Урок русского языка по теме «Значения суффиксов». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: русский язык, значение суффиксов


Цель: познакомить с ролью суффикса в словах, совершенствовать знания учащихся об однокоренных словах и значимых частях слова, учить находить и выделять в слове суффикс, объяснять значения суффиксов, развивать речь, мышление, память.

Задачи:

предметные:

  • формировать умение выделять суффикс в словах;
  • формировать умение образовывать новые слова при помощи суффиксов.

личностные:

  • осознание алгоритма учебного действия;

регулятивные:

  • освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
  • планирование собственной деятельности в соответствии с поставленной задачей;
  • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

коммуникативные:

  • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
  • формирование умения правильно оформлять свои мысли в устной форме.

Ожидаемый результат:

  • знание роли суффикса в слове;
  • повышение активности учащихся на уроке для улучшения результатов обучения;
  • использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности;
  • обогащение словарного запаса.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: презентация, карточки для работы в парах и для индивидуальной работы, кружки желтого, синего, зеленого, красного цвета.

Ход урока

1. Организационный момент

- Сегодня у нас на уроке гости. Поприветствуем их.

- Ребята, вы любите преодолевать трудности? Трудность преодолевается, если человек делает всё с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

- Девиз нашего урока сегодня (Слайд 1):

«Никто не знает так много, как все мы вместе»

2. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания

(выучить правило)

Опрос:

  1. Что такое суффикс?
  2. Для чего он служит?

3. Мотивация учебной деятельности

Самоопределение к деятельности (Слайд 3-18)

Сказка о суффиксах -ик, -ишк, -ищ, -щик.

Жили-были суффиксы -ик, -ишк, -ищ. Жили они за корнем, как и все остальные суффиксы. -Ик был очень ласковый. -Ишк всегда говорил обо всех с насмешкой. -Ищ был очень маленьким, поэтому ему все казалось большим. Однажды они работали в тетради, им нужно было образовывать слова. В тетради было написано - дом.

Домик - писал -Ик. Домище - писал -Ищ. Домишко написал -Ишк. Но тут они призадумались. На следующей строчке нужно было одним словом назвать человека, который работает с камнем. Тут они позвали на помощь суффикс -Щик, и тот написал слово Каменщик. Веселые и довольные они все вместе пошли домой. Дома их ждал вкусный торт.

- Тортик! - закричал -Ик.

- Тортишко, - промолвил -Ишк.

- Тортище - сказал -Ищ.

- Тортильщик, - произнес -Щик и все засмеялись, потому что это было неправильно.

Сформулируйте тему урока.

Какое значение имеют суффиксы.

Сегодня на уроке мы продолжим работу над суффиксами, будем образовывать слова с помощью суффиксов и узнаем какое значение имеют суффиксы

- Давайте выясним, на каком уровне ваши знания по этой теме: (на партах у каждого кружки)

  • Красный - ничего не знаю, не слышал
  • Синий - имею представление, что-то слышал.
  • Зелёный - хорошо разбираюсь
  • Жёлтый - всё знаю, могу помочь другим (Слайд 2)

4. Наблюдение. Открытие новых знаний

Практическая работа в парах.

- В ходе практической работы в парах узнаете, какое значение имеют суффиксы. Для этого выполним задание на карточке.

Пары 1 ряда

Задание. Образуйте новые слова с помощью суффиксов: -тель-, -ник-, ист-.

Футбол + ист = футболист

Образец: футболист

строи _____

плот ______

баян _______

учи ______

двор ______

машин ____

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы и напиши___________________________

Пары 2 ряда

Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов: - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-.

Женя - Женечка

Миша - Мишенька

Аня - …

Алёша - …

Света - …

Федя - …

Дима - …

Люба - …

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы и напишите __________________________________

Пары 3 ряда

Задание. Образуйте слова с помощью суффиксов: -ик-, -ёк-.

Дождь + ик = дождик

Образец: дождик

лист -

хвост -

мост -

дом -

пень -

окунь -

Подумайте, какое значение имеют эти суффиксы и напишите ________________________

- Помните правила работы в паре: (Слайд 19)

  • Думаю сам
  • Обсуждаю с товарищем
  • Говорю классу

Проверка.

- Внимание на карточки. У кого слова с суффиксами -тель-, -ник-, ист-?

Какое значение имеют эти суффиксы? (Данные суффиксы указывают на профессию человека) (Слайд 7)

- У кого слова с суффиксами - очк-, -ечк-, -оньк-, -еньк-?

Какое значение придают словам эти суффиксы? (Имена звучат ласково)

- Кто из вас использует в своей речи ласковые слова? Назовите своего соседа ласковым именем (Катенька, Танюшка, Сашенька и т.д.). Приятно, правда?

- У кого слова с суффиксами -ик-, -ёк-?

Какое значение придают словам? Для чего эти суффиксы? (Придают словам уменьшительный оттенок)

5. Игра «Лототрон»

(Слайд 20)

С помощью суффиксов -ёнок-, - онок- образуйте слова

  • Тигр - тигренок
  • Утка - утенок
  • Волк - волчонок
  • Слон - слоненок
  • Кот - котенок

Суффиксы -онок, -ёнок имеют значение «детёныши животных».

- Чтобы речь была богатой, нужно умело использовать суффиксы. Русский язык удивительно богат словообразовательными суффиксами. Одни звучат ласково, другие пренебрежительно. Итак, вы убедились, что суффикс хоть и маленькая часть слова, имеет свое лицо и многое может рассказать.

6. Физкультминутка

Я буду произносить слова. Если в них есть суффикс, то вы строите над головой крышу домика из ладошек. Если нет суффикса, то просто хлопаете в ладоши.

- Лес, лесок, дом, домище, город, городок, внук, внучек.

7. Закрепление

Самостоятельная работа по карточкам с записью в рабочих листах.

Рабочий лист

Задание 1. Образуй с помощью суффиксов -ик-,-ок-, -ёк- слова, запиши.

дождь- ____________________
нос- ______________________
стебель-___________________
день-______________________
мяч- ______________________
холод- ____________________
город- ____________________

Задание 2. - Подбери и напиши подходящий суффикс. Проверь получившийся текст.

Снег укутал деревья. Дуб______ в мохнатой шап_____.

На вет_____ деревьев белый шарф_______.

Молодая ёл ______ спряталась в сугробе. Не страшен деревьям холод и мороз!

Сдайте, пожалуйста, рабочие листы в конце урока.

8. Работа в учебниках

Стр 93 упр.174 прочитайте что нужно сделать? Найдите назовите такие слова. (Автор ласково называет)

Домашнее задание. Дома записать и выделить суффиксы.

9. Подведение итога урока. Рефлексия

- Давайте подведём итоги и снова вернёмся к нашей теме.

- На каком уровне сейчас ваши знания. Покажите сигнальный круг. (Слайд 21)

- Кто хочет выйти к доске и рассказать про суффикс?

- Какой можно сделать вывод, для чего нужен суффикс в нашей речи? (суффикс делает нашу речь более красивой и выразительной)

- Узнали бы какие значения имеет суффикс?

Отметки прокомментирую после проверки рабочих листов.

Дополнительное задание, если останется время.

Вычеркните «лишнее» слово.

  • Лесок, садок, мячик, листок.
  • Гусёнок, рыбка, утёнок, лисёнок.

Игра «Побудь волшебником»

- Тот, у кого окажется эта палочка, становится волшебником и превращает слова в названия маленьких предметов.

Гриб, стул, стакан, хвост, мост, лес, рот, палец, книга, ложка.

Уменьшительно-ласкательные суффиксы любят в стране Лилипутов, а вот в стране Великанов любят совсем другой суффикс.

Вы догадались, какой? (-ищ). Назовите слова, образованные с помощью этого суффикса. (Котище, слонище, домище))

- Какой можно сделать вывод, для чего нужен суффикс в нашей речи? (Суффикс делает нашу речь более красивой и выразительной)