По данным ученых-физиологов образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения. Во время непосредственной образовательной деятельности у детей любого возраста значительную нагрузку испытывают их органы зрения, слуха, мышцы кистей рук и всего туловища, часто длительно находящегося в статическом положении. Внешними проявлениями утомления являются потеря интереса и внимания, ослабление памяти и снижение работоспособности.
Малейшие признаки поведения детей, подобные перечисленным, являются очевидным сигналом для воспитателя, что детям срочно требуется физминутка! Физминутки снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную систему и восстанавливают работоспособность детей.
Физкультурные минутки - необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в доме ребенка, независимо от возраста детей.
Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.
Веселые физминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста. Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физминутка - это один из обязательных, продуманных элементов в образовательной деятельности. Она необходима и важна, это - "минутка" активного и здорового отдыха. Физминутка - это весело, интересно и полезно!
Согласно СанПин 2.4.1.3049-13, утверждённым Постановлением №26 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года "в середине времени, отведённого на образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки". Таким образом, физкультурные минутки - необходимая составляющая любой непосредственной образовательной деятельности в ДОУ, независимо от возраста детей.
1. Понятие «Физминутка»
Физкультминутка - это небольшой комплекс специально подобранных упражнений для снятия возможного утомления с определенных групп мышц ребенка.
Цель физминуток - активно изменить деятельность детей, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.
2. Основные задачи физкультминуток
- снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику;
- выработать четкие координированные действия по взаимосвязи с речью;
- тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.
3. Требования к проведению физминуток
- Проводятся на начальном этапе утомления (8-13-15-я минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала);
- Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям;
- Упражнения должны быть удобны для выполнения по ограниченной площади;
- Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем;
- Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия;
- Комплексы физкультминуток подбираются от вида занятия, их содержания;
- Комплекс физкультминутки обычно состоит из 2-4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища и ног (движения подбираются воспитателем в соответствии со стихами).
Длительность физминуток: 1,5-2 минут.
4. Примеры физминуток для малышей
1. Физкультминутка «Бабочка»
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
2. Физкультминутка «Весёлые гуси»
(Музыкальная физкультминутка)
(Дети поют и выполняют разные движения за педагогом.)
Жили у бабуси
Два весёлых гуся:
Один серый,
Другой белый,
Два весёлых гуся.
Вытянули шеи -
У кого длиннее!
Один серый, другой белый,
У кого длиннее!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки.
Один серый, другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
Ой, пропали гуси!
Один серый,
Другой белый -
Гуси мои, гуси!
Выходили гуси,
Кланялись бабусе -
Один серый, другой белый,
Кланялись бабусе.
3. Физминутка «Ветер»
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше. (Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» - выпрямляются.)
4. Физминутка «В понедельник»
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.)
А во вторник - рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго умывался, (Умываемся.)
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте.)
В пятницу я прыгал, бегал, (Прыгаем.)
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье (Хлопки в ладоши.)
Целый день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку - засыпают.)
5. Физкультминутка «Вышли мышки»
Вышли мышки как-то раз (Ходьба на месте или продвигаясь вперед в колонне.)
Поглядеть, который час. (Повороты влево, вправо, пальцы «трубочкой» перед глазами.)
Раз, два, три, четыре (Хлопки над головой в ладоши.)
Мышки дернули за гири. (Руки вверх и приседание с опусканием рук "дернули за гири".)
Вдруг раздался страшный звон, (Хлопки перед собой.)
Убежали мышки вон. (Бег на месте или к своему месту.)
6. Физкультминутка «Головой качает слон»
Раз, два, три - вперёд наклон,
Раз, два, три - теперь назад. (Наклоны вперёд, назад.)
Головой качает слон -
Он зарядку делать рад. (Подбородок к груди, затем голову запрокинуть назад.)
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка. (Дети садятся.)
7. Физминутка «Я иду и ты идешь»
Я иду и ты идешь - раз, два, три. (Шагаем на месте.)
Я пою и ты поешь - раз, два, три. (Хлопаем в ладоши.)
Мы идем и мы поем - раз, два, три. (Прыжки на месте.)
Очень дружно мы живем - раз, два, три. (Шагаем на месте.)
8. Физминутка «Я мороза не боюсь»
Я мороза не боюсь, (Шагаем на месте.)
С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши.)
Подойдет ко мне мороз, (Присели.)
Тронет руку, тронет нос (Показали руку, нос.)
Значит, надо не зевать, (Хлопаем в ладоши.)
Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте.)
9. Физкультминутка «Солнце»
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания - руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания - руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в умственном и физическом оздоровлении дошкольников
Используемая литература
- Аверина И.Е. Физминутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждениях: практическое пособие. - 4-е изд. - М.: Айрис - пресс, 2008;
- Лайзане С.Я. «Физическая культура для малышей: Кн.для воспитателя дет.сада», - 2-е изд. испр. - М.:Просвещение,1987. - 160 с.
- Развитие движений ребенка - дошкольника.Из опыта работы. Под ред. М.И.Фонарева. М., «Просвещение», 1975.
- Зиновьева Ольга Николаевна «Физминутки в образовательном процессе дошкольного учреждения» Опубликовано 27.12.2014 - 14:08 (социальная сеть работников образования nsportal.ru)
- Ветрова Елизавета «Физкультминутки в ДОУ» (https://www.maam.ru/)
- Федоренко Марианна Викторовна «Кинезиологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия (мозолистого тела)» Опубликовано 29.03.2018 - 15:30 (социальная сеть работников образования nsportal.ru)