Технологическая карта построения логопедического занятия
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед: Сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим свои улыбки.
2. Основной этап
Логопед: Ребята, вы скоро пойдете в школу. Как вы думайте, какой должен быть ученик? (…) Верно. Скажите, важно ли для школьника уметь слышать звуки? (Да). А вы уже умеете это делать? (Да) Молодцы! А вы мне покажите? Тогда настроили внимательные ушки, послушайте мелодию и определите, откуда она?
Сюжет 1 «Начало»
Дети: Это Смешарики.
Логопед: Я предлагаю вам сегодня отправиться в гости к героям этого мультсериала и вместе со Смешариками познакомится с новым звуком, научимся узнавать его и четко произносить в словах. Согласны? (Да) А с каким звуком мы будем знакомиться, догадайтесь сами.
Внимание на доску. Посмотрите на картинки, проговорите слова и догадайтесь, какой общий звук в этих словах.
Дети: Ящерица, ящик, щенок, прищепка. Звук Щ.
Логопед: Верно. Молодцы!
Акустико-артикуляционная характеристика звука Щ.
Логопед: Давайте произнесем правильно звук Щ: "Щщщ". Губы слегка вытянуты вперед. Язык широкий, приподнят вверх. Идет теплый воздух.
Логопед. Молодцы. Аня, произнеси этот звук ещё раз. ЩЩЩЩ
Логопед: Скажите, когда мы произносим звук Щ, воздух свободно выходит изо рта или встречает преграду? Какой это звук - гласный или согласный?
Дети: Согласный.
Логопед: Давайте определим, звук Щ звонкий или глухой?
Дети: Глухой.
Логопед: Верно. Я вам открою секрет, что звук Щ всегда мягкий. Значит, каким цветом мы его обозначим?
Дети: Зеленым.
Молодцы! Давайте все вместе ещё раз повторим, какой это звук?
Дети: Согласный, глухой, мягкий.
Логопед: Вот и познакомились мы со звуком Щ.
Развитие фонематического восприятия (слуха). Упражнение «Четвертый лишний».
Логопед: Мы с вами заглянем в гости к Крошу и Ёжику.
Сюжет 2 «Что-то ненужное»
- Ребята, чем же занимаются Смешарики? (прибираются)
- У меня есть такие же тумбочки.
Я вам предлагаю вам навести порядок в них и помочь Крошу и Ёжику.
Перед каждым ребенком находится тумбочка с 4 картинками (в 3 словах звук Щ, в 4 - нет)
Логопед: Открываем дверцу, на полках расположены 4 картинки. Нужно убрать одну лишнюю картинку, в названии которой нет звука Щ. Эту картинку разместите на дверцу тумбочки. Приступайте к заданию.
Дети делают задание.
- Маша, какая картинка оказалась лишней? А какие картинки остались на полках? Четко произносим звук Щ.
Логопед: Молодцы ребята мы справились с заданием и помогли Крошу и Ёжику навести порядок.
Логопед: Отправляемся в гости к следующему герою.
Заглянем к Кар-Карычу. Что же у него происходит?
Cюжет 3 «Забытая история»
- Что у него случилось? (Он что то забыл)
Логопед: Я вам открою секрет. Кар - Карыч забыл, как играть в игру «Добавь слог». Давайте поиграем в эту игру и напомним Кар-Карычу.
Встанем в круг.
Я произношу начало слова, а вы догадываетесь и добавляете последний слог со звуком Щ, что бы получилось правильное слово.
Например: Я говорю ОВО, вы добавляете ЩИ. Получается слово - ОВОЩИ.
Начнем:
Тулови-ще,
чудови-ще,
хранили-ще,
товари-щи.
Логопед: Молодцы, замечательно у нас получилось! Давайте посмотрим, вспомнил ли Кар-Карыч эту игру.
Логопед: Пожелаем Кар-Карычу удачи и отправимся дальше.
Развитие звукового синтеза и анализа.
Логопед: Идем к следующим Смешарикам. Заглянем к Барашу и Нюше.
Сюжет 4 «Бараш и Нюша»
- Что происходит у Нюши с Барашем?(они поссорились)
- Оказывается, Нюша получила фотографию героя мультфильма.
Здесь написано задание: «Назовите профессию героя и выполните звуковой анализ слова».
- Для Нюши это задание оказалось трудным, поэтому она просила Бараша помочь ей.
Но Бараш проспал.
И Нюша обиделась.
- Давайте мы поможем Нюше выполнить это задание.
- Кто это? СЫЩИК. Что делают сыщики, для чего они нужны людям?
Какие качества характера должны быть у сыщика? Дети отвечают.
Логопед: Верно, молодцы! Садитесь за столы. У каждого имеются пеналы с разноцветными квадратами. Пожалуйста, выполните звуковой анализ этого слова.
Логопед и дети выполняют задание за столом.
Логопед: Сосчитайте, гласных звуков в этом слове? А сколько Согласных?
Какой звук находится между вторым и четвертым звуками? Щ
Логопед: Молодцы! Мы справились с эти заданием. Думаю, что наши герои помирятся.
Логопед: Отправимся дальше. Заглянем к Лосяшу и Нюше.
Сюжет 4 «Торжество разума»
- Ребята, скажите, что значит торжество разума?
Быть умным и образованным хорошо и престижно.
- Кому присуждают Нобелевскую премию? (Ученым)
- Давайте и мы с вами покажем, какие мы грамотные, как мы хорошо готовимся к школе.
Логопед: Сначала рассмотрите картинку и назовите слова со звуком Щ.
Дети: Кощей, сокровища, пещера, ящики.
Логопед: Ниже дана схема. Сосчитайте, сколько слов в схеме? (5 слов).
- Придумайте предложение по данной схеме. Используйте слова со звуком Щ.
________ ________ _______ ________ _______.
Дети отвечают.
Логопед: Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием. Думаю, что в школе вы будете учиться только на хорошие оценки.
3. Итог занятия
Логопед: Вот и заканчивается наше путешествие.
- Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? (со звуком Щ).
- Давайте произнесем его ещё раз. (Щщщщ)
- Вспомните, какой это звук? (Звук Щ - согласный, глухой, мягкий).
- Верно. Молодцы.
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Кто из Смешариков вам понравился?
А мне понравилось, какие вы были старательные, умные и внимательные. Я подготовила вам подарки, медальки со Смешариками. Выберите себе медаль с полюбившимся героем.