Конспект ООД по математике в старшей группе "Буратино просит помощи"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Цель: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий; умение практически их использовать посредством помощи сказочному герою.

Задачи.

  • Образовательные: упражнять детей в счете до 10, продолжать закреплять умение составлять геометрические фигуры из счетных палочек, учить соотносить числовое и количественное изображение, закреплять у детей знание признаков многоугольников, упражнять детей в порядковом счете в пределах 10, учить увеличивать и уменьшать числа на один в пределах 10; продолжать упражнять ориентации в пространстве, закреплять понятия «лево - право».
  • Развивающие: развивать основные психические процессы: внимание, память, мышление; стимулировать любознательность, познавательность.
  • Воспитательные: воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, желание помочь, умение работать самостоятельно, радовать старших своими достижениями, воспитывать интерес к математике.

Оборудование:

  • счетные палочки; монетки, выполненные из картона с изображением чисел от 1 до 10;
  • картонные домики с изображением числа от 1 до 10; мяч;
  • изображение геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция, шестиугольник, треугольник);
  • лист бумаги А4, фишка-самолет.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель: Тук-тук-тук! Дети, давайте посмотрим, кто пришел к нам в гости! (Достается игрушка Буратино).

Буратино: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали,

Дети: Здравствуй, узнали. Ты - Буратино!

Воспитатель: Буратино, что привело тебя к нам в сад,

Буратино: Папа Карло дал мне несколько монет. А я в детский сад не ходил и считать не научился. Помогите мне, ребята, пожалуйста.

Воспитатель: Дети, поможем Буратино сосчитать монетки.

Дети: Да!

Воспитатель: Буратино, садись на стульчик, сейчас ребята помогут тебе справиться с твоей проблемой.

Задание №1. Порядковый счет, соотнесение числового и количественного изображения

На стол выкладываются монеты и домики с окошками. Дети садятся вокруг стола.

Воспитатель: Дети, сосчитайте, пожалуйста, сколько монет у Буратино.

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. А теперь давайте найдем каждой монете домик.

Дети раскладывают монеты по домикам, с соответствующим количеством точек.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием. Ну, что, Буратино, помогли тебе ребята сосчитать твои монетки?

Буратино: Помогли. Ребята, спасибо вам большое. Но есть у меня еще одна беда. Если я захочу купить себе букварь за одну монетку или папа Карло даст мне еще одну монетку, сколько у меня тогда будет монет?

Воспитатель: Не переживай, Буратино, ребята помогут тебе и в этой беде. Поможете, ребята?

Дети: Да!

Задание №2. Уменьшение, увеличение числа в пределах одного

Дети и воспитатель садятся в круг на ковре. У воспитателя мяч.

Воспитатель: Чтобы помочь Буратино, мы с вами ребята, сейчас повторим увеличение числа на один и уменьшение числа на один. Я буду вам по очереди кидать мяч и называть число, а вы мне обратно кидаете мяч и называете число на один больше. Маша, пять. (Воспитатель кидает мяч Маше)

Маша: ответ.

Воспитатель: Миша, восемь.

Миша: ответ.

Мяч кидаем всем детям по порядку.

Воспитатель: А теперь, ребята, вы будете называть мне число на один меньше. Оля, семь.

Оля: ответ.

Воспитатель: Максим, три.

Максим: ответ.

Мяч кидаем всем детям по порядку.

Буратино: Молодцы, ребята, вы отлично считаете. За это я с вами сейчас поиграю.

Физкультминутка

Буратино:

Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.

Дети имитируют стихотворение, выполняя движения.

Руки вверх, вдох - потянулись;
наклон - раз, два, три, развели руки в стороны;
встали на носочки.

Повторить 2-3 раза.

Задание № 4. Ориентация в пространстве. Закрепление понятий «лево-право»

Воспитатель: Буратино, а наши дети тоже любят и умеют играть. Мы сейчас научим тебя играть в игру «Летчики». (Детям раздается чистый лист бумаги формата А4 и фишка в виде самолетика).

Воспитатель: Дети, готовимся к взлету. Поставьте ваши фишки в правый нижний угол. А теперь взлетаем - перемещаем фишку в середину листа. Полетели дальше - переместите ваши фишки в левый верхний угол, дальше перелетайте в правый верхний угол, т.д. А теперь заходим на посадку - перемещаем фишку в правый нижний угол. (Дети водят фишкой по листу, имитируя полет самолета, в соответствии с подсказками воспитателя.

Воспитатель: Дети, понравился вам наш полет?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: А тебе, Буратино, понравилась игра?

Буратино: Очень понравилась. Обязательно поиграю в нее со своими друзьями.

Задание №5

Буратино: Ребята, а вот я еще слышал про какие-то фигуры геометрические. А вы их знаете.

Дети: Да!

Буратино: Расскажите мне, пожалуйста, это так интересно.

Дети: Хорошо.

Дети садятся за столы. На столе наборы счетных палочек.

Воспитатель: Ребята, выложите, пожалуйста, из палочек все геометрические фигуры с тремя углами.

Дети выкладывают треугольник.

Воспитатель: Денис, что за фигуру ты выложил.

Денис: Ответ.

Воспитатель: Саша, сосчитай углы у твоей фигуры.

Саша: Ответ.

Воспитатель: Правильно, ребята. (Прикрепляет на доску треугольник). А теперь, ребята, составьте из палочек фигуры с четырьмя углами.

Дети выкладывают квадрат, прямоугольник, ромб, трапецию.

Воспитатель: Маша, какие фигуры у тебя получились?

Маша: Ответ.

Воспитатель: Миша, чем похожи эти фигуры?

Миша: Ответ. (Воспитатель прикрепляет на доску квадрат, прямоугольник, трапецию, ромб.)

Воспитатель: Правильно, Миша. Дети составьте из палочек фигуру с шестью углами.

Дети составляют шестиугольник.

Воспитатель: Алиса, как мы называем фигуру, которую ты составила?

Алиса: Ответ.

Воспитатель: Правильно, Алиса. А почему мы ее так называем, Федя?

Федя: Ответ. (Воспитатель прикрепляет на доску шестиугольник)

Воспитатель: Правильно, Федя. Дети, а у какой геометрической фигуры нет углов?

Дети: Ответы детей. (Воспитатель прикрепляет на доску овал и круг)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все правильно сказали. Ну, что, Буратино, тебе все понятно про геометрические фигуры,

Буратино: Да, я все запомнил, это очень интересно. Мне уже пора уходить. Ребята, спасибо вам большое. Вы настоящие друзья! (Игрушку убирают)

Подведение итогов

Воспитатель: Дети, что мы с вами сегодня делали на занятии?

Дети: Мы считали от 1 до 10.Уменьшали число на один и увеличивали число на один.

Воспитатель: А про какие фигуры мы с вами говорили и составляли их?

Дети: Про геометрические.

Воспитатель: Назовите их, пожалуйста.

Дети: Треугольник, ромб, трапеция, квадрат, прямоугольник, овал, круг, шестиугольник.

Воспитатель: Понравилось вам занятие, было интересно?

Дети: Да!