Конспект открытого занятия в младшей группе по речевому развитию на тему «Зимние забавы»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: младшая группа, речевое развитие


Вводная часть

Предварительная беседа с детьми о признаках зимы, название времен года.

Представление о зимних забавах для детей,зимних праздниках.

Составлять небольшой рассказ по образцу с опорой на картину.

Мотивационно-побудительный этап

Определение целей, которые воспитатель ставит перед воспитанниками на данном этапе занятия: описание методов мотивирования (стимулирования) познавательной активности воспитанников в ходе занятия.

Цель: Упражнять детей в диалогической речи, учить составлению рассказов-миниатюр из предложений по представлениям детей.

Задачи:

  • Учить детей отгадывать загадки, выполнять творческое задание педагога.
  • Продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук.
  • Развивать у детей чувство ритма, умение двигаться в такт стихотворным строчкам.
  • Развивать творческое воображение детей.
  • Воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.

Основная часть

Введение в тему занятия, активизация словарного запаса детей.

Ход занятия

Воспитатель, предлагает детям рассмотреть картину с зимним пейзажем, ответить на вопросы.

Воспитатель: - Какое время года на картине?

- По какому признаку вы догадались, что это зима?

(Дети - Снег).

- Какой снег?

(Дети - Белый, пушистый, блестящий, холодный, серебристый).

- Назовите снег ласково. (Дети - Снежок).

- Как мы назовем явление природы, когда снег падает? (Дети - Снегопад).

- А если снега намело огромную кучу. Как мы ее назовем? (Дети - Сугроб).

- А когда падает снег и дует ветер, как назвать это явление? (Дети - Метель, вьюга).

- Что происходит со снегом зимой? (Дети - Падает, кружится, летает, порхает, сыплется, тает).

- Какой праздник бывает зимой? (Дети - Новый год).

- А вам нравится этот праздник? Чем? (Дети - Приходят сказочные герои, Дед Мороз и Снегурочка приносят подарки, надеваем красивые костюмы и т.д.)

- За что вы еще любите зиму?

(Дети начинают фантазировать, рассказывая о том, что можно делать зимой, несмотря на мороз и холод, и в результате оказывается, что зима - самое интересное и веселое из всех времен года.

Предлагаю детям рассмотреть картинки:

  • «мальчик катается на лыжах»;
  • «девочка катается на коньках»;
  • «дети лепят снеговика»;
  • «дети играют в снежки»
  • «дети катаются с горки»

Примерные вопросы:

  1. Кого мы видим на картине?
  2. Что делает этот персонаж?
  3. Когда можно кататься на коньках, на лыжах, лепить снеговика, играть в снежки, кататься на горке?
  4. В чем одеты дети? Почему нельзя очень тепло одеваться, когда катаешься на коньках, на лыжах?

Предлагаю детям составить короткие рассказы по каждой из картинок.

Образец рассказа

На картине изображен мальчик. Он катается на лыжах. Лучше всего это делать зимой, когда мороз и пушистый снег. Мальчик одет в легкую куртку и вязаную шапку. Если бы он надел шубу, ему было бы очень жарко, а также неудобно двигаться.

Физкультминутка «Зимние забавы»

Лыжи надеваем мы
(Дети идут друг за другом)
И идем кататься.
(Подражая движениям лыжников)
Посмотри-ка, как на них
Можно быстро мчаться.
Санки с горки ледяной
(Разбиваются на пары)
Быстро мчатся сами.
(Один ребенок встает впереди, другой сзади.)
Впереди большой сугроб -
(Берутся за руки и бегут друг за другом.)
Бах! - застряли сани.
(Останавливаются и приседают)

Воспитатель: А сейчас мы с вами будем отгадывать загадки:

Одеяло белое не руками сделано, -
Не ткалось и не кроилось,
С неба на землю свалилось. (Снег)

Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост как синее стекло -
Скользко, весело, светло. (Лед)

Чтоб не мерзнуть, пять ребят
В печке вязаной сидят. (Пальцы в варежке)

Я прихожу с подарками,
Блещу огнями яркими,
Нарядная, забавная,
На Новый год я главная!
Пускай, как ёж, колючая,
Но для ребят всех лучше я! (Ёлка новогодняя)

Каждый вечер я иду
Рисовать круги на льду,
Только не карандашами,
А блестящими … (Коньками)

Вышли дети погулять.
Стали дети снег катать.
Угольки, морковка, ком -
Стало всё … (Снеговиком)

Пальчиковая игра "Лепим зайчика"

Мы лепили снежный ком
(Имитация движений)
Ушки сделали потом показ
(Показать ушки)
И как раз вместо глаз
(Указательными пальцами касаться)
Угольки нашлись у нас
(уголки глаз)
Зайчик вышел, как живой!
(Поджать руки к груди, кисти опущены)
Он с хвостом и головой!
(Показать хвост, потом обе руки
положить на голову)
За усы не тяни -
(Погрозить пальцем)
Из соломинки они!
Длинные, блестящие
(Развести руки от носа в стороны)
Точно настоящие!
(Покачать головой)

Воспитатель: Ребята, послушайте слова: ссснег, ссснежинка, ссснежок, ссснеговик. Какой звук слышится в этих словах? Какие еще есть слова со звуком С? (Снегурочка, сосулька, санки, снегирь, синичка.) Звук с есть в слове лес. Лес, лес…ной, лес…ок, лес…ник, старичок-лес…овичок.

Итог занятия

О каком времени года мы говорили? В какие игры можно играть зимой? На чем можно кататься зимой?

Заключительная часть

Рефлексивно-корректирующий этап

- Молодцы, ребята, вы составили очень интересный рассказ о зимних забавах детей.

- Вот как весело ребятам на прогулке зимой. Всегда найдется веселая игра или развлечение. Никакой мороз, ветер ребятам не страшен, так как от веселой игры у детей радостное настроение и хорошее, крепкое здоровье.

Технологическая карта занятия

Возрастная группа

Младшая группа, 3-4 года

Форма организации

Групповое, интегрированное занятие

Тема занятия

«Зимние забавы»

Используемые технологии и методики

Информационно-рецептивные, словесные, мотивационные, игровые.

Цель занятия

Развитие речевой деятельности в младшей группе посредствам сюжетных картинок, загадок.

Задачи

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

Закреплять представление о признаках зимы и забавах детей зимой. Учить детей отгадывать загадки о зиме, составлять рассказы.

Активизировать и обогащать словарный запас существительными (зима, мороз, снег, снежинка, снегопад, вьюга, лед, санки, коньки, лыжи, снеговик), глаголами (мерзнуть, греться, чистить, разгребать, лепить), прилагательными (холодная, снежная, морозная, липкий, веселый, радостный, улыбчивый). Развивать внимание и мышление.

Воспитывать устойчивый интерес к занятиям.

Предпосылки личностных УУД

Предпосылки регулятивных УУД:

Предпосылки коммуникативных УУД:

Предпосылки познавательных УУД.

Заинтересовывать и формировать познавательный интерес детей к занятиям.

Применение поощрительный метод работы.

Упражнять в более четком произношении звуков, развивать мышление, воображение.

Строить верный ответ за заданный вопрос в соответствии с темой занятия.