Цели и задачи:
- поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры;
- продолжить знакомить детей с обрядовыми праздниками;
- разучить фольклорный материал, использовать его в повседневной жизни;
- прививать любовь, уважение к традициям и к культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Действующие лица:
- Взрослые - хозяюшка, ведущий (воспитатель подготовительной группы).
- Дети - колядовщики, гости.
Оформление зала в стиле народной избы: занавес - домотканые льняные шторы, русская печь, чугунок, ухват, зыбка, стол, вышитая скатерть, самовар.
Атрибуты: Маски животных, рождественская звезда, берестяной туесок, корзина со снежками, крынка, ларец-кладенец, большой русский платок, магнитофон, мультимедийное оборудование.
Ход сценария
Входит Хозяюшка вместе с детьми (старшей группы), знакомит их с предметами домашнего обихода. (Слайд 1)
Самовар: Снизу пар и сверху пар - шипит наш русский самовар.
Печка: Без печи изба - не изба.
Колыбель: Без рук, ног во все стороны кланяется.
Слышу, по улице идут колядовщики, скоро к нам зайдут, давайте подготовимся гостей встречать, быстро наряжайтесь.
(Дети одевают шапочки животных: зайчик, два петушка, корова, котик).
Ведущая: (Слайд 2)
Все на Святки, все на Святки
Выходите ка ребятки!
Наряжайтесь поскорей
Чтобы встретить нам гостей
Дети:
Эй, спешите все сюда!
В гости Коляда пришла.
Будем мы шутить, кривляться,
Бегать, прыгать, забавляться!
Входят дети подготовительной группы (Колядовщики), ряженные с Рождественской звездой. (Слайд 3)
Хозяюшка: А вот и колядовщики пожаловали! Давно мы Вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Дети: (хором)
Коляда, Коляда, отворяй-ка ворота!
Пришла Коляда накануне Рождества!
Хозяюшка: Коляда, Коляда, где ты раньше была?
Дети: А я в поле ночевала, а теперь к вам пришла! Здравствуй, хозяюшка!
Дети:
1. Хозяйка, хозяйка, что в доме - то нам и подавай-ка!
Пирожка хоть пресного, да отрежь по толще, подай побольше!
2. Подай по лепешке.
А не дашь лепешки, разобьем окошки!
Хозяюшка: Ой, ой, окошки-то бить не надо! Я только их вставила, Да в доме своем ремонт справила. Да вы заходите в дом, присаживайтесь. Я доброму гостю всегда рада. У нас для каждого найдется и местечко, и доброе словечко.
(Дети рассаживаются на стулья)
Удобно ли вам гости дорогие? Всем ли Видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватает?
Ведущий: Марья, изба у тебя большая, да непростая.
Хозяюшка: Да уж не простая. Моя изба пирогом подперта, да блином покрыта.
Ведущий: То-то мы глядим, мимо твоей избы никто не пройдет, всяк на огонек заглянет. А, правда, тетка Марья, что у тебя в доме чудеса происходят и волшебные вещи имеются?
Хозяюшка: Как им не быть? Есть у меня туесок загадок, ларец-кладенец, да перина снежная! (Слайд 4)
(Хозяйка показывает волшебные вещи).
Силу волшебную они имеют только в святые вечера на Святки.
(Берет в руки туесок).
Там где в травах ветер сладкий, где за полем бор стеной. Собираю я загадки в туесок берестяной.
(Открывает туесок и загадывает загадки).
Загадки
1.
Комочек пуха, два длинных уха
Прыгает ловко, любит морковку? (Заяц, выходит зайка - ребенок)Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работу не нашел,
Он заплакал и пошел.
2.
Не царь, а в короне,
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами. (Петух, выходят два петушка, танцуют и уходят).
3.
Стоит копна
По среди двора:
Спереди вилы,
Сзади метла. (Корова, выходит корова с крынкой).Где возьмет хозяюшка
Молочка парного?
Молочко даст доброе, пестрая корова.
Му-му, молока кому?
4.
Острые ушки, на лапках подушки.
Усы, как щетинки, дугою спинка.
Днем спит, на солнышке лежит.
Ночью бродит, на охоту ходит. (Котик, выходит котик)Идет кисонька из кухни,
У ней глазоньки припухли…
«О чем, кисонька, ты плачешь?»
«Как мне кисоньке, не плакать?»
Повар пеночку слизал,
Да на кисоньку сказал.
5.
В избе стоит, тепло дарит.
Есть захочешь, ее просишь? (Печь) (Слайд 5)
Скороговорка:
Как у нас в печурочке, золотые чурочки.
Маленький Ерофейка, подпоясан коротенько,
По полу скок-скок, да и сел в уголок. (Веник) (Слайд 6)
Скороговорка:
Веник пол подметал, веник очень устал.
Кланяется, кланяется
Придет домой растянется. (Топор)(Слайд 7)
Скороговорка:
Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
Хозяюшка: Загадки волшебные я вам загадала, а вот и ларец-кладенец. (Слайд 8). Здесь у меня лежат народные игры.
(Достает из ларца платочек).
Выходите ребятишки, в круг вставайте, да в игру поиграйте.
Игра «Гори-гори ясно» (Слайд 9)
Участники встают в круг, в кругу-водящий в руке платок, танцует. Проходя по кругу, водящий останавливается между двумя игроками, те поворачиваются друг к другу спиной. Остальные произносят слова: «Гори-гори ясно, чтобы не погасла! Раз, два, три - беги!».
Выбранные дети бегут по кругу в разные стороны. Побеждает тот, кто первым возьмет платок. И становится ведущим.
Игра с дразнилками по типу «Бояре» (Слайд 10)
Дети старшей и подготовительной группы дразнят друг друга.
1. Ваня, Ваня, простота! Купил лошадь без хвоста. Сел задом наперед. И поехал в огород.
2. Антошка картошка, соломенная ножка, сам с ноготок, голова с локоток.
3. Сережка оглянулся, пузыриком надулся,
А пузырик-то в лесок, скачет - скачет по грибок.
4. Коля, Коля, Николай, сиди дома не гуляй, а то девочки придут, поцелую и уйдут.
Хозяюшка:
Две волшебные вещи показала, а вот и третья - Перина снежная! (Слайд 11)
Как ее трясти начинаю, сразу снег начинает идти и в комки скатывается.
(Начинает трясти перину, и из нее выпадают снежки).
Игра «Попади снежком в цель»
Дети разбиваются на команды, всем предлагают попасть снежком в корзину.
Хозяюшка: Ребятки, а вы знаете, что в старину на Святки девушки любили гадать, хотели узнать какой будет дружок - женишок! Давайте и мы погадаем. Раз в крещенский вечерок девушки гадали за ворота башмачок, сняв с ноги бросали.
Девочки, снимают туфельку и кидают через плечо. Мальчики, находят туфельку и надевают девочке и встают в пару.
Хоровод (по русскую народную музыку)
Все хором: (Слайд 12).
«Сеем, сеем, посеваем,
С Новым годом поздравляем!
Чтоб здоровыми вы были, много лет жили.
Хозяюшка угощает пряниками (в индивидуальной упаковке).