Урок-обобщения по теме "Электролитическая диссоциация"

Разделы: Химия

Класс: 9

Ключевые слова: электролитическая диссоциация


Предмет: химия.

Класс: 9.

Цель урока: обобщение знаний, полученных учащимися по теме «Теория электролитической диссоциации» и формирование понятий о возможности протекания реакций в растворах электролитов, используя механизм реакции ионного обмена и алгоритм составления ионных уравнений реакций.

Задачи урока:

  • Формировать умение анализировать полученную информацию
  • Формировать исследовательские компетенции обучающихся.
  • Закрепить пройденный материал по темам «Электролитическая диссоциация» и «Реакции ионного обмена».
  • Проверить знания учащихся по изученным темам.

Планируемые результаты: урок должен помочь обучающимся 9 класса сформировать следующие универсальные учебные действия:

  • Личностные УУД:
    • определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей;
    • научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни;
    • оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
  • Регулятивные УУД:
    • организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
    • определять цель и составлять план выполнения задания;
    • развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией.
  • Познавательные УУД:
    • научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • выдвигать гипотезы и обосновывать их;
    • формулировать проблемы.
  • Коммуникативные УУД:
    • участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.

Ход урока

1. Оргмомент

Цель: создать мотивацию к учебной деятельности.

2. Актуализация знаний. Организация проблемной ситуации

Цель: актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме.

1. "Мозговая атака"

Попробуйте опровергнуть.

Проблемный вопрос классу: Если встать в лужу, в которой лежит оголенный провод, находящийся под напряжением, можно получить смертельный удар током. Следовательно, вода проводит электрический ток. (Ответ: Электрический ток проводит не вода, а соли, растворенные в воде. Дистиллированная вода электрический ток не проводит.

На предыдущих уроках мы изучили теорию электролитической диссоциации, реакции ионного обмена. Повторим основные понятия этой темы.

Задание № 1. «Таинственная коробка»

Цель:

  • Познавательная: анализируют объекты с целью выделения признаков.
  • Коммуникативная: Понимают и воспринимают на слух рассказ учителя и ответы одноклассников. Строят монологические высказывания.
  • Я вещество белого цвета, принадлежу к классу соли. Я сильный электролит с ионной связью. Вы видите меня постоянно на своем столе. У меня соленый вкус. Меня зовут …
  • Я слабый электролит, принадлежу к малорастворимым в воде солям. Меня используют как строительный материал. И в школе я вам пригодился. Я белого цвета и у меня кислотный остаток карбонатной кислоты. Меня зовут …
  • Я прозрачная жидкость без цвета и запаха. Сама по себе я не провожу электрический ток, но это делают другие вещества, растворенные во мне. Меня вы можете встретить повсеместно. Я - …

2.2. Проверка знаний (работа в парах с раздаточным материалом)

Задание № 1. «Закончи предложение одним словом»

Работа в парах

  1. Положительно заряженный электрод - …(анод).
  2. Отрицательно заряженный электрод - …(катод).
  3. Направленное движение заряженных частиц - …(электрический ток).
  4. Положительно заряженные частицы -…(катионы).
  5. Отрицательно заряженные частицы -…(анионы).
  6. Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток - (электролиты).
  7. Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -…(неэлектролиты).
  8. Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…(диссоциация).
  9. Вещество диссоциирующие на катион металла и анион кислотного остатка - (соль).
  10. Вещество диссоциирующее на катион металла и анион гидроксогруппы - (основание).

Задание № 2.Укажите сильные электролиты HCI; BaSO4; KOH; Ba(OH)2; Fe(OH)3; Na2CO3; Ca3(PO4)2

Задание № 3. Работа по слайдам «Куча мала». На доске беспорядочно записаны формулы ионов.

Ca2+; K+; CI -; Mg2+; SO42-; CO32-; Fe3+; OH -

Разложите их по двум папкам с названием «КАТИОНЫ» и «АНИОНЫ». Дайте названия всем ионам

Задание № 4. Напишите уравнение диссоциации предложенных веществ. Прочитать уравнение диссоциации. Одновременно у доски работают два человека.

Анализируем выполнение задания.

HCI= H+ + Cl -

KOH = K+ + OH -

Ba(OH)2 = Ba2+ + 2OH -

Na2CO3 = 2Na+ + CO32-

Задание № 5. «Ионы, объединяйтесь!» (написать на доске)

Составить молекулярные формулы веществ, состоящих из предложенных ионов. Назвать вещества.

Ca2+; K+; CI -; Mg2+; SO42-; CO32-; Fe3+; OH -

3. Этап «Открытие нового знания»

3.1. Создание проблемной ситуации

Цель: формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели.

Реакции ионного обмена имеют большое значение в любой отрасли. И не случайно основоположник теории электролитической диссоциации С.Аррениус говорил: "Электролитическая диссоциация оказалась применимой и полезной во всех областях современной науки".

Как вы думаете, где находят применение реакции ионного обмена?

Ответы учащихся:

  • В технике электролиты и реакции ионного обмена очень широко применяются (аккумуляторы)
  • В сельском хозяйстве (процессы, происходящие в почве - это ионнообменные взаимодействия веществ)
  • В пищевой отрасли (Для выпекания тортов и бисквитов используют соду, гашеную уксусом)
  • В полиграфическом производстве тоже используются реакции ионного обмена.

3.2. Лабораторный опыт

Освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей.

Для того чтобы закрепить наши знания по теме «Реакции ионного обмена» мы с вами проведем лабораторный практикум. Как говорил Д.И.Менделеев: «Опыт - единственный верный путь спрашивать природу и слышать ответ в её лаборатории».

Перед вами на столе находятся инструктивные карты по проведению опытов. Внимательно прочтем их и будем работать в парах. Цель нашего практикума не только провести опыты, но и выяснить в каких случаях реакции обмена идут до конца.

Рабочий лист ученика

Фамилия, Имя______________________

Правила безопасности. Соблюдайте осторожность при работе с растворами кислот и щелочей! Для работы используйте малое количество реактивов.

Инструкция по проведению работы в парах.

1. Проведите реакции между растворами следующих веществ:

а) сульфат меди /II/ и гидроксидом натрия.

б) карбонатом натрия и серной кислотой.

в) хлоридом железа /III/ и гидроксидом натрия.

2. Опишите, что наблюдаете. Какой признак указывает на то, что реакция произошла?

3. Пользуясь таблицей растворимости, запишите уравнения реакции в молекулярной, полной и сокращенной ионных формах.

4. Заполните таблицу:

Пробирка 1

Пробирка 2

Пробирка 3

Запишите уравнения реакции:
А) молекулярное
Б) полное ионное
В) краткое ионное

Что наблюдали?

Объясните наблюдаемые явления

Сформулируйте вывод об условии протекания реакции ионного обмена до конца

4. Проверка усвоения нового материала

А в качестве закрепления выполним следующее задание: среди предложенных реакций выбрать реакции обмена и определить какие из них будут протекать до конца. Уравнения реакций на слайде:

1. CuO + H2= Cu + H2O

2. 3K2CO3 + 2H3PO4 = 2K3PO4 + 3H2O + 3CO2

3. 2H2O = 2H2+O2

4. CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O

5. MgCl2 + K2SO4 = MgSO4 + 2KCl

6. NaCl + AgNO3 = NaNO3 + AgCl

7. 3Ca(OH)2+2H3PO4 = Ca3PO4 + 6H2O

5. Подведение итогов

Рефлексия

Домашнее задание

Учитель объясняет сущность домашнего задания.