Цель: Знакомство с дидактическим набором «Дары Фребеля» и возможностью его использования в художественном конструировании и познавательном развитии дошкольников.
Задачи:
- Создать условия для художественного конструирования на основе прочитанного художественного произведения, используя детали разнообразных «даров».
- Развивать внимание, творчество, умение планировать предстоящую деятельность и рассказывать о результатах работы.
- Повысить интерес к новому дидактическому материалу, его возможностям в своей педагогической деятельности.
Детский сад - это территория игры. В процессе игры ребенок познает мир, учится общаться, развивает высшие психические процессы. «Дары Фребеля» - это преимущественно деревянный конструктор, основное назначение которого - знакомство детей с геометрическими фигурами и телами и их составляющими. Дидактический набор «Дары Фребеля» позволяет визуализировать познавательно-игровую деятельность дошкольников, на наглядном материале демонстрировать, как предметы и объекты окружающей действительности можно изобразить и представить с помощью разнообразных геометрических фигур и тел: отрезки разной длины, точки, круги, треугольники и др. В последствии от предметных изображений конструктор позволяет перейти к изображению разнообразных сюжетов.
Большое количество и разнообразие яркого материала позволяет использовать его при реализации задач пяти направлений развития дошкольников. Чередование и сочетание разных «даров» в рамках одного занятия позволяет поддерживать интерес детей к деятельности на разных ее этапах: организация динамических пауз, деление детей на группы по различным признакам, сама деятельность и рефлексивный момент занятия.
На начальном этапе, при знакомстве с конструктором, предлагаю детям изобразить простые объекты, такие как, разноцветные мячи, воздушный шарик, снежный ком, которые дети получают используя круги и окружности разных цветов и диаметра. Далее демонстрирую, что те же простые объекты можно получить с помощью других геометрических фигур - полукруг, полуокружность. Таким образом, в сознании детей формируется представление о том, что круг состоит из двух полукругов, а окружность из двух полуокружностей.
Следующим этапом, обучаю детей конструированию более сложных предметов и объектов. Например, при конструировании дерева, предлагаю детям подумать, из каких геометрических фигур можно сконструировать дерево? Из отрезков разной длины. Если ребенок затрудняется, предлагаю ему картинку дерева, где способом наложения, ребенок может получить изображение объекта из деревянных отрезков разной длины.
При изображении объектов природы, обращаю внимание детей на их особенности в разное время года. Например, при изображении солнца, предлагаю детям подумать, чем его изображение может отличаться в разное время года. Так, зимой дети изображают солнце с короткими лучами, а летом - с длинными.
Также, обращаю внимание детей на то, что один и тот же объект можно изобразить по-разному: птицу вблизи мы видим хорошо и изображаем ее детально, а птицу вдали мы видим только в виде силуэта и можем изобразить ее в виде треугольника или галочки, полученной из коротких отрезков.
При переходе к сюжетному конструированию, обращаю внимание детей на композицию изображаемых предметов: чем ближе объект к нам, тем крупнее мы его видим и изображаем, если на изображении есть объекты, находящиеся на земле и на небе, то необходимо отметить линию горизонта.
При выполнении работы предлагаю детям использовать разнообразный материал Фребеля. Учу детей планировать свою деятельность: сначала придумать, что будут строить, затем продумать какой материал им понадобится для строительства и в каком количестве. При этом стимулирую речевую активность воспитанников, прошу комментировать свои действия, обосновывая свой выбор, решения.
Сегодня, в рамках мастер-класса я продемонстрирую вам, как можно использовать Дары Фребеля при развитии навыков художественного конструирования на основе прочитанного художественного произведения.
Предлагаю каждому взять по одному колобку, слегка их раскачать и под стихотворение, которое я прочту поприветствовать друг друга, коснувшись своим колобком колобка соседа.
На занятье колобок малышей встречает
И дорогою добра с детками шагает.
Вместе с колобком качнемся
И друг другу улыбнемся.
Мы друг друга поприветствовали и теперь, для работы мы с вами разделимся на четыре группы. Для деления на группы мы можем использовать любой из даров, в котором можно выделить нужное нам количество признаков. В данном случае - четыре. Предлагаю взять 8 колец 4 цветов: 2 желтых, 2 зеленых, 2 белых, 2 красных. Опустим кольца в чудесный мешочек и каждый из вас вытянет по одному кольцу.
Мы разделились на 4 группы. Я приглашаю вас присесть к столам в соответствии с цветом вашего кольца. Посмотрите, пожалуйста, на свои столы, подумайте и скажите, как вы думаете, почему мы разделились на 4 группы и перед вами лежат планшеты именно этих цветов? Уже догадались, о чем будет наше занятие? (Да. Такими цветами в программе «Развитие» обозначаются времена года. Наше сегодняшнее занятие будет о временах года.)
Я прочитаю вам рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания». После прочтения, я попрошу вас ответить на вопросы. Чтобы ответить на вопрос, нужно будет сначала поднять вверх свое кольцо. Таким образом, мы сможем обеспечить порядок и очередность ответов. Согласны? (да)
(Чтение рассказа)
- Вам понравился рассказ? (да)
- О каких четырех желаниях говорится в рассказе?
- Почему желания мальчика менялись в разное время года? (Потому, что в каждое время года она находил для себя интересное занятие)
- А сейчас я предлагаю вам вернуться в детство и вспомнить, за что вы любили каждое из времен года. Перед вами планшеты определенных цветов, в соответствии с цветом планшета у каждого из вас свое время года. С помощью даров Фребеля, изобразите самые яркие впечатления для вас в это время года.
Договоритесь в своей паре, что вы будете изображать, и какой материал для работы вам понадобится.
Приступаем к работе. (включить приятную музыку и дать 5 минут на работу)
После завершения работы провести мини-беседу по содержанию каждой «картины»
- Какое время года вы изображали? Какие яркие впечатления вы изобразили в своем времени года?
Заключительный этап
- Посмотрите, какие яркие времена года у нас получились. Действительно, как и в рассказе К.Д.Ушинского, можно любить и желать каждое из четырех времен года.
- Сейчас я предлагаю вам объединить наши четыре времени года.
- Что получилось? (Календарь)
- Наш мастер-класс подходит к концу, и я хочу задать вам вопрос: «На сколько полезен был вам мастер-класс? Почему? Будете ли вы использовать Дары Фребеля в своей работе с дошкольниками?» А для мерки степени полезности мастер-класса предлагаю использовать палочки Фребеля разных величин.
- Всем спасибо! Я благодарю вас за работу!