Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика. Начальный курс"

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2, 4


Срок реализации программы: 4 года.

Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования и авторских курсов информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н.В.Матвеева, Н.К.Конопатова, Л.П.Панкратова, Е.Н.Челак) и (С.Н.Тур, Т.П.Бокучава), в соответствии с учебным планом. Программа рассчитана на 30 часов (1 час в неделю). Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на обучение с применением компьютера.

Цели и задачи курса информатики для 1-4 классов начальной школы

Основными целями курса информатики для 1-4 классов, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, являются:

  • формирование у учащихся основ умения учиться;
  • обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;
  • воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека.

Соответственно, задачами данного курса являются:

  • формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; знакомство с базовой системой понятий информатики;
  • формирование опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного вида схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей с помощью компьютера;
  • формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
  • духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
  • формирование понятий «команда», «исполнитель», «алгоритм» и умений составлять алгоритм для учебных исполнителей;
  • привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач;
  • создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.

В начальной школе обучающиеся должны:

  • научиться осознанно применять общие учебные умения и навыки:
    • представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста и/или рисунка);
    • решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера;
    • пользоваться калькулятором, коротко отвечать на вопросы (Да/Нет), задавать вопросы, на которые можно ответить (Да/Нет), выполнять тестовые задания путем выборе правильного или наиболее полного ответа и т.д.
  • осознанно использовать в своей учебной деятельности:
    • устную и письменную речь - для общения, передачи и обмена информацией;
    • кодирование - как действие по преобразованию формы представления информации;
    • компьютер как универсальный инструмент для создания информационных объектов, их преобразования, хранения и передачи;
  • понимать взаимосвязь первоначальных понятий информатики (таких как «источник информации», «приемник информации», «носитель информации», «канал связи», «объект наблюдения», «информационный объект», «модель объекта» и пр.) между собой и чувствовать их связь с объектами реальной действительности);
  • получить первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем получить прочные и глубокие звания по информатике в соответствии с образовательным стандартом;
  • освоить коммуникативные умения и элементы информационной культуры, прежде всего умение работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, преобразование, обработку и передачу);
  • научиться понимать и устно описывать отношения человека и компьютера, возможности компью­тера;
  • включать (последовательно и постепенно) в свой активный словарь ключевые понятия информатики, представляющие собой взаимосвязанную систему, развивать их содержание и объем;
  • развивать свои общеучебные умения и коммуникативные навыки;
  • научиться воспринимать информацию без искажений от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой, пользоваться современными средствами связи (телефон, электронная почта);
  • научиться описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунков, таблиц);
  • научиться ощущать (интуитивно) взаимосвязь и последовательность этапов и способов работы с информацией, ощущать учебный процесс как единое целое;
  • получить начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач;
  • научиться представлять информацию в виде текста, видеть ключевые слова в тексте и работать с его смыслом, представлять одну и ту же информацию в различных формах;
  • получить первичные представления об информационной задаче, об объекте и модели объекта, об этических и правовых нормах, связанных с использованием и получением информации;
  • получить элементарные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и учебных задач;
  • получить элементарные навыки использования компьютера в учебной деятельности (написание сочинений и рефератов, создание элементарных проектов и презентаций).

Требования к знаниям, умениям и навыкам выпускника начальной школы

В результате изучения информатики в начальной школе ее выпускники должны:

понимать, что:

  • в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют «звуковой информацией», «зрительной информацией», «тактильной информацией», «обонятельной информацией» и «вкусовой информацией»;
  • в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
  • информацию можно представлять на носителе с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и др.);
  • информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
  • человек, природа, книги могут быть источниками информации;
  • человек может быть как источником, так и приемником информации;

знать:

  • что данные - это закодированная информация;
  • что тексты и изображения - это информационные объекты;
  • что одну и ту же информацию можно представить различными способами: в виде текста, рисунков, таблиц, чисел;
  • правила работы с компьютером и техники безопасности;

уметь:

  • описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию об объектах реальной действительности различными способами (в виде чисел, текста, рисунков, таблиц);
  • называть и описывать различные средства и инструменты, помогающие человеку при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);
  • представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, таблиц, чисел;
  • кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
  • работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
  • осуществлять поиск информации, ее представление и простейшее преобразование;
  • организовывать хранение, использование и передачу информации и данных при помощи оглавлений, указателей, каталогов, справочников, записных книжек, Интернета;
  • пользоваться «бытовыми» средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
  • использовать компьютер для решения учебных и простейшх практических задач и для этого иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы), запускать простейшие широко используемые прикладные программы (текстовый и графический редактор, тренажеры, тесты);
  • создавать элементарные проекты с использованием компьютера.

Знания, умения и навыки по информатике во 2-4-х классах оцениваются:

  • требования «понимать» и «знать» оцениваются с помощью тестирования.
  • требования «уметь» оцениваются посредством решения информационных задач на представление информации, кодирование и декодирование, поиск информации и данных, выполнение простейших операций с файлами и данными на компьютере.

В качестве компьютерной поддержки курса информатики используются следующие программные методические комплексы:

  • Электронные образовательные ресурсы ЭОР
  • «Страна Фантазия» (авторы С.Н.Тур, А.В.Ковалев, Т.П.Бокучава, Е.В.Желтов);
  • Компьютерный практикум

Комплект плакатов «Введение в информатику» для начальной школы

  • Виды информации по способу восприятия человеком
  • Виды информации по способу представления
  • Виды информации по форме организации
  • Действия с информацией: представление
  • Действие с информацией: хранение
  • Действие с информацией: преобразование
  • Схема передачи информации
  • Схема обмена информацией
  • Понятие объекта
  • Понятие модели
  • Схема управления

Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:

  • Мини-макса;
  • Деятельности;
  • Учёта возрастных особенностей и междисциплинарной интеграции;
  • Индивидуально-личностный подход;
  • Соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы на компьютере.

В содержательном плане данная программа является основой любого базового курса информатики, ориентированного на овладение минимумом содержания образовательной области «Математика и информатика».

Содержание программы