Цель: формировать представление педагогов об использовании методики «Кольца Луллия» в работе по развитию активного словаря дошкольников.
Сегодня я хочу познакомить Вас с уникальной методикой, которая называется «Круги Луллия».
Основоположником этого метода является французский монах Раймонд Луллий, который в 18 веке создал логическую машину в виде бумажных кругов. Простота конструкции позволяет применять её даже в детском саду. А эффект огромен - познание языка и мира в их взаимосвязи.
Круги Луллия - это средство многофункционального характера, для воспитания и развития детей по всем образовательным областям. С помощью этой игры стало возможно обогатить условия для возрастающей роли интеллектуального развития ребёнка и его познавательных интересов.
Круги Луллия бывают двух видов: закрытого типа и по типу пирамидки.
Закрытого типа состоят из основания и двух кругов, свободно вращающихся на стержнях. Сверху круги закрывают крышкой с окошками. Парные круги разделены на сектора с картинками.
Конструкция по типу пирамидки тоже очень проста: на стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра, сверху устанавливается стрелка. Все круги разделены на одинаковое количество секторов. Для работы с детьми 3-4 лет целесообразно использовать только два круга разного диаметра. В работе с детьми 5-6 лет берут два - три - четыре круга. Минус у этого пособия в том, что хранить эти круги неудобно, они занимают много места.
Поэтому в своей практике я использую пособие с тремя кругами с кармашками для сменных картинок, что позволяет мне использовать одну и ту же основу для разных игр.
Круги Луллия вносят элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Так же они используются для индивидуальной, подгрупповой и работе в парах.
Технология работы с кругами заключается в том, чтобы ребёнок раскручивая круги, объяснял сочетания картинок, которые попадают под стрелкой.
Игры с использованием кругов Луллия могут быть подобраны по двум направлениям:
- На закрепление и уточнение уже имеющихся знаний
- На развитие воображения, фантазии и творчества.
Авторы методики предлагают 4 типа игр на основе одного набора кругов:
1-й тип: «Найди реальное сочетание»
Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например: Солнышко - жёлтое, квадрат жёлтого цвета. Солнышко всегда жёлтое, и зимой, и летом.
2-й тип; «Объясни необычное сочетание»
При раскручивании кругов рассматриваются случайные соединения объектов и как можно достовернее объясняются необычность их взаимодействия. Например: Солнышко и квадрат синего цвета. Солнышко может быть синего цвета, когда на небе тёмные синие тучи.
3-й тип: «Придумай фантастическую историю или сказку»
В данном типе объединение случайных объектов служит основой для фантазирования. Предлагается сочинить фантастический рассказ или сказку. Неправильных ответов в этой игре быть не может, важно принять любой ответ ребёнка.
4-й тип: «Реши проблемы»
В фантастическом мире с героями происходят разные истории. Необходимо учить ребёнка формулировать проблемы, выдвигать идеи по их решению.
Основная цель работы с кругами Луллия - развитие логического мышления, навыков устной речи, внимания, воображения. Освоение способа познания мира, формирование навыков, позволяющих самостоятельно решать возникающие проблемы.
Подобные игру можно организовать не имея под рукой пособия. И сейчас мы с вами попробуем это сделать. Я приглашаю выйти поиграть (Разбираем карточки).
Рабочим материалом в игре, которую я для вас приготовила, будут картинки с изображением объектов и материала.
- У кого карточки с изображением материала образуют внутренний круг.
- У кого карточки с изображением объекта образуют внешний круг.
- Какое изображение у нас под стрелкой? (…….). Первое наше задание будет на «Реальное сочетание». Внутренний круг у нас остается неподвижным, а внешний круг продвигается по часовой стрелке до тех пор, пока под стрелку не попадёт подходящий для этого материала объект.
- Какое сочетание у нас получилось? (……)
- Какое сочетание у нас получилось? (…………) Молоды!
- Для игры «Объясни необычное сочетание» будем раскручивать два круга Внутренний круг движется по часовой стрелке, а внешний против, до тех пор пока я не проговорю слова. Готовы?
- Какое сочетание у нас получилось? (……) Вот сейчас мы и будем фантазировать. Попробуйте объяснить необычность данного сочетания. Когда, или где такое сочетание может случится?
- А теперь мы переходим к третьему типу игры «Придумай фантастическую историю или сказку». Можно начать с известных всем слов жили-были или однажды злой волшебник…
Заслушивается один рассказ.
- Обычно дети все вместе начинают рассказывать, и получается коллективный рассказ.
- Большое спасибо, уважаемые коллеги. Четвертым заданием в нашей игре «Реши проблему». Формируется проблема и решается педагогами.
- Я благодарю вас, коллеги, можете присесть. Такая игра может быть использована на занятии, в качестве приема для подведения итога, может быть использована в совместной деятельности в режиме дня. Если в группе большое количество детей, можно попросить их дополнять ответы участников, но не повторять.
Я постаралась кратко представить основные положения организации игр с кругами Луллия. На практике можно использовать все 4 этапа или включать отдельные этапы в игру. Всё зависит от того, какие задачи вы ставите на данном этапе игры.
Метод кругов Луллия, как и многие другие инновационные технологии и методические приёмы, помогает научить детей не только получать знания об окружающем мире, но и уметь их использовать, искать и находить, опираясь на эти знания, выходы из проблемных ситуаций, пути решения важных задач, совершать новые маленькие открытия для себя, а в будущем, возможно, и для всего человечества!