Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мир вокального искусства» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, ООП ООО МБОУ СОШ № 153, образовательной программы «Хор» (Т.Н.Овчинникова), авторской программы «Мир вокального искусства» (Г.А.Суязова).
Цель программы - формирование у обучающихся устойчивого интереса к пению, исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность, приобщение к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства, развитие творческого потенциала личности обучающихся.
Задачи:
- Расширить знания обучающихся об истории Родины, ее певческой культуре на основе изучения детских песен, вокальных произведений, современных эстрадных песен.
- Воспитывать и прививать любовь и уважение к человеческому наследию, пониманию и уважению певческих традиций.
- Развивать музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, творческое воображение.
- Формировать вокальную культуру как неотъемлемую часть духовной культуры.
- Помочь обучающимся овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю). Данная программа является адаптированным вариантом к условиям реализации на базе образовательной школы. Освоение рабочей программы сочетается с практическим обучением. Реализация рабочей программы предусматривает перспективное развитие навыков вокального мастерства, подчинение основному образовательному принципу - от простого к сложному, от знаний к творчеству, к увлекательным делам и вокальным концертам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса "Обучение вокалу" в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Целенаправленная организация занятий способствует формированию
личностных результатов обучающихся:
- реализация творческого потенциала,
- готовность выражать своё отношение к искусству,
- становление эстетических идеалов и самосознания;
метапредметных результатов:
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов,
- применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач,
- готовность к логическим действиям,
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества;
- обеспечивает коммуникативное развитие:
- формирование умения слушать,
- вести диалог,
- продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
предметные результаты:
- развитие художественного вкуса,
- устойчивого интереса к вокальному творчеству,
- использование вокальных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыки,
- исполнение вокально-хоровых произведений.
Обучающиеся научатся:
- выражать эмоциональное содержание музыкальных произведений в исполнении, участвовать в различных формах музицирования;
- раскрывать образное содержание музыкальных произведений разных форм, жанров и стилей;
- понимать специфику и особенности музыкального языка, творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в разных видах музыкальной деятельности;
- осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности, участвуя в творческих проектах, в том числе связанных с музицированием;
- проявлять инициативу в организации и проведении концертов, театральных спектаклей, выставок и конкурсов, фестивалей и др.;
Обучающиеся получат возможность:
- научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видеосопровождением;
- удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Содержание учебного курса
Содержание курса обеспечивает возможность разностороннего развития обучающихся благодаря: наблюдению, восприятию музыки; воплощению музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально пластических композиций, исполнению вокально-хоровых произведений.
В ходе обучения школьники приобретают навыки коллективной музыкально-творческой деятельности: ансамблевое пение - самовыражение ребенка в пении, воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений, освоение вокально- хоровых умений и навыков; инсценирование песен.
Формы обучения.
- Коллективная, позволяет развивать в обучающихся интерес к музыке, создаёт возможность выравнивания певческого диапазона всех участников процесса, увлечённости и стремлению к достижению общей цели.
- Групповая, помогает обучающимся в реализации своих музыкальных способностей, отработки индивидуальных возможностей каждого ребёнка, умение видеть его творческий потенциал.
- Индивидуальная, позволяет осуществлять личностный подход к обучающемуся в объединении, приобретению опыта выступлений разных уровней развивает в нём одарённость, содействует созданию творческого портфолио.
- Совместная деятельность с обучающимися всех творческих объединений позволяет создавать совместные творческие проекты.
Формы проведения занятий.
- Дыхательная гимнастика
- Речевая разминка
- Распевание
- Разучивание песенного репертуара
- Постановка на сцене музыкальных номеров
- Работа с фонограммами, микрофонами
- Игровая деятельность
- Зачётные занятия
- Праздники
- Отчётный концерт.
Наименование разделов |
Количество часов
|
Вокально-хоровая работа |
30 |
Музыкально-теоретическая подготовка |
15 |
Теоретико-аналитическая работа |
15 |
Концертно-исполнительская деятельность |
10 |
|
70 |
Основные содержательные линии рабочей программы:
- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и вокалу;
- усвоение изучаемых музыкальных произведений и вокально-хоровых знаний;
- обогащение опыта учебно-творческой музыкальной деятельности.
Каждая из указанных содержательных линий находит в целевых установках программы и получает последовательное раскрытие в содержании музыкального образования.
Тематическое планирование
№ |
Наименование разделов и тем |
Количество часов |
|
Вокально-хоровая работа (30) |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
|
2 |
Прослушивание голосов |
1 |
|
3 |
Певческая установка. Дыхание |
2 |
|
4 |
Вокально-хоровые упражнения. |
3 |
|
5 |
Распевание |
2 |
|
6 |
Дирижёрские жесты |
2 |
|
7 |
Унисон |
2 |
|
8 |
Вокальная позиция |
2 |
|
9 |
Звуковедение |
2 |
|
10 |
Дикция |
2 |
|
11 |
Солист и ансамбль |
4 |
|
12 |
Хоровая музыка, хоровые коллективы |
5 |
|
13 |
Музыкально-исполнительская культура |
2 |
|
Музыкально-теоретическая подготовка (15) |
|||
1 |
Основы музыкальной грамоты |
2 |
|
2 |
Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти |
2 |
|
3 |
Развитие чувства ритма |
2 |
|
4 |
Средства музыкальной выразительности |
6 |
|
5 |
Элементы музыкальной грамоты |
3 |
|
Теоретико-аналитическая работа (15) |
|||
1 |
Беседа о гигиене певческого голоса |
3 |
|
2 |
Народное творчество |
7 |
|
3 |
Беседа о творчестве композиторов-классиков |
2 |
|
4 |
Беседа о творчестве современных композиторов |
3 |
|
Концертно-исполнительская деятельность (10) |
|||
1 |
Праздники, выступления |
2 |
|
2 |
Музыкальные конкурсы |
3 |
|
3 |
Открытый урок для родителей |
2 |
|
4 |
Экскурсии, концерты, театры |
3 |
|
Итого |
|
70 |