Срок реализации программы: 4 года.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, планируемых результатов начального общего образования и авторских курсов информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы (Н.В.Матвеева, Н.К.Конопатова, Л.П.Панкратова, Е.Н.Челак) и (С.Н.Тур, Т.П.Бокучава), в соответствии с учебным планом. Программа рассчитана на 30 часов (1 час в неделю). Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на обучение с применением компьютера.
Цели и задачи курса информатики для 1-4 классов начальной школы
Основными целями курса информатики для 1-4 классов, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, являются:
- формирование у учащихся основ умения учиться;
- обеспечение подготовки младших школьников к решению информационных задач на последующих ступенях общего образования;
- воспитание способностей школьника к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека.
Соответственно, задачами данного курса являются:
- формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности; знакомство с базовой системой понятий информатики;
- формирование опыта создания и преобразования текстов, рисунков, различного вида схем, графов и графиков, информационных объектов и моделей с помощью компьютера;
- формирование у учащихся способностей к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
- духовно-нравственное развитие личности, предусматривающее принятие нравственных установок созидания, справедливости, добра, становление основ гражданской российской идентичности, любви и уважения к своему Отечеству;
- формирование понятий «команда», «исполнитель», «алгоритм» и умений составлять алгоритм для учебных исполнителей;
- привитие ученикам необходимых навыков использования современных компьютерных и информационных технологий для решения учебных и практических задач;
- создание здоровьесберегающей информационно-образовательной среды.
В начальной школе обучающиеся должны:
-
научиться осознанно применять общие учебные умения и навыки:
- представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста и/или рисунка);
- решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера;
- пользоваться калькулятором, коротко отвечать на вопросы (Да/Нет), задавать вопросы, на которые можно ответить (Да/Нет), выполнять тестовые задания путем выборе правильного или наиболее полного ответа и т.д.
-
осознанно использовать в своей учебной деятельности:
- устную и письменную речь - для общения, передачи и обмена информацией;
- кодирование - как действие по преобразованию формы представления информации;
- компьютер как универсальный инструмент для создания информационных объектов, их преобразования, хранения и передачи;
- понимать взаимосвязь первоначальных понятий информатики (таких как «источник информации», «приемник информации», «носитель информации», «канал связи», «объект наблюдения», «информационный объект», «модель объекта» и пр.) между собой и чувствовать их связь с объектами реальной действительности);
- получить первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем получить прочные и глубокие звания по информатике в соответствии с образовательным стандартом;
- освоить коммуникативные умения и элементы информационной культуры, прежде всего умение работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, преобразование, обработку и передачу);
- научиться понимать и устно описывать отношения человека и компьютера, возможности компьютера;
- включать (последовательно и постепенно) в свой активный словарь ключевые понятия информатики, представляющие собой взаимосвязанную систему, развивать их содержание и объем;
- развивать свои общеучебные умения и коммуникативные навыки;
- научиться воспринимать информацию без искажений от учителя, из учебников, обмениваться информацией в общении между собой, пользоваться современными средствами связи (телефон, электронная почта);
- научиться описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунков, таблиц);
- научиться ощущать (интуитивно) взаимосвязь и последовательность этапов и способов работы с информацией, ощущать учебный процесс как единое целое;
- получить начальные навыки использования компьютерной техники и современных информационных технологий для решения учебных и практических задач;
- научиться представлять информацию в виде текста, видеть ключевые слова в тексте и работать с его смыслом, представлять одну и ту же информацию в различных формах;
- получить первичные представления об информационной задаче, об объекте и модели объекта, об этических и правовых нормах, связанных с использованием и получением информации;
- получить элементарные навыки по использованию компьютера для решения простых информационных и учебных задач;
- получить элементарные навыки использования компьютера в учебной деятельности (написание сочинений и рефератов, создание элементарных проектов и презентаций).
Требования к знаниям, умениям и навыкам выпускника начальной школы
В результате изучения информатики в начальной школе ее выпускники должны:
понимать, что:
- в зависимости от органов чувств, с помощью которых человек воспринимает информацию, ее называют «звуковой информацией», «зрительной информацией», «тактильной информацией», «обонятельной информацией» и «вкусовой информацией»;
- в зависимости от способа представления информации на бумаге или других носителях ее называют текстовой, числовой, графической, табличной;
- информацию можно представлять на носителе с помощью различных знаков (букв, цифр, знаков препинания и др.);
- информацию можно хранить, обрабатывать и передавать на большие расстояния в закодированном виде;
- человек, природа, книги могут быть источниками информации;
- человек может быть как источником, так и приемником информации;
знать:
- что данные - это закодированная информация;
- что тексты и изображения - это информационные объекты;
- что одну и ту же информацию можно представить различными способами: в виде текста, рисунков, таблиц, чисел;
- правила работы с компьютером и техники безопасности;
уметь:
- описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию об объектах реальной действительности различными способами (в виде чисел, текста, рисунков, таблиц);
- называть и описывать различные средства и инструменты, помогающие человеку при счете и обработке информации (счетные палочки, абак, счеты, калькулятор и компьютер);
- представлять в тетради и на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, таблиц, чисел;
- кодировать информацию различными способами и декодировать ее, пользуясь кодовой таблицей соответствия;
- работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
- осуществлять поиск информации, ее представление и простейшее преобразование;
- организовывать хранение, использование и передачу информации и данных при помощи оглавлений, указателей, каталогов, справочников, записных книжек, Интернета;
- пользоваться «бытовыми» средствами информационных технологий: радио, телефоном, магнитофоном, компьютером;
- использовать компьютер для решения учебных и простейшх практических задач и для этого иметь начальные навыки использования компьютерной техники, уметь осуществлять простейшие операции с файлами (создание, сохранение, поиск, запуск программы), запускать простейшие широко используемые прикладные программы (текстовый и графический редактор, тренажеры, тесты);
- создавать элементарные проекты с использованием компьютера.
Знания, умения и навыки по информатике во 2-4-х классах оцениваются:
- требования «понимать» и «знать» оцениваются с помощью тестирования.
- требования «уметь» оцениваются посредством решения информационных задач на представление информации, кодирование и декодирование, поиск информации и данных, выполнение простейших операций с файлами и данными на компьютере.
В качестве компьютерной поддержки курса информатики используются следующие программные методические комплексы:
- Электронные образовательные ресурсы ЭОР
- «Страна Фантазия» (авторы С.Н.Тур, А.В.Ковалев, Т.П.Бокучава, Е.В.Желтов);
- Компьютерный практикум
Комплект плакатов «Введение в информатику» для начальной школы
- Виды информации по способу восприятия человеком
- Виды информации по способу представления
- Виды информации по форме организации
- Действия с информацией: представление
- Действие с информацией: хранение
- Действие с информацией: преобразование
- Схема передачи информации
- Схема обмена информацией
- Понятие объекта
- Понятие модели
- Схема управления
Содержание курса построено на следующих дидактических принципах:
- Мини-макса;
- Деятельности;
- Учёта возрастных особенностей и междисциплинарной интеграции;
- Индивидуально-личностный подход;
- Соответствие санитарно-гигиеническим нормам работы на компьютере.
В содержательном плане данная программа является основой любого базового курса информатики, ориентированного на овладение минимумом содержания образовательной области «Математика и информатика».