Цель. Формировать умение разбирать имя существительное как часть речи.
Задачи.
- Знать признаки имени существительного, его роль в предложении.
- Уметь разбирать имя существительное как часть речи по алгоритму.
- Уметь работать в парах, группах, самостоятельно; анализировать свою деятельность и работу товарищей; выполнять взаимопроверку и самооценку.
- Уметь выбирать задания по своему уровню.
Оборудование.
- Листы с дифференцированными заданиями для каждого ребёнка.
- Конверты с групповыми заданиями.
- Эталоны выполнения разборов, дифференцированных заданий.
- Алгоритмы работы в парах, группах, индивидуально при выборе заданий определённого уровня.
- Алгоритм морфологического разбора имени существительного.
Ход урока
I. Организационный момент
- Ребята, посмотрите пожалуйста на слайд. Какой из фразеологических оборотов выберем как девиз урока?
- Спустя рукава.
- Засучив рукава.
Почему?
II. Введение в тему
- Наш урок русского языка я хотела бы начать с отрывка стихотворения автора Фархади «Земные слова». (слайд) Какой частью речи выражены эти слова? (им.сущ.) С какой частью речи мы будем работать на уроке? Чтобы открыть новое что нам необходимо сделать? (повторить)
III. Актуализация знаний. Определение темы и задач урока
- Внимание на слайд. Что означает цифра 1? Какое задание нужно выполнить? (сделать фонетический разбор) Что означает цифра 2? (сделать разбор слова по составу) Что означает цифра 4? (сделать разбор предложения) Внимательно посмотрите на слайд. Какой возникает вопрос? (В русском языке существует некий разбор, который будет обозначаться цифрой 3.)
- Давайте запишем это предложение. (Я разбила новую тарелку.) Найдите в этом предложении имя существительное. Расскажите все о существительном тарелку, используя слова подсказки, которые есть в классе. (Работа у доски) - Как можно одним словом назвать все, что вы сказали про слово тарелку? (Грамматические признаки)
- Что мы сейчас повторили? Как называется в русском языке, когда про существительное называем все его грамматические признаки? Найдите ответ на слайде. (Разбор сущ. как часть речи.) Сформулируйте тему нашего сегодняшнего урока. Какую цель поставите перед собой?
IV. Применение знаний и умений
Работа в парах. - Все признаки, которые вы сказали делятся на две группы. Как вы думаете, на какие? (Постоянные, непостоянные) Вы сейчас в парах должны распределить признаки существительного на 2 группы. (Проверяем)
Физкультминутка.
Для того чтобы правильно разобрать имя существительное надо знать с чего начинать. Везде существует некий порядок. Вот сейчас приведите в порядок алгоритм разбора существительного, используя алгоритм, который лежит перед вами. (Проверяют все вместе.)
Вспомним вопрос, который стоял в начале урока. (Существует ли в русском языке разбор, который будет обозначаться цифрой 3) Мы ответили на этот вопрос? Алгоритм вывели? Какие признаки относятся к постоянным и какие к непостоянным выяснили?
Стихотворение «Хлеб всему голова»
Прочитайте стих. О чем этот стих? Какие пословицы о хлебе вы знаете?
(Беседа о хлебе) Найдите все существительные, которые встречаются в стихотворении.
Групповая работа
Морфологический разбор существительного.
Самостоятельная работа