С каждым годом скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах города быстро возрастает. В 2005 году на каждую 1000 жителей нашей планеты приходилось 220 автомобилей. При этом грустным фактом выглядит количество дорожно-транспортных происшествий. Во время автомобильных аварий на нашей планете через каждые 2,5 минуты погибает один человек. Таким образом, автомобиль стал источником повышенной опасности. Основные причины несчастий - переход улицы или дороги в неустановленном месте, внезапное появление перед движущимся транспортом, неосмотрительность на проезжей части. Совершенно очевидно, что все названные причины вытекают из слабого знания правил дорожного движения и отсутствия практических навыков поведения на улицах. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов-детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности, которые можно избежать лишь путем целенаправленного воспитания и обучения детей с самого раннего детства.
Понимая проблему безопасности дорожного движения, наш детский сад осуществляет планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах и улицах города. Задачи по воспитанию безопасного поведения являются составной частью годового плана работы в детском саду. При планировании и организации обучения дошкольников правилам дорожного движения педагоги дошкольного учреждения выбирают наиболее эффективные формы и методы обучения, способные обеспечить привычность и естественность соблюдения детьми правил безопасного поведения в условиях дорожной транспортной среды современного города. Творчески подходят педагоги к проблеме обучения воспитанников правилам дорожного движения. В группах есть наглядный материал, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, дорожные знаки, дидактические игры. Воспитанники дошкольного учреждения в игровой форме знакомятся с различными видами транспорта, изучают дорожные знаки и правила безопасного поведения. Воспитатели, учитывая возрастные особенности детей и имеющие у них знания и умения, последовательно ставят перед ними новые задачи, обогащая и закрепляя представления детей о правилах дорожного движения.
В целях формирования у детей устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах и улицах города используются самые разные виды деятельности с детьми. В учебной деятельности осуществляется обучение детей правилам дорожного движения, формируются знания о дорожных знаках, их классификация, назначение. На занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности постоянное внимание уделяют педагоги формированию у детей умения ориентироваться в пространстве, развитию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. В совместной деятельности взаимодействуют дошкольники со сверстниками и взрослыми и учатся пожизненной "профессии" участника дорожного движения, пешехода.
Педагоги дошкольного учреждения успешно используют методические рекомендации А.Добрушина "Как не попасть в дорожную ловушку" и обучают детей предвидеть "дорожные ловушки", формируют умение избежать попадания в них. Старшие дошкольники с желанием обыгрывают дорожные ситуации. Полученные в учебной деятельности знания дети могут отразить в самостоятельной продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Изображая различные виды машин, дорожные знаки, перекресток дети отражают в своих работах знания о правилах дорожного движения. В процессе совместной продуктивной деятельности со сверстниками и педагогом у детей закрепляется интерес к дальнейшему изучению правил.
Теоретические знания обязательно сочетаются с практическими навыками. Это предполагает проведение практических занятий на улице, перекрестках, на остановках общественного транспорта. Закрепление правил безопасного поведения проходит и в игровой деятельности. В дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх дети могут реализовать себя, как активные участники дорожной ситуации. В сюжетно-ролевых играх "Семья", "Заправочная", "Шоферы" дети учатся ролевому диалогу, ролевой цепочке действий, в ходе игровой деятельности закрепляют знания о дорожных знаках, правилах безопасного поведения. Для проверки знаний с воспитанниками проводятся беседы, им предлагаются карточки с задачами, перфокарты. Полученными в дошкольном учреждении знаниями педагоги и воспитанники с желанием делятся с родителями, дошкольников. Им предлагаются "листки безопасности" и детские рисунки воспитанников, которые напоминают о правилах дорожного движения и призывают к обязательному их выполнению.
Проводимые в дошкольном учреждении открытые мероприятия: физкультурные и музыкальные развлечения: "Красный, жёлтый, зелёный", "Азбука дорог", открытые просмотры сюжетно-ролевых игр по формированию у детей "Дорожной грамоты" способствуют распространению опыта работы педагогического коллектива по профилактике и предупреждению дорожно-транспортного травматизма маленьких участников дорожного движения. Работа по формированию у дошкольников основ безопасности осуществляется педагогами в тесном контакте с родителями воспитанников. Родители знакомятся с системой работы дошкольного учреждения по формированию у детей безопасного поведения на дорогах и улицах, получают консультативную помощь по проблеме безопасности дорожного движения, участвуют в родительских собраниях на эту тему. Цель данной работы коллектива - дать необходимые знания, которые пригодятся воспитанникам и родителям дошкольников в их дальнейшей жизни и сохранят не только здоровье, но и жизнь.