Цель: создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания и продемонстрировать навыки комплексного применения математических представлений, знаний и способов действий; умение практически их использовать посредством помощи сказочному герою.
Задачи.
- Образовательные: упражнять детей в счете до 10, продолжать закреплять умение составлять геометрические фигуры из счетных палочек, учить соотносить числовое и количественное изображение, закреплять у детей знание признаков многоугольников, упражнять детей в порядковом счете в пределах 10, учить увеличивать и уменьшать числа на один в пределах 10; продолжать упражнять ориентации в пространстве, закреплять понятия «лево - право».
- Развивающие: развивать основные психические процессы: внимание, память, мышление; стимулировать любознательность, познавательность.
- Воспитательные: воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, желание помочь, умение работать самостоятельно, радовать старших своими достижениями, воспитывать интерес к математике.
Оборудование:
- счетные палочки; монетки, выполненные из картона с изображением чисел от 1 до 10;
- картонные домики с изображением числа от 1 до 10; мяч;
- изображение геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция, шестиугольник, треугольник);
- лист бумаги А4, фишка-самолет.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель: Тук-тук-тук! Дети, давайте посмотрим, кто пришел к нам в гости! (Достается игрушка Буратино).
Буратино: Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали,
Дети: Здравствуй, узнали. Ты - Буратино!
Воспитатель: Буратино, что привело тебя к нам в сад,
Буратино: Папа Карло дал мне несколько монет. А я в детский сад не ходил и считать не научился. Помогите мне, ребята, пожалуйста.
Воспитатель: Дети, поможем Буратино сосчитать монетки.
Дети: Да!
Воспитатель: Буратино, садись на стульчик, сейчас ребята помогут тебе справиться с твоей проблемой.
Задание №1. Порядковый счет, соотнесение числового и количественного изображения
На стол выкладываются монеты и домики с окошками. Дети садятся вокруг стола.
Воспитатель: Дети, сосчитайте, пожалуйста, сколько монет у Буратино.
Дети: ответы детей.
Воспитатель: Правильно, ребята. А теперь давайте найдем каждой монете домик.
Дети раскладывают монеты по домикам, с соответствующим количеством точек.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Отлично справились с заданием. Ну, что, Буратино, помогли тебе ребята сосчитать твои монетки?
Буратино: Помогли. Ребята, спасибо вам большое. Но есть у меня еще одна беда. Если я захочу купить себе букварь за одну монетку или папа Карло даст мне еще одну монетку, сколько у меня тогда будет монет?
Воспитатель: Не переживай, Буратино, ребята помогут тебе и в этой беде. Поможете, ребята?
Дети: Да!
Задание №2. Уменьшение, увеличение числа в пределах одного
Дети и воспитатель садятся в круг на ковре. У воспитателя мяч.
Воспитатель: Чтобы помочь Буратино, мы с вами ребята, сейчас повторим увеличение числа на один и уменьшение числа на один. Я буду вам по очереди кидать мяч и называть число, а вы мне обратно кидаете мяч и называете число на один больше. Маша, пять. (Воспитатель кидает мяч Маше)
Маша: ответ.
Воспитатель: Миша, восемь.
Миша: ответ.
Мяч кидаем всем детям по порядку.
Воспитатель: А теперь, ребята, вы будете называть мне число на один меньше. Оля, семь.
Оля: ответ.
Воспитатель: Максим, три.
Максим: ответ.
Мяч кидаем всем детям по порядку.
Буратино: Молодцы, ребята, вы отлично считаете. За это я с вами сейчас поиграю.
Физкультминутка
Буратино:
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Дети имитируют стихотворение, выполняя движения.
Руки вверх, вдох - потянулись;
наклон - раз, два, три, развели руки в стороны;
встали на носочки.
Повторить 2-3 раза.
Задание № 4. Ориентация в пространстве. Закрепление понятий «лево-право»
Воспитатель: Буратино, а наши дети тоже любят и умеют играть. Мы сейчас научим тебя играть в игру «Летчики». (Детям раздается чистый лист бумаги формата А4 и фишка в виде самолетика).
Воспитатель: Дети, готовимся к взлету. Поставьте ваши фишки в правый нижний угол. А теперь взлетаем - перемещаем фишку в середину листа. Полетели дальше - переместите ваши фишки в левый верхний угол, дальше перелетайте в правый верхний угол, т.д. А теперь заходим на посадку - перемещаем фишку в правый нижний угол. (Дети водят фишкой по листу, имитируя полет самолета, в соответствии с подсказками воспитателя.
Воспитатель: Дети, понравился вам наш полет?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А тебе, Буратино, понравилась игра?
Буратино: Очень понравилась. Обязательно поиграю в нее со своими друзьями.
Задание №5
Буратино: Ребята, а вот я еще слышал про какие-то фигуры геометрические. А вы их знаете.
Дети: Да!
Буратино: Расскажите мне, пожалуйста, это так интересно.
Дети: Хорошо.
Дети садятся за столы. На столе наборы счетных палочек.
Воспитатель: Ребята, выложите, пожалуйста, из палочек все геометрические фигуры с тремя углами.
Дети выкладывают треугольник.
Воспитатель: Денис, что за фигуру ты выложил.
Денис: Ответ.
Воспитатель: Саша, сосчитай углы у твоей фигуры.
Саша: Ответ.
Воспитатель: Правильно, ребята. (Прикрепляет на доску треугольник). А теперь, ребята, составьте из палочек фигуры с четырьмя углами.
Дети выкладывают квадрат, прямоугольник, ромб, трапецию.
Воспитатель: Маша, какие фигуры у тебя получились?
Маша: Ответ.
Воспитатель: Миша, чем похожи эти фигуры?
Миша: Ответ. (Воспитатель прикрепляет на доску квадрат, прямоугольник, трапецию, ромб.)
Воспитатель: Правильно, Миша. Дети составьте из палочек фигуру с шестью углами.
Дети составляют шестиугольник.
Воспитатель: Алиса, как мы называем фигуру, которую ты составила?
Алиса: Ответ.
Воспитатель: Правильно, Алиса. А почему мы ее так называем, Федя?
Федя: Ответ. (Воспитатель прикрепляет на доску шестиугольник)
Воспитатель: Правильно, Федя. Дети, а у какой геометрической фигуры нет углов?
Дети: Ответы детей. (Воспитатель прикрепляет на доску овал и круг)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все правильно сказали. Ну, что, Буратино, тебе все понятно про геометрические фигуры,
Буратино: Да, я все запомнил, это очень интересно. Мне уже пора уходить. Ребята, спасибо вам большое. Вы настоящие друзья! (Игрушку убирают)
Подведение итогов
Воспитатель: Дети, что мы с вами сегодня делали на занятии?
Дети: Мы считали от 1 до 10.Уменьшали число на один и увеличивали число на один.
Воспитатель: А про какие фигуры мы с вами говорили и составляли их?
Дети: Про геометрические.
Воспитатель: Назовите их, пожалуйста.
Дети: Треугольник, ромб, трапеция, квадрат, прямоугольник, овал, круг, шестиугольник.
Воспитатель: Понравилось вам занятие, было интересно?
Дети: Да!