Совместное мероприятие с родителями в старшей группе "Мое генеалогическое древо"

Разделы: Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, старшая группа


Цель: формировать осознанное понимание значимости семьи в жизни ребёнка.

Задачи:

  • Образовательные: Расширять представления детей о составе семьи, родственных связях, познакомить детей с понятием "родословная" и "генеалогическое древо".
  • Развивающие: Развивать коммуникативные навыки детей. Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
  • Воспитательные: Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.

Методы и приемы:

  • практические: сюрпризный момент - письмо с загадками, проведение физминутки «Семейная зарядка»;
  • наглядные: рассматривание дидактических картинок "Семья", генеалогических деревьев.

Словесные: проведение дидактических игр "Назови ласково".

Предварительная работа: составление родителями и детьми генеалогического древа семьи, составление рассказов о семье, беседы, игры, чтение художественной литературы по теме.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, письмо с загадками, изображения дубовых листочков, картинки с изображением членов семьи на каждого ребенка, сердечко.

Ход мероприятия

Воспитатель: Ребята сегодня в нашу группу пришло письмо с загадками, давайте вместе их отгадаем?

1.

Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед
Мой родной, любимый. (дед)

2.

Ароматное варенье,
Пироги на угощенье,
Вкусные оладушки,
У любимой. (бабушки)

3.

Шкаф тяжелый кто поднимет?
Кто розетки нам починит?
Кто все полочки прибьет?
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)

4.

Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо -
Всех милее наша (мама)

5.

Кто любит и меня и братца,
Но больше любит наряжаться?
Очень модная девчонка -
Моя младшая (сестренка)

Мы разгадали все загадки. Про кого они? Как одним словом можно назвать этих людей? (Семья)

Воспитатель предлагает посмотреть на ребус

На слайде изображение «». Слайд 2.

Воспитатель акцентирует внимание детей на слове «семья», предлагая ответить на вопрос: «А почему именно семь «я»?»

Семья - словечко странное,
Хотя не иностранное.
- Как слово получилось,
Не ясно нам совсем.
Ну, «Я» - мы понимаем,
А почему их семь?
Не надо думать и гадать,
А надо просто сосчитать:
Два дедушки,
Две бабушки,
Плюс папа, мама, ребенок.
Сложили? Получается семь человек,
Семь «Я»!

Давайте проверим. Дети называют членов семьи и ведут счет (две бабушки, два дедушки, мама, папа и ребенок). Это значит, что вы как бы повторяетесь в родной семье семь раз.

Семья-это близкие, родные люди, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу.

Но семьи, ребята, бывают разные: большие и маленькие. Большие - где живут вместе и бабушка с дедушкой, папа, мама и дети. Маленькие - например, мама и ребенок, папа и ребенок и т.д.

Ребята, а давайте подумаем какие слова можно отнести к семье? (праздник, веселье, радость, труд, уборка, забота, помощь, внимание, телефон, дружба, ужин, расставания, встречи, кухня, телевизор, мультики).

Молодцы сколько хороших слов вы назвали о семье!

Ребята, самое главное слово в семье - это любовь. Вы очень любите своих родителей, и родители любят вас. Давайте вот с помощью сердечка скажем ласковые слова о своих близких. (дети передают сердечко друг другу и говорят)

Мама -мамочка -мамулечка.
Папа -папочка- папулечка.
Сестра-сестричка-сестренка.
Брат-братик-братишка.
Бабушка -бабуля- бабулечка- бабуленька.
Дочь-доченька-дочурка.
Сын-сынок-сыночек.
Дед -дедушка -дедуля -дедулечка. Замечательно!

Воспитатель: Ребята, раз мы живем в одной семье - значит, мы родственники!

Слайд 3.

Приглядитесь внимательнее к своим родным. Ваша улыбка напоминает улыбку мамы, походка - походку папы, цвет глаз такой же, как у бабушки, овал лица и родинка - как у дедушки. Вы похожи на своих братьев и сестёр. Но сходство проявляется не только во внешности, вы унаследовали от родителей, бабушек и дедушек многие черты характера.

Посмотрите на меня -
На кого похожий я?
Глазки-вишни, как у мамы,
Улыбка солнечная - папы.
Цвет волос, как у дедули,
Носик точно уж бабули.
В семье каждый потрудился,
Чтобы я такой родился!

Воспитатель: А, как вы думаете, что еще общее связывает членов семьи?

Дети определяют характерную особенность семьи - общая фамилия. Им предлагается назвать фамилии своих семей.

Воспитатель обращает внимание детей на то, что кроме фамилии и имени у каждого человека есть отчество. Отчество дается ребенку по имени папы, например, если папа Сергей, то отчество ребенка-мальчика Сергеевич, а ребенка-девочки Сергеевна.

Проводится игра с мячом «Назови свое отчество»

Воспитатель называет имя ребенка и бросает ему мяч, а ребенок называет свое отчество.

После завершения игры каждому ребенку предлагается назвать свое полное имя, отчество и фамилию.

Воспитатель: А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Мальчик для папы и мамы кто?
Мальчик для дедушки и бабушки?
Девочка для папы и мамы?
Девочка для дедушки и бабушки?
Папа для дедушки и бабушки?
Мама для дедушки и бабушки?
Мальчик для девочки в семье кто?
Девочка для мальчика в семье кто?

Воспитатель. В народе говорят: «Вся семья вместе, так и душа на месте». А знают ли ваши родители пословицы и поговорки о семье?

(Родителям предлагается вспомнить и назвать пословицы и поговорки о семье)

Далее воспитатель читает словосочетания (Слайд 4): «Дружная семья», «Крепкая семья», «Счастливая семья», «Заботливая семья», «Любящая семья», «Здоровая семья» - и предлагает ребятам выбрать слова, которые характеризуют их семьи, и объяснить, почему они так считают.

Физминутка «Семейная зарядка»

Осенью, весною Дети и взрослые выполняют движения по тексту
Летом и зимою
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку,
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево,
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой,
И качаю головой.

Воспитатель: Как вы думаете, когда возникла первая семья?

Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. (Слайд 5) Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.

Потом образ жизни людей стал меняться. (Слайд 6) Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям.

Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, (Слайд 7) чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными».

А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа) (Слайд 8), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». (Слайд 9) Оно действительно похоже на дерево. На этом дереве есть ячейки-окошечки.

Заполнять их нужно по правилам. На вершине дерева вы найдёте окошечко. У кого-то оно будет одно, а у кого-то несколько. Это вы и ваши братья, и сестры. В окошечках, которые находятся справа и слева, располагаются ваши родители: мама и папа. У ваших родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали и учили уму-разуму, их вы называете бабушками и дедушками. (Рассматривание генеалогических деревьев, приготовленных родителями и детьми)

Практическая часть: Составление генеалогического древа

Воспитатель предлагает детям и родителям сделать обще-групповое генеалогическое древо, где листочками будет каждая семья.

Это дерево пустое, без листочков. Листочками вашего генеалогического дерева будут картинки с изображением бабушек, дедушек, мамы, папы. Предлагаю вам разместить их на листочках дерева. (Дети и родители раскладывают картинки на листочках по количеству членов семьи, а затем клеят листочки на большое дерево)

Воспитатель. Посмотрите, какое красивое дерево у нас получилось.

(Слайд 10)

Семья - это счастье, любовь и удача.
Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты,
Рожденье детей. Первый шаг, первый лепет.
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота.
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно! Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно,
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая ваша семья!