Научно-исследовательская деятельность школьников 5–6-х классов во внеурочной деятельности по биологии и экологии

Разделы: Биология, Экология, Профессия — педагог

Классы: 5, 6


В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но, не смотря на это, мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных и внеурочных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса к изучаемому предмету, к процессу обучения, развитию познавательных и креативных способностей детей. Одной из форм работы с учащимися на уроках и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательская деятельность школьников - это деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.

Организация научно-исследовательской деятельности по биологии и экологии позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, систематизирует, расширяет, обобщает, углубляет знания учебного предмета и учит их применять на практике. В своей педагогической практике я выделяю несколько видов творческих исследовательских работ:

  • Проблемно-реферативные - творческие работы, в основу которых входят сбор и представление информации по избранной теме, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого имеют собственную трактовку поставленной проблемы. Учащиеся получают возможность посмотреть на одну или несколько проблем с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию и полностью осветить избранную проблему. Такие работы с большим удовольствием выполняют ребята после экскурсий в заповедники, заказники, зоопарки. Цель экскурсии выбор объекта, описание, и объяснение причины сохранения или охраны определенного вида животного.
  • Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.
  • Экспериментальная - проектная работа «Условия прорастания семян», учащиеся ставят опыты по известным условиям и придумывают свои ранее не встречающиеся. Работа была групповой. Интерес - сравнение полученных результатов и новых экспериментальных условий.
  • Проектная индивидуальная работа «Домашние синоптики». Цель данной работы изучить способы прогноза погоды на основе наблюдений за домашними животными. Сравнить общеизвестные прогнозы и индивидуальные - любимого питомца. Написание стихов и рассказов о своем домочадце.
  • Натуралистические и описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Отличительной особенностью является отсутствие корректной методики исследования. Мои ученики выполняют фотоотчеты, иллюстрации природных явлений и рисуют экологические платы. Изготавливают кормушки, наблюдают и описывают: «Всем ли кормушкам рады птицы? Каковы причины отсутствия птиц в кормушках?»
  • Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью работ является то, что результат не всегда возможно предопределить. Работа «Жить здорово-здоровье?» имела проблемный вопрос: «Укрепляя здоровье становимся успешными?» В ходе работы были проведены опросы, составлена диагностика, даны рекомендации по ЗОЖ. В заключении презентовали работу на конференции учащихся.
  • Проектные - творческие работы, в основу которых входят достижение и описание заранее спланированного результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Проектная работа по выращиванию рассады для оформления клумб пришкольного участка, ухаживание в летний период.

Все творческие работы имеют общие элементы:

1. Все работы выполняются с использованием литературных источников, но при выполнении реферативных работ анализ литературы является основным содержанием работы, а при выполнении проектных, экспериментальных, описательных, исследовательских работ анализ литературных источников выступает в качестве литературного обзора данных об исследуемом явлении.

2. В методическом плане все виды работ структурированы на постановку проблемы, собственно материал и выводы. Отличительной особенностью исследовательских работ от других видов творческих работ является:

  • Практическая методика исследования выбранного явления.
  • Собственный экспериментальный материал.
  • Анализ собственных данных и вытекающие из него выводы.

Применение во внеурочной работе заданий, связанных с проведением наблюдений и опытов, развивает у школьников исследовательские наклонности. Разнообразие объектов и процессов, обеспечивает огромные возможности для исследовательской деятельности, в процессе которой обучающиеся учатся излагать свои мысли, работать индивидуально, в группе и в коллективе, конструировать прямую и обратную связь. Во время исследовательской работы каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, ощутить успех. В ходе научно-исследовательской деятельности происходит развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.

Список литературы

  1. Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе. / Авт.-сост. Б.А.Татьянкин, О.Ю.Макаренко, Т.В.Иванникова, И.С.Мартынова, Л.В.Зуева./ Под ред. Б.А.Татьянкина.- М.: 2007.
  2. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч, 2005. - № 6.