Цель: Показать, что целенаправленные упражнения в правке готового текста, положительно влияют на формирование умений учащихся совершенствовать свою письменную речь.
Задачи:
- Познакомить учащихся с пометами необходимыми для редактирования текста;
- Упражнять детей в правке готового текста и учить сравнивать и анализировать исходный и исправленный текст;
- Развитие речи, речевых умений учащихся;
Оборудование:
- Мультимедийная система, цветные карточки с упражнениями, сигнальные карточки, дем. карточки, памятка, выставка сказок.
План урока:
- Орг. момент
- Вводная беседа
- Ознакомление с приемом «Вычеркивание лишнего» и работа над ним (коллективная и индивидуальная)
- Ознакомление с приемом «Восстановка последовательности» в изложении и работа над ним (коллективная и индивидуальная работа)
- Ознакомление с приемом «Выбора выражений» и работа над ним (работа в парах)
- Рефлексия (итоговая проверка усвоения знаний)
- Самостоятельная работа
- Подведение итога
Ход урока
Оргмомент
Друзья мои! Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
- Ребята, а вы любите сказки? Чем они вам нравятся? (ответ)
- Чему учат нас сказки?
- Обратите внимание на книги. Я думаю они вам всем знакомы. (Репка, Морозко, и т.д.)
- Как вы думаете, что объединяет эти сказки?
- Это русские народные сказки, кто же их автор? (народ) Какую книгу не откроешь - нигде нет упоминания о нем. Волшебные истории сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали услышанное дальше, и шагали сказки по свету из уста в уста.
Русский ученый, литератор А.Н.Афанасьев первым собрал русские народные сказки (свыше 600) в большие сборники; у Владимира Ивановича Даля более 200 текстов сказок. Сборник Даля называется «Народные русские сказки». Именно он разделил все сказки на три группы: сказки о животных, волшебные и бытовые.
(показать яйцо)
- Ребята, а из какой сказки этот предмет? (Курочка Ряба)
- Поднимите руку, кто знает эту сказку? К какой группе сказок она относится? (бытовая)
(высвечивается слайд)
- Прочитайте пересказ этой сказки. Будьте, очень внимательны! (читает ученик)
- Вы заметили в пересказе, что-нибудь странное, необычное? (Да)
- Что именно? (Есть лишнее.)
- Сегодня, ребята, мы и будем учиться править редактировать т.е. исправлять тексты. (записать слова в тетрадь)
- Для того чтобы научиться редактировать, править текст, необходимо знать нужные знаки. Вот они (высвечивается слайд с пометами).
- У вас на партах памятки, которыми вы будете пользоваться в течение урока. - Сколько видов правки у вас в памятке? Посмотрите.
- Прочитайте. Какой вид правки нужно использовать для редактирования исправления текста сказки?
- Каким условным значком обозначена эта правка? Покажите. (вывешивается знак на доску)
- Посмотрите, как при помощи этого значка можно исправить текст сказки. (слайд с исправленным текстом)
- Какой текст ближе к тексту сказки и почему? (Второй)
- Второй текст точнее, потому что в нем нет лишнего отвлекающего от темы.
- Ребята, а в чем заключается смысл этой сказки? (ответы детей)
- Сказка смеется над всеми, кто шумит и волнуется без основания. Много шума из ничего - таков смысл этой сказки. Нет повода расстраиваться из-за пустяков.
Работа над вторым приемом правки текста
- Ребята, закройте глаза и послушайте.
Нет ни речки, ни пруда, где воды напиться, Очень вкусная вода в ямке от копытца.
- О какой сказке идет речь? (Аленушка и братец Иванушка)
На Доске предложение, написанное учителем.
Иванушка напился, стал козленочком и не послушался сестры.
- Прочитайте предложение. Подумайте, правильно ли оно составлено. (Неправильно)
Ученица исправляет предложение возле доски.
- Возьмите карточку голубого цвета и попробуйте самостоятельно отредактировать, исправить предложение, обращаясь к памятке, а затем в исправленном виде перепишите в тетрадь.
- Прочитаем, что у вас получилось. (дети зачитывают свои варианты)
- Назовите, какой вид правки вы использовали? Покажите условный знак, которым он обозначается. (Учитель вывешивает на доске)
- Какое предложение, более четко выражает мысль? (Второе)
- Нужен ли этот вид правки и зачем?
- А чему учит эта сказка? (Не будешь слушаться старших, попадешь в беду.)
- А к какой группе сказок вы ее отнесете? (волшебной)
Физкультминутка
Руки вверх и покачали -
Это деревья в лесу.
Рука согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем -
Крылья сложили назад.
Ознакомление и работа над третьим приемом правки текста
(слайд) читает ребенок
Возле леса, на опушке, трое их живет в избушке,
Там три стула, три подушки,
Три кровати и три кружки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (3 медведя)
- А как называется эта сказка?
- А кто еще главный герой этой сказки?
(высвечивается слайд с речевой ошибкой в тексте)
- Прочитайте отрывок из сказки. Какую ошибку вы заметили в этом тексте?
(Повторяются слова)
- Посмотрите в памятку с помощью, какой правки можно исправить текст.
Покажите условный значок. (вывесить условный знак)
(высветить слайд с подчеркнутыми словами)
- А как мы можем исправить текст? (заменить повторяющиеся слово Маша другими)
- Запишите эти слова в тетрадь.
- Возьмите желтую карточку и отредактируйте этот текст, используя слова из тетради. Обменяйтесь с соседом по парте карточкой и проверьте друг друга. ( исправленный текст зачитывается учащимися)
- А чему учит эта сказка?
(В гости не ходят без приглашения. Нельзя хозяйничать в чужом доме).
Рефлексия
- Ребята, какие виды правки вы узнали на уроке? Какую правку показывает этот условный знак? (учитель показывает, дети называют) и т.д.
Самостоятельная работа
- Скажите, как называют людей, которые редактируют тексты? (редакторы Дети записывают в тетрадь)
- Представьте себе, что мы работаем редакторами в газете Магаданская правда и на рубрику Магадашка мальчик прислал свою сказку, но в тексте сказки допущены речевые ошибки. Попробуйте отредактировать его, используя все 3 вида правки, и исправленный текст перепишите в тетрадь
Дети зачитывают исправленный текст.
- Посмотрите а главный директор отредактировал текст так (слайд).
Подведение итога урока
- Чему учились на уроке? (редактировать текст, править, исправлять)
- Где вы можете это использовать? (На уроках, когда пишем сочинения, изложения, сообщения и т.д.)
- Для чего нужно уметь править текст? (Чтобы наша речь была выразительнее, ярче, последовательна, красивее.)
- Да, ребята мы должны шлифовать нашу речь, делать ее красивой, выразительной, яркой.
«Без шлифовки и камень не блестит».
(продемонстрировать камень)
- Посмотрите, ребята, вот одна сторона камня обычная, другая отшлифованная, над ней поработал человек, какая она красивая, яркая, выразительная. И мы сегодня хорошо работали, отшлифовывали свою речь.
- Ребята, я на память хочу подарить вам камешки, пусть они напоминают, что речь может быть скучной, блеклой как этот камешек (галька), а может быть яркой, красивой как этот (отшлифованный камешек), как речь народа в русских народных сказках.