Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему «За что я люблю зиму!»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: зима, развитие речи, зимняя тематика, Развитие речевой деятельности


Цель: Учить детей составлять рассказ о зиме из личного опыта, используя полученные ранее знания и представления.

Задачи:

  • обучать детей составлять рассказ, опираясь на личный опыт;
  • развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей;
  • развивать связную речь;
  • активизировать в речи детей прилагательные и глаголы, согласовывать их с существительными;
  • учить называть родственные слова к существительным;
  • развивать память, внимание, логическое мышление;
  • воспитывать любовь и умение видеть красоту зимней природы;
  • умение композиционно правильно строить рассказ, излагать материал последовательно, умение начинать рассказ и завершать его.

Предварительная работа. Наблюдение за зимними изменениями в природе на прогулке: за тем, как меняется цвет снега в зависимости от освещенности, как снег скрипит, как искрится на солнце, как укутывает деревья в белое одеяло после метели. Беседа об ощущениях, которые возникают во время зимней прогулки. Разучивание стихов А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, С.Есенина. Разучивание игры «Зимушка-зима». Слушание и обсуждение на музыкальном занятии пьесы П.Чайковского «Времена года».

Оборудование:

  • Телевизор, компьютер.
  • Иллюстрации на зимнюю тему, сюжетные картинки, таблицы, схемы предложений, схемы деления слов на слоги, мольберт.

Ход занятия

Воспитатель. Сегодня, ребята, я получила письмо от Снеговика! В этом конверте находится загадка - ребус. Мы должны отгадать и тогда узнаем, о чем будем говорить.

Воспитатель: Смотрите внимательно! (выставляется на телевизоре таблица с зашифрованными словами) Здесь спрятались слова, отгадайте их.

3214

4231

МИЗА

ГНЕС

Воспитатель: Какие слова получились?

Дети: Зима! Снег!

Воспитатель: Правильно. Назовите зимние месяцы!

Дети: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: А какие изменения происходят в природе зимой? (выпадает снег, покрываются льдом реки, озера, дни становятся короткими, стоят морозные студеные дни, дует ледяной ветер, солнце светит, но не греет.)

(Выставляет иллюстрации о зиме).

Воспитатель: Кто из вас любит зиму? Почему?

Дети: Можно лепить снежную бабу, снеговика, можно кататься на санках, лыжах, коньках.

1-е задание: Воспитатель предлагает поиграть в игру «Снежные слова» (педагог называет слово, если оно родственное слову «снег», то дети хлопают в ладоши 2 раза, если не родственное, то топают ногами 2 раза. Родственные слова к слову «снег»: снега, снеговик, Снегурочка, снегопад, снегоход, снегоуборка).

Воспитатель: А теперь предлагаю составить предложения, используя одно из родственных слов, по следующей схеме: I___ ___ ___.

Дети объединяются в пары, на пару раздаются картинки по теме. Детям предлагается, используя сюжетные картинки и схему предложения, составить предложение с родственным словом слову «снег» и разложить в нужном порядке картинки.

Дети (примеры ответов): Дети слепили снеговика. Кружатся белые снежинки. Снег засыпал дорожку.

2-е задание: подобрать родственные слова к слову зима: зимний, зимушка, зимуют, зимовать, зимовье, перезимовать.

Воспитатель: А теперь, предлагаю эти слова разделить на слоги.

Динамическая пауза: «Зимушка-зима» (дети выходят на свободное пространство)

Здравствуй Зимушка-зима! (кланяемся)
Что в подарок принесла? (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый, (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки, (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки! (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Воспитатель: Сегодня мы будем придумывать рассказ на тему: «За что я люблю зиму!»

- Вспомните какая бывает зима, какая бывает погода зимой, во что вы любите играть на прогулке, за кем любите наблюдать, кому мы помогаем зимой. Следите за тем, чтобы не повторять друг друга.

- Давайте вспомним, из каких композиционных частей состоит рассказ.

Дети: Начало рассказа, основная часть и завершение.

Воспитатель: Послушайте мой рассказ: «Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Я очень люблю зиму».

Воспитатель: А теперь давайте послушаем ваши рассказы, которые вы составите с помощью сюжетных картинок. Для начала - разделитесь на 4 подгруппы.

Воспитатель дает детям время 5-7 минут на подготовку рассказа.

Выслушав рассказы ребят, педагог предлагает детям выбрать самый интересный рассказ.

Воспитатель: Ребята, сегодня вы все очень интересно рассказали о зиме и зимних забавах! Молодцы! Все ваши рассказы мы обязательно запишем и из них мы составим книгу. И обязательно дополним её вашими рисунками.

Воспитатель: а закончим мы с вами наше сегодняшнее занятие игрой «Да-нет». Вы готовы? Итак:

- Что делали сегодня,
дай мне дружок ответ:
Слушай внимательно и отвечай «да, нет».
- Ребусы мы решали? (да);
- В лесу грибочки собирали? (нет);
- Мы на коврике играли? (да);
- Песенки все распевали? (нет);
- Вы рассказы составляли? (да);
- С карточками вы играли? (да);
- А в игрушки вы играли? (нет);
- Слова на слоги разбивали? (да);
- И книгу вместе сочиняли? (да).