по программе

Вокально-хоровая работа

30

Музыкально-теоретическая подготовка

15

Теоретико-аналитическая работа

15

Концертно-исполнительская деятельность

10

70

Основные содержательные линии рабочей программы:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
  • обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования.

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Количество часов

Вокально-хоровая работа (30)

1

Вводное занятие

1

2

Прослушивание голосов

1

3

Певческая установка. Дыхание

2

4

Вокально-хоровые упражнения.

3

5

Распевание

2

6

Дирижёрские жесты

2

7

Унисон

2

8

Вокальная позиция

2

9

Звуковедение

2

10

Дикция

2

11

Солист и ансамбль

4

12

Хоровая музыка, хоровые коллективы

5

13

Музыкально-исполнительская культура

2

Музыкально-теоретическая подготовка (15)

1

Основы музыкальной грамоты

2

2

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

2

3

Развитие чувства ритма

2

4

Средства музыкальной выразительности

6

5

Элементы музыкальной грамоты

3

Теоретико-аналитическая работа (15)

1

Беседа о гигиене певческого голоса

3

2

Народное творчество

7

3

Беседа о творчестве композиторов-классиков

2

4

Беседа о творчестве современных композиторов

3

Концертно-исполнительская деятельность (10)

1

Праздники, выступления

2

2

Музыкальные конкурсы

3

3

Открытый урок для родителей

2

4

Экскурсии, концерты, театры

3

Итого

70

Тематическое планирование по курсу «Мир Вокального Искусства»