В современном обществе образование является необходимым элементом для успешного развития каждого человека. Начальная школа играет важную роль в этом процессе. Это связано с тем, что именно в этот период формируются базовые компетенции, которые создают прочный фундамент для достижения значительных результатов в будущем. По этой причине этому периоду необходимо уделять пристальное внимание. Многие могут подумать, что первый класс - это спокойный период, потому что здесь нет системы оценивания, меньше уроков и нет домашних заданий. На самом деле, первый класс - это самый важный период, когда в голове маленького ребенка возникают вопросы, ответы на которые обеспечат ему будущий успех в жизни. А именно: зачем мы ходим в школу? Ребенок сам определяет свое отношение к школе и обучению. На этом этапе главное - правильно выбрать учителя, который может стать посредником между миром взрослых и миром ребенка и поддержать его в развитии уверенности и внутренней мотивации. Факторы, способствующие формированию положительного отношения к школе.
1) Положительные эмоции
Каждый ребенок-первоклассник при поступлении в школу испытывает целый спектр эмоций - от растерянности и страха до радостного удивления и волнения. Порой бывает трудно понять и объяснить эмоции, которые испытывает ваш ребенок. Это время, когда они должны быть наполнены радостными эмоциями. Просто помогите ребенку ассоциировать школу с весельем, улыбайтесь в начале дня, желайте ему удачи и настраивайте его на новые открытия в классе. Таким образом, ваш ребенок почувствует себя комфортно, оценивая окружающую обстановку через призму положительных эмоций, и обретет уверенность в том, что школа - это гостеприимное место для него.
2) Самооценка
В течение первого года обучения у детей формируется понимание того, что они сами являются учениками, что их вопросы интересны, а их идеи достойны внимания взрослых В первом классе дети с удовольствием делятся своими идеями с классом. Важно не упустить этот момент. Конечно, заранее определите правила проведения презентации, чтобы у каждого была возможность выступить. Не менее важно не поощрять детей говорить то, что не имеет отношения к теме разговора, или высказывать идеи, которые уже были сказаны. Учителя должны направлять детей и поощрять их думать и обосновывать свои идеи, чтобы они понимали важность правильного изложения. Дети учатся формировать представление о том, что их мнение важно для других, вступать в диалог и развивать свои аргументы. В будущем этот опыт вдохновит их на развитие, выявление и отстаивание своих взглядов.
3) Нестандартные занятия
Многие первокурсники приходят в школу хорошо подготовленными. Однако слишком интенсивное подготовительное или развивающее обучение может привести к потере интереса и любознательности, поскольку им кажется, что они уже все знают. Самое важное, что могут сделать учителя, - это дать детям возможность удивляться тому, что они открывают для себя. Дети должны быть убеждены, что их успех - это прежде всего их заслуга. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все же должна быть скрытой. Если ребенок почувствует, что открытие сделано с помощью учителя, радость от успеха может уменьшиться" (В.А.Сухомлинский). Проводя нестандартные уроки в первом классе, учителя дают детям возможность снять напряжение и развить навыки учебной деятельности. Нестандартное обучение может оказать глубокое эмоциональное воздействие на детей и помочь им развить более прочные и глубокие знания. Такой вид работы воспринимается детьми как праздник и возможность проявить свои сильные стороны в атмосфере успеха. В результате формируется позитивное отношение к образованию.
4) Поддержка семьи
Родители играют решающую роль в формировании "школьного духа" первоклассников. Серьезное отношение к школьной жизни, внимание к успехам и неудачам, настойчивость, обязательное поощрение за старание и эмоциональная поддержка помогают первоклассникам почувствовать важность их деятельности и ведут к повышению самооценки и уверенности в себе. Кроме того, искренний интерес родителей к тому, чему учатся дети, и их удивление тем открытиям, которые они делают в школе, помогают детям понять и воспитать в себе важность образования. Все эти факторы, несомненно, влияют на формирование отношения детей к школе на протяжении всего периода обучения. Это связано с тем, что дети впервые сталкиваются с новыми видами деятельности, строят отношения со сверстниками, отстаивают свое мнение и учатся взаимодействовать. Впечатления, которые они получают в этот период, подсознательно влияют на их отношение к будущей школьной жизни. Первый класс - это период, когда ваш ребенок может испытать успех и энергично участвовать в учебном процессе. Они осознают собственное поведение, оценивают, судят и выражают свое мнение. В результате ребенок получает ответ на главный вопрос: "Я прихожу в школу, чтобы получать знания, делать открытия, интересные выводы" В конце первого года обучения главный триумф учителя - это первоклассник, который приходит в школу с большим энтузиазмом и радостью.