Я – патриот своей Родины

Разделы: Начальная школа


Пояснительная записка

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит,
но, чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими -
это в нашей власти…»
(Плутарх)

Гражданско-патриотическое воспитание это - воспитание уважения к истории своей страны, к ее национальным традициям, истории культуры.

В.А.Сухомлинский в своей книге «Как воспитать человека» писал: «Смысл патриотического становления заключается в том, что этот уголок на всю жизнь входит в душу, волнует, как первый животворный источник, с которого каждый из нас начался…».

Для каждого человека Родина начинается с чего-то малого и неприметного и до последнего дыхания остается с ним. Это наш родной уголок, воплощающий в себе живой образ нашего Отечества. К воспитанию умного, доброго, честного и сильного человека стремились во все времена. Современные дети должны воспитываться в духе мира, терпимости, равенства, уважения к человеческим правам и свободам. Особую роль в воспитании данных качеств играет начальная школа. Это основа формирования личности.

Приоритетным направлением работы МБОУ «РСОШ им. В.С.Воронина» является сохранение и увековечивание имён учеников - героев школы. На территории нашей школы создана «Алея Савы». В открытии участвовали учащиеся начальных классов. Так же ребята принимают участие в благоустройстве территории, участвуют в патриотических акциях, оформляют выставку рисунками и т.д.

Практическая значимость

Одна из важнейших воспитательных задач школы - формирование активного познавательного интереса учащихся. Этой цели служат различные формы интеллектуальных игр, в том числе и хорошо знакомая детям игра "Умники и умницы". Я предлагаю разработку мероприятия, направленного на патриотическое воспитание обучающихся начальных классов.

Разработанный материал можно использовать на уроках по патриотическому воспитанию, на уроках литературы на тематических классных часах школы.

Формы реализации: игра, дискуссия

Методы реализации: убеждения, воздействия, поощрения, стимулирования, работа в группе, проблемные вопросы, требующие рассуждений.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия: Методическая разработка мероприятия направлена на учащихся 9-10 лет.

Цель: Воспитание у учащихся чувства патриотизма, определить роль патриотизма в жизни современного общества.

Задачи:

образовательные

  • раскрыть значение слова «патриот»;
  • показать значение Родины в жизни человека;
  • формировать нравственную культуру учащихся и семьи в целом.

развивающие

  • развивать стремление быть патриотом своей страны

воспитательные

  • воспитание чувства патриотизма, чувства долга перед Родиной, ответственности за свои поступки.

Предшествующая работа: подготовка индивидуальных сообщений, изготовление наглядного материала

Оборудование: доска, ноутбук, колонки, презентация.

Оформление класса: рисунки обучающихся по теме.

Схема мероприятия

  1. Организационный этап.
  2. Основная часть.
  3. Заключительный этап. Рефлексия.

Ход классного часа "Кто такой патриот?"

1. Организационный этап

Учитель: Добрый день, уважаемые участники сегодняшней игры. Я рада приветствовать вас. Наше мероприятие я хочу начать строчками известного всем стихотворения.

Мероприятие начинается с фоновой музыки и чтения учителем стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина?»

Учитель:

- Ребята, вы догадались, о чём это стихотворение?

- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?

- Ребята, а с чего для вас начинается Родина?

Вы обратили внимание на оформление нашей классной доски. Вы догадались на какую игру будет похож наш классный час. (Игра «Умники и умницы»)

2. Основная часть

Правила игры

Учитель: Прежде чем начнётся ига прослушайте главное правило игры. Если вы догадались какое слова зашифровано на доске, то должны дождаться и пройти все необходимые испытания игры, а не выкрикивать слово. За выкрикивание слова зашифрованного на доске вы теряете права хода на один раздел.

Жеребьевка команд

Учитель: Перед началом игры проведем жеребьевку, то есть определим право команд на первый ход.

Капитанам команд по очереди выдается жребий (жетон). Капитан подбрасывает монету, если монета легла на стол стороной где изображена берёза, значит эта команда начинает игру.

Учитель: Капитану команды нужно выбирать раздел из которого будут даны задания командам.

Первое задание.

Разминка. Вставьте нужные слова

Я вам буду по очереди зачитывать стихотворные строчки, а вы должны в конце добавить нужное слово. Если команда не может вставить нужное словечко, то ход переходит другой команде. Та команда, которая набрала больше правильных слов начитает первыми выбирать второе задание. Если по итогу команды набрали одинаковое количество отгаданных слов, то выбор команды проводится жеребьевкой.

Учитель: Итак, мы начинаем.

1.

В разных городах России
Люди разные живут:
Есть татары и таджики,
И узбеки тоже тут.
Многорасова она,
Наша славная... (страна)

2.

Дом, страна, где я рожден,
Где я жил и в сад пошел,
Где нас в школе обучают.
Как все это называют?
(Родина)

3.

Эмблем во всем мире нету таких,
Она отличает страну от других.
Знак отличительный, символ на нем
Мы называем красиво...
(Гербом)

4.

Кукла - символ материнства
И семейного единства.
Сарафан - её одёжка,
Вся из дерева… (матрёшка)

5.

Бронзовый памятник -
Вам не игрушка,
Он ведь - орудие,
Это - ... (царь-пушка)

6.

Есть здесь Кремль и собор,
Приезжай, смотри скорей...
Многолюдно... лица, лица,
Этот город есть... (столица)

Раздел «Мой край»

Учитель: Родина! Это и наш с вами поселок, и наша школа с тишиной уроков и шумом перемен. Каждый любит то место, где родился и вырос, не забудет дом родителей, игры детства. Так начинается любовь к родной стране. Когда человек становится старше, он Родиной считает не село и не город, а всю страну. Любит свою землю, украшает её своим трудом, готов отдать ей все силы и способности, а если потребуется и жизнь.

Вам надо найти правильный ответ на вопросы среди букв.

  1. Как называется течение, которое не даёт замёрзнуть Кольскому заливу? (Гольфстрим)
  2. Как называется район, в котором ты живёшь? (Ловозерский).
  3. Как называется полуостров, на котором расположена большая часть территории Мурманской области? (Кольский)
  4. Как называется горный массив на территории Мурманской области? (Хибины)
  5. Школа, в которой ты учишься находится на улице…? (Победы)
  6. Как называется руда, которую добывают на руднике Карнасурт? (лопаритовая)
  7. В каком городе доступен жителям и гостям экскурсионно - туристический центр «Снежная Деревня»? (Кировск) (Приложение 1)

Раздел трудолюбие

Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает, возможно, ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны которые ничему не научились.

Учитель: Собери картинку-пазл и назови профессию.

Раздел «Ответственность»

Учитель: Ответьте мне на вопрос: Что значит быть ответственным?

В течение дня каждый человек совершает много разных дел. Эти дела могут касаться только его одного, но очень часто они влияют и на других людей.

Например. Прозвенел звонок с урока, ученики торопятся в столовую.

Выбегают из класса, с размаху открывая дверь, в это время мимо класса идёт другой ученик. Что произойдёт?

- Как повлиял ваш поступок на другого человека?

- Когда вы, таким образом открыли дверь, то подумали о последствиях?

- Вам хотелось быстрее пойти на перемену, и вы поступили соответственно своему желанию в результате чего пострадал другой человек.

- Вы поступили неосознанно, безответственно. Но ведь и другие могут поступать так же. Родители могут не пойти на работу, и в доме скоро не будет денег, чтобы покупать продукты, одежду. Мама не приготовит обед, потому что захочет посмотреть интересный фильм по телевизору. Тогда вся семья останется голодной.

Таким образом каждый должен поступать ответственно, т.е. думать о том, как повлияет его поступок на его самого и окружающих его людей.

Ответственность - обязанность и готовность отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия.

Работа с карточками. Командам раздаются карточки с различными видами деятельности. Вам надо разложить их на два столбика. Первый составят те виды деятельности, которые приносят пользу Родине, а второй - которые не приносят пользы. Первая выполнившая команда объясняет, почему сделала такой выбор.

Раздел «Радость открытий и познание» (Праздники России)

Учитель: С.Михалков говорил: «Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением может любить Родину». Как вы понимаете эти слова?

Россия - наша Родина. Чтобы считать себя её сыном и дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней, принять русский язык, историю и культуру как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры является народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории. Большое место в жизни народа занимают народные праздники и традиции.

Ребята внимательно посмотрите на картинки и дайте правильное название празднику, надо соотнести картинку с праздником с его названием.

  • Новый год
  • Рождество
  • Пасха
  • Масленица
  • Международный женский день
  • День защитника Отечества
  • День Победы
  • День России
  • День народного единства.
  • День Государственного флага Российской Федерации

Раздел «Толерантность»

Учитель: Толерантность - это уважение, понимание и принятие людей разных национальностей и религий, разного цвета кожи и образа жизни такими, какие они есть, и взаимодействие с ними на основе согласия.

Если правильно всё сделаете, то из узнаете, какое нравственное чувство будет помогать вам успешно преодолевать препятствия не только в сегодняшней игре, но и в жизни. Из первых букв ответов составьте слово.

  1. К какому литературному жанру принадлежит произведение «Алеша Попович и Тугарин Змеевич»? (Былина)
  2. Как зовут жену Ильи Муромца? (Алёнушка)
  3. Вспомните, как король считал зеркала, а Оля помогла ему. Что она сделала, вместо того чтобы складывать? (Умножила)
  4. Кем был министр АБАЖ в сказке «Королевство кривых зеркал»? (Жаба)
  5. Кто помогал зажечь маяк главному герою мультфильма «Старый маяк»? (девочка)
  6. В каком городе родился Алёша Попович? (Ростов).

Итак, это слово? (Дружба)

3. Заключительный этап. Рефлексия

Учитель: Каждый из нас способен любить и ценить дом, в котором живет, место, в котором учится, город, село в котором родился и растет, страну, которой хочется гордиться! А нашей Россией действительно нужно гордиться! Любить ее, быть преданным ее интересам, готовым к подвигам во имя Родины. И очень хочется, чтобы те красивые и правильные слова, которые вы сегодня произносили, не остались только словами! Чтобы и вами могли гордиться ваши родители, учителя, горожане. Чтобы с гордостью можно было сказать: «Да, это наш патриот!» Как вы думаете, эта тема может вызвать интерес у ваших сверстников? У школьников? (конечно)

Учитель: Какие выводы мы можем сделать? Кто такой патриот? В чем проявляется патриотизм?

Учитель: Я очень рад, что сегодняшнее мероприятие отозвалось в ваших сердцах. Расскажите об этом вашим родным, знакомым. Пусть будет больше патриотов в нашей стране!

Всем спасибо.

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4