Основные цели:
Метапредметные:
- Сформировать умение применять простейшие приемы управления своим эмоциональным состоянием и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
- Сформировать умение применять алгоритм исправления ошибок в учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
- Сформировать умение отличать подробный образец от образца и эталона, фиксировать цель
- использования образца, подробного образца и эталона на разных этапах урока и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона.
- Тренировать умение применять алгоритм выполнения домашнего задания и самооценки этого умения на основе применения эталона.
- Тренировать умение фиксировать шаги первого этапа учебной деятельности.
Предметные:
- Сформировать умение складывать и вычитать трёхзначные числа без перехода через разряд, записывать операции сложения и вычитания без перехода через разряд столбиком.
- Тренировать умения анализировать и решать задачи на нахождение части, решать уравнения.
Заметки на полях:
На уроке 26 рассматриваются простейшие случаи сложения и вычитания трехзначных чисел. Учащиеся выводят правила:
- При сложении трехзначных чисел единицы складываются с единицами, десятки - с десятками, а сотни - с сотнями.
- При вычитании трехзначных чисел единицы вычитаются из единиц, десятки - из десятков, а сотни - из сотен.
После этого они «придумывают» запись сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик. Особое внимание обращается на правильную запись в столбик компонентов сложения и вычитания.
На уроке тренируются умение выполнять следующие виды математических действий:
- исследовать ситуации, требующие перехода к счету сотнями;
- образовывать, называть, записывать число 100;
- строить графические модели круглых сотен, называть их, записывать, складывать и вычитать;
- измерять длину в метрах, выражать ее в дециметрах, в сантиметрах, сравнивать, складывать и вычитать;
- устанавливать соотношения между единицами измерения длины, преобразовывать их;
- сравнивать, складывать и вычитать длины отрезков, выраженных в метрах, дециметрах и сантиметрах и дециметрах, выявлять аналогию между десятичной системой записи чисел и десятичной системой мер;
- строить графические модели чисел, выраженных в сотнях, десятках и единицах, называть их, записывать;
- сравнивать трехзначные числа;
- выполнять задания поискового и творческого характера;
-
осуществлять перебор вариантов с помощью некоторого правила;
- строить графические модели чисел, выраженных в сотнях, десятках и единицах, называть их, записывать, представлять в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать, упорядочивать, складывать и вычитать;
- записывать способы действий с трехзначными числами с помощью алгоритмов, использовать алгоритмы для вычислений, обоснования правильности своих действий, пошагового самоконтроля;
- решать простые и составные задачи (2−3 действия), сравнивать условия различных задач и их решения, выявлять сходство и различие;
- решать уравнения с неизвестным слагаемым, уменьшаемым, вычитаемым на основе взаимосвязи между частью и целым, комментировать решение, называя компоненты действий;
- исследовать ситуации, требующие сравнения числовых выражений;
- обосновывать правильность выполненного действия с помощью обращения к общему правилу;
- устанавливать правило, по которому составлена числовая последовательность.
Основные структурные элементы урока:
- Новое знание: правила сложения и вычитание трехзначных чисел.
- Пробное действие: выполни действие: 261 + 124 и 372 − 162.
- Фиксация затруднения: «Я пока не смог выполнить сложение и вычитание трехзначных чисел». «Я пока не могу обосновать верность, полученных ответов».
- Фиксация причины затруднения: «Я пока не знаю способа сложения и вычитания трехзначных чисел».
- Цель деятельности учащихся: «Узнать способ сложения и вычитания трехзначных чисел».
- Фиксация нового знания: эталон сложения и вычитания трехзначных чисел.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- Чтобы узнать, кто пришёл к нам сегодня в гости, вам нужно отгадать загадку:
Он из сказки к нам пришёл.
Здесь друзей себе нашёл.
Он - забавная игрушка.
У него большие ушки.
Он наивный малышок,
Крокодил - его дружок.
Уши круглые, как блюдца,
А глаза всегда смеются.
Очень странный барабашка
Этот милый … (Чебурашка)
- Как вы думаете, почему именно Чебурашка пришёл к нам в гости? (Ответы детей)
- Кто скажет, над какими числами мы сейчас работаем? (Над трёхзначными)
- И вот, любимая тема нашего Чебурашки - «Трёхзначные числа».
- А вы знаете, что у него любимое трёхзначное число 717? (Ответы детей)
- Кто сможет рассказать о нём и почему я выделила цифры этого числа разным цветом?
- Что вы уже умеете делать с трёхзначными числами? (Читать, записывать, выкладывать с помощью графических моделей, представлять их в виде суммы разрядных слагаемых, сравнивать.)
- Мы уже всё умеем делать с трёхзначными числами или нам не хватает каких-то знаний? (Не умеем складывать и вычитать трёхзначные числа…)
- Так вот, этот торжественный момент настал. И сегодня вы займётесь … (Сложением и вычитанием трёхзначных чисел.)
- Это новый для вас материал, значит, как будет организован урок? (Сначала повторим необходимые знания, затем выполним задание для пробного действия, …)
- Итак, прежде чем узнать новое, нужно … (Повторить необходимые знания.)
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии
На доске вывешены пронумерованные эталоны: сложение и вычитание двузначных чисел по общему правилу и в столбик.
- Откройте рабочие тетради на стр. 46, № 1. Что вы должны сделать? (Надо найти сумму и разность двузначных чисел двумя способами: по общему правилу и в столбик.)
− Какие эталоны вам будут необходимы?
Учащиеся работают самостоятельно, проверка проводится фронтально.
- Это всё, что вам необходимо сегодня повторить. Что я выбрала для повторения? (Способ сложения и вычитания двузначных чисел в столбик и по общему правилу.)
- Какой случай сложения и вычитания двузначных чисел в столбик вы повторили? (Когда нет перехода через разряд.)
- Что дальше? (Надо выполнить задание для пробного действия.)
− Выполните задание № 2 (а). Что нового в этих примерах? (Мы выполняли действия с двузначными числами, а теперь надо выполнить действия с трехзначными числами.)
- И что же вы предпримете? (Попробуем выполнить задание.)
- Послушайте задание внимательно. Надо записать примеры столбиком и решить их, но с условием: пользоваться можно только эталоном сложения и вычитания двузначных чисел.
Дети, приступив к выполнению задания, должны остановиться на действии с разрядом сотен, что будет свидетельствовать о наличии у них способности видеть недостаточность эталона и шагов алгоритма.
- Вы выполнили задание до конца? (Нет, мы не выполнили задание до конца.)
- В чём же ваша трудность? Чего вы не смогли сделать? (Мы не смогли решить примеры полностью, пользуясь эталоном сложения и вычитания двузначных чисел.)
- Что делать дальше? (Подумать, почему возникло затруднение.)
3. Выявление причины затруднения
- Какое задание вы должны были выполнить? (Записать примеры столбиком и решить их, пользуясь алгоритмом сложения и вычитания двузначных чисел.)
- Почему же вы не смогли решить примеры на сложение и вычитание трёхзначных чисел полностью? (Алгоритма сложения и вычитания двузначных чисел недостаточно для сложения и вычитания трёхзначных чисел; нет способа сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик.)
4. Проблемное объяснение нового знания
- Какова же цель вашей дальнейшей работы? (Узнать способ сложения и вычитания трехзначных чисел в столбик.)
- Сформулируйте тему урока. (Сложение и вычитание трёхзначных чисел.)
Записать тему на доске.
- Повторите ещё раз, какой алгоритм вы будете уточнять? (Алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел.)
Раздать каждой группе по одному листу А-4.
- А теперь попробуйте уточнить известный вам эталон. Затем посмотрим, что у вас получилось, и обсудим.
- Выберите представителя от группы, который расскажет о результатах вашей работы.
Представитель одной из групп объясняет свой вариант эталона.
После согласования групп эталон приобретает такой вид (Д−26.1):
- Какое дополнение вы внесли в известный эталон? (Добавили сложение и вычитание единиц разряда сотен.)
Открыть на доске рядом с эталоном алгоритм сложения и вычитания двузначных чисел (из урока 2-1-5) (Д−26.2):
- Расскажите, как складывают и вычитают трёхзначные числа, а по ходу скажите, какой шаг следует добавить в алгоритм. (Пишем единицы под единицами, десятки - под десятками, сотни - под сотнями. Складываем единицы, результат пишем под единицами. Складываем десятки, результат пишем под десятками. А вот следующий шаг необходимо добавить: складываем сотни, результат пишем под сотнями. Называем ответ. С вычитанием так же.)
Учитель по ходу ответа добавляет шаг в алгоритм. В итоге он приобретает такой вид (Д−26.3):
- Проверьте полученный вывод по учебнику. Откройте его на стр. 50. Прочитайте правило в рамке. (При сложении единицы складываются с единицами, десятки с десятками, сотни с сотнями. При вычитании единицы вычитаются из единиц, десятки из десятков, сотни из сотен.)
- Что скажете? (Мы пришли к правильному выводу.)
- Способ вы построили. Молодцы! Чем предлагаете заняться дальше? (Будем учиться применять новый способ.)
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
− Начнем работать с №3 (РТ), стр. 46.
Задание выполняется у доски с проговариванием.
Фронтальная проверка с доски.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по подробному образцу
- Сейчас мы выполним самостоятельную работу по карточкам.
Открыть на доске подробный образец для самопроверки.
- Какие трудности возникли при решении примеров?
- Кто справился с заданием без ошибок? Поставьте себе «+».
7. Включение в систему знаний и повторение
- Как вы думаете, где вам пригодится знание способа сложения и вычитания трёхзначных чисел? (При решении задач, уравнений, …)
Решить задачу.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Подведём итог. Какую цель вы поставили перед собой на уроке? (Построить способ сложения и вычитания трёхзначных чисел.)
- Достигли цели? Докажите.
- Как складывают и вычитают трёхзначные числа в столбик? (…)
- Что помогло вам так легко построить новый способ и понять его? (Мы опирались на известный способ сложения и вычитания двузначных чисел.)
- Где вам могут пригодиться новые знания? (В решении задач, уравнений, в повседневной жизни, …)
- Кто сегодня может сказать, что учился по-настоящему? Почему? (…)
- Хорошо, я думаю, что мы это выясним на последующих уроках. У кого остались затруднения по новой теме? Что вы себе запланируете? (Отработать новый способ дома, повторив алгоритм.)
- Кто скажет, что больше всего любит Чебурашка? (Апельсины)
- Тот, кто считает, что ему не удалось разобраться в теме урока, угощает апельсинами Чебурашку в красной футболке; кто считает, что у него остались некоторые вопросы, угощает Чебурашку в жёлтой футболке; тот, кому было легко на уроке, угощает Чебурашку в зелёной футболке.
- Молодцы, ребята! Сегодня на уроке вы работали очень активно!!! Мне понравилась ваша работа и результат!!!
Домашнее задание: правило, № 4 и 5* (РТ).