Предмет: химия.
Класс: 9.
Цель урока: обобщение знаний, полученных учащимися по теме «Теория электролитической диссоциации» и формирование понятий о возможности протекания реакций в растворах электролитов, используя механизм реакции ионного обмена и алгоритм составления ионных уравнений реакций.
Задачи урока:
- Формировать умение анализировать полученную информацию
- Формировать исследовательские компетенции обучающихся.
- Закрепить пройденный материал по темам «Электролитическая диссоциация» и «Реакции ионного обмена».
- Проверить знания учащихся по изученным темам.
Планируемые результаты: урок должен помочь обучающимся 9 класса сформировать следующие универсальные учебные действия:
-
Личностные УУД:
- определиться в выборе индивидуальных образовательных потребностей;
- научиться общаться со сверстниками, отстаивать свою точку зрения в процессе беседы, показывать свою убежденность в вопросах значения химических знаний в повседневной жизни;
- оценивать жизненные ситуации и поступки с точки зрения общечеловеческих норм.
-
Регулятивные УУД:
- организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
- определять цель и составлять план выполнения задания;
- развивать практические навыки и умения при решении повседневных проблем связанных с химией.
-
Познавательные УУД:
- научиться выполнять творческие задания для самостоятельного получения и применения знаний;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- выдвигать гипотезы и обосновывать их;
- формулировать проблемы.
-
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; сотрудничать с одноклассниками в поиске и сборе информации; принимать решения и реализовывать их; точно выражать свои мысли.
Ход урока
1. Оргмомент
Цель: создать мотивацию к учебной деятельности.
2. Актуализация знаний. Организация проблемной ситуации
Цель: актуализация имеющихся знаний учащихся по пройденной теме.
1. "Мозговая атака"
Попробуйте опровергнуть.
Проблемный вопрос классу: Если встать в лужу, в которой лежит оголенный провод, находящийся под напряжением, можно получить смертельный удар током. Следовательно, вода проводит электрический ток. (Ответ: Электрический ток проводит не вода, а соли, растворенные в воде. Дистиллированная вода электрический ток не проводит.
На предыдущих уроках мы изучили теорию электролитической диссоциации, реакции ионного обмена. Повторим основные понятия этой темы.
Задание № 1. «Таинственная коробка»
Цель:
- Познавательная: анализируют объекты с целью выделения признаков.
- Коммуникативная: Понимают и воспринимают на слух рассказ учителя и ответы одноклассников. Строят монологические высказывания.
- Я вещество белого цвета, принадлежу к классу соли. Я сильный электролит с ионной связью. Вы видите меня постоянно на своем столе. У меня соленый вкус. Меня зовут …
- Я слабый электролит, принадлежу к малорастворимым в воде солям. Меня используют как строительный материал. И в школе я вам пригодился. Я белого цвета и у меня кислотный остаток карбонатной кислоты. Меня зовут …
- Я прозрачная жидкость без цвета и запаха. Сама по себе я не провожу электрический ток, но это делают другие вещества, растворенные во мне. Меня вы можете встретить повсеместно. Я - …
2.2. Проверка знаний (работа в парах с раздаточным материалом)
Задание № 1. «Закончи предложение одним словом»
Работа в парах
- Положительно заряженный электрод - …(анод).
- Отрицательно заряженный электрод - …(катод).
- Направленное движение заряженных частиц - …(электрический ток).
- Положительно заряженные частицы -…(катионы).
- Отрицательно заряженные частицы -…(анионы).
- Вещества, водные растворы или расплавы которых проводят электрический ток - (электролиты).
- Вещества, водные растворы или расплавы которых не проводят электрический ток -…(неэлектролиты).
- Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении вещества -…(диссоциация).
- Вещество диссоциирующие на катион металла и анион кислотного остатка - (соль).
- Вещество диссоциирующее на катион металла и анион гидроксогруппы - (основание).
Задание № 2.Укажите сильные электролиты HCI; BaSO4; KOH; Ba(OH)2; Fe(OH)3; Na2CO3; Ca3(PO4)2
Задание № 3. Работа по слайдам «Куча мала». На доске беспорядочно записаны формулы ионов.
Ca2+; K+; CI -; Mg2+; SO42-; CO32-; Fe3+; OH -
Разложите их по двум папкам с названием «КАТИОНЫ» и «АНИОНЫ». Дайте названия всем ионам
Задание № 4. Напишите уравнение диссоциации предложенных веществ. Прочитать уравнение диссоциации. Одновременно у доски работают два человека.
Анализируем выполнение задания.
HCI= H+ + Cl -
KOH = K+ + OH -
Ba(OH)2 = Ba2+ + 2OH -
Na2CO3 = 2Na+ + CO32-
Задание № 5. «Ионы, объединяйтесь!» (написать на доске)
Составить молекулярные формулы веществ, состоящих из предложенных ионов. Назвать вещества.
Ca2+; K+; CI -; Mg2+; SO42-; CO32-; Fe3+; OH -
3. Этап «Открытие нового знания»
3.1. Создание проблемной ситуации
Цель: формирование системно-информационного анализа, развитие умений определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели.
Реакции ионного обмена имеют большое значение в любой отрасли. И не случайно основоположник теории электролитической диссоциации С.Аррениус говорил: "Электролитическая диссоциация оказалась применимой и полезной во всех областях современной науки".
Как вы думаете, где находят применение реакции ионного обмена?
Ответы учащихся:
- В технике электролиты и реакции ионного обмена очень широко применяются (аккумуляторы)
- В сельском хозяйстве (процессы, происходящие в почве - это ионнообменные взаимодействия веществ)
- В пищевой отрасли (Для выпекания тортов и бисквитов используют соду, гашеную уксусом)
- В полиграфическом производстве тоже используются реакции ионного обмена.
3.2. Лабораторный опыт
Освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей.
Для того чтобы закрепить наши знания по теме «Реакции ионного обмена» мы с вами проведем лабораторный практикум. Как говорил Д.И.Менделеев: «Опыт - единственный верный путь спрашивать природу и слышать ответ в её лаборатории».
Перед вами на столе находятся инструктивные карты по проведению опытов. Внимательно прочтем их и будем работать в парах. Цель нашего практикума не только провести опыты, но и выяснить в каких случаях реакции обмена идут до конца.
Рабочий лист ученика
Фамилия, Имя______________________
Правила безопасности. Соблюдайте осторожность при работе с растворами кислот и щелочей! Для работы используйте малое количество реактивов.
Инструкция по проведению работы в парах.
1. Проведите реакции между растворами следующих веществ:
а) сульфат меди /II/ и гидроксидом натрия.
б) карбонатом натрия и серной кислотой.
в) хлоридом железа /III/ и гидроксидом натрия.
2. Опишите, что наблюдаете. Какой признак указывает на то, что реакция произошла?
3. Пользуясь таблицей растворимости, запишите уравнения реакции в молекулярной, полной и сокращенной ионных формах.
4. Заполните таблицу:
|
Пробирка 1 |
Пробирка 2 |
Пробирка 3 |
Запишите уравнения реакции:
|
|
|
|
Что наблюдали? |
|
|
|
Объясните наблюдаемые явления |
|
|
|
Сформулируйте вывод об условии протекания реакции ионного обмена до конца |
|
|
|
4. Проверка усвоения нового материала
А в качестве закрепления выполним следующее задание: среди предложенных реакций выбрать реакции обмена и определить какие из них будут протекать до конца. Уравнения реакций на слайде:
1. CuO + H2= Cu + H2O
2. 3K2CO3 + 2H3PO4 = 2K3PO4 + 3H2O + 3CO2
3. 2H2O = 2H2+O2
4. CaO + 2HCl = CaCl2 + H2O
5. MgCl2 + K2SO4 = MgSO4 + 2KCl
6. NaCl + AgNO3 = NaNO3 + AgCl
7. 3Ca(OH)2+2H3PO4 = Ca3PO4 + 6H2O
5. Подведение итогов
Рефлексия
Домашнее задание
Учитель объясняет сущность домашнего задания.