Проект «От школьной парты до производства» объединяет школьников, педагогов и родителей в уникальном сотрудничестве, направленном на поддержку интересов, способностей и целей каждого участника. Он помогаем решить сложную задачу выбора карьеры, помогает лучше ориентироваться в мире профессий, а также трендах развития профессий будущего, осознанно подойти к выбору своего профессионального пути, помогает раскрыть возможности обучающихся, формирует готовность к профессиональному самоопределению, поддерживает в построении маршрута профессионального выбора.
Участники проекта получат рекомендации по выбору пути профессионального развития по итогам тестирования и участия в мероприятиях. Этими результатами можно пользоваться, чтобы определиться с профессиональным выбором.
Актуальность проекта
Предмет проекта - раннее профессиональное самоопределение и самореализация обучающихся в условиях регионального рынка труда.
Обоснование значимости проекта (программы) для развития системы образования Новосибирской области. Проект «От школьной парты до производства» актуален для обучающихся Татарского района и Новосибирской области. Проект имеет практическое значение, помогает школьникам в определении будущей профессии. Проблема профессионального выбора остро стоит для выпускников 9-х и 11-х классов, а также обучающихся старших классов. Зачастую обучающиеся недостаточно осведомлены в вопросе выбора профессионального вектора. В подростковой молодежной среде бытует мнение, что приоритетным является высшее образование. Высшее образование расценивается как залог успешной жизни и карьерного роста. Среднее профессиональное образование получают выпускники 9-х классов, которые не планируют дальнейшего обучения в школе и не подходят осознано к выбору профессии. Зачастую следуют примеру друга, совету родителей или руководствуются мыслью «пойду учиться туда, куда возьмут». Рабочие профессии считаются непрестижными, выпускники СПО неохотно устраиваются на работу согласно своей специальности. Это всё происходит из-за того, что выпускники старших классов не в полной мере информированы. Обучающиеся имеют возможность попробовать свои способности в той или иной профессии. Хорошим помощником в этом служит всероссийский проект «Билет в будущее», «Лифт профессий», внеурочная деятельность, обучение в профильных классах, но не всем детям комфортно высказывать в коллективе своё мнение, проявлять те или иные интересы, проходить профориентационные тесты в школе. Альтернативой этому может послужить профориентационный сайт «От школьной парты до производства».
Период реализации проекта (программы) 2023-2024 учебный год.
Реализация профориентационного минимума в общеобразовательных организациях.
Цель проекта (программы). Активизация профессионального самоопределения обучающихся и формирования у них основ карьерной грамотности.
Задачи проекта:
- Популяризация рабочих профессий, востребованных на территории Татарского района.
- Развитие представления у обучающихся о современном разнообразии рабочих профессии и специальностей на территории Татарского района.
- Информирование обучающихся о содержании деятельности востребованных на рынке труда специалистов.
- Развитие мотивации обучающихся к раннему профессиональному самоопределению.
- Диагностирование склонностей обучающихся в профессиональном направлении.
- Исходные теоретические положения, на которых строится проект (программа).
Основная идея (идеи) предлагаемого проекта (программы) Выявление потребностей в профессиональном самоопределении школьников, популяризация рабочих специальностей на территории Татарского района, погружение школьников в деятельность производства с отработкой практических навыков.
Опыт успешно реализованных проектов МБОУ СОШ №3, включая инновационные образовательные проекты (опыт участия в федеральных, целевых, государственных, региональных и международных программах) Всероссийские проекты:
- «Уроки настоящего», на образовательной платформе «Сириус», 2021 г.;
- проект детских стартапов «Большое начинается с малого», инновационный центр «Сколково», 2021г.;
- проект «Школьный Акселератор SBER Z», 2022 г.
Региональные проекты:
- с 2011 года - «Школа - центр физической культуры и здорового образа жизни». С 2016 года - проект «Внедрение ЭФУ в образовательный процесс», региональный проект «Модернизация организационно-технической инфраструктуры и обновление фонда школьных библиотек», проект «Сетевая дистанционная школа Новосибирской области».
- С 2020 года успешно реализуется проект «Билет в будущее» по компетенциям: «Ресторанный сервис», «Администрирование отелей», «Эстетическая косметология», «Флористика», «Фотография», проект «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области», проект Центр образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста» проект предпринимательская школа «От идеи до стартапа», 2022 г.
Основной инструмент в реализации идеи - разработка сайта профессионального самоопределения школьников с размещением необходимой информации об особенностях и специфике профессии, выбранной обучающимися. Сайт предполагает наличие разделов: история развития предприятий г. Татарска и Татарского района, сведения о востребованных профессиях по данным ЦЗН, профориентационные тесты, видеоотчёты экскурсий на предприятия, чат бот «часто задаваемые вопросы», территория твоих возможностей в будущей профессии (перечень площадок и конкурсов, направленных на профориентацию обучающихся), погружение в профессию, региональная площадка Билет в будущее на базе МБОУ СОШ №3 Профориентационная работа школы в 2023-2024 учебном году строится с опорой единую модель профориентационной деятельности (профминимум), внедренную Министерством просвещения Российской Федерации с 1 сентября 2023 года в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Профориентационный проект «От школьной парты до производства» даст возможность обучающимся, включая детей с ОВЗ и инвалидностью, познакомиться с профессиями, востребованными на рынке труда в городе Татарске и Татарском районе, используя универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся.
Кадровое обеспечение реализации проекта (программы): в реализации проекта задействован педагогический коллектив.
Нормативное правовое обеспечение при реализации проекта (программы):
№
|
Наименование нормативного правового акта |
Краткое обоснование применения нормативного правового акта в рамках реализации профориентационного проекта в школе (программы) |
1 |
Приказ о назначении ответственного за организацию профориентационной работы в школе. |
Регламентирует работу ответственного педагога за организацию и проведение профориентационной работы. |
2 |
Приказ «О внедрении единой модели профориентации в МБОУ СОШ №3» |
Обеспечивает осуществление профориентационной работы по единой модели. |
3 |
Положение о профориентационной работе в школе |
Определяет основные этапы и направления профориентационной работы в школе в соответствии с программой воспитания ООП школы. |
4 |
Договоры о совместной деятельности с социальными партнерами; |
Определяют совместную деятельность с социальными партнерами по профориентационной работе. |
5 |
Должностные обязанности педагога, ответственного за профориентационная работу в школе. |
Регламентирует функциональные обязанности педагога по профориентационной работе с учащимися школы. |
6 |
План профориентационной работы на учебный год. |
Структурирует работу школы и определяет периоды проведения профориентационных мероприятий. |
Показатели эффективности проекта (программы)
Показателями эффективности профориентационной работы в школе при реализации проекта «От школьной парты до производства» станут:
- организационное и методическое обеспечение профориентационной работы с обучающимися (охват составит 100 % обучающихся 8-10 классов);
- участие в практико-ориентированных мероприятиях, проводимых в МБОУ СОШ №3 (охват составит 90 % обучающихся 8-10 классов);
- информированное пространство по профориентации и социализации для обучающихся и родителей (охват составит 100 % обучающихся 8-10 классов и родителей);
- повышение профессиональной компетенции педагогов, реализующих профориентационные программы (охват составит 100% педагогов, реализующих программы профориентационной работы);
- развитие взаимодействия и социального партнерства по совершенствование профессиональной ориентации обучающихся .
Возможные риски при реализации проекта (программы) и предложения организации-заявителя по способам их преодоления.
Возможными рисками при реализации профориентационного проекта «От школьной парты до производства» могут стать: риск формализма, риск ожидаемого результата и несоответствия деятельности, невысокая мотивация у обучающихся, низкий интерес у обучающихся к рабочим профессиям. Избежать риски при реализации проекта возможно, объединив традиционные формы и методы профориентационного самоопределения с современными технологиями, направленными на повышение активности обучающихся на этапе самореализации и самоутверждения в выбранной профессии. Внедрение новых профориентационных форм и методов способствует формированию активной позиции обучающегося в процессе прогнозирования и планирования своего профессионального будущего.
Средства контроля и обеспечения достоверности результатов (предполагаемые критерии результативности проекта (программы) и методики их отслеживания).
Реализация проекта «От школьной парты до производства» будет осуществляться через поэтапный анализ результатов, который позволит сравнить результаты реальные с результатами запланированными по данным рефлексивных листов, опросов и анкетирования обучающихся. Обработанные показатели позволят определить отклонения и их причины, планировать и корректировать дальнейшую реализацию проекта. Одним из критериев средств контроля станет публичная презентация результатов реализации проекта и внешняя оценка родителями (законными представителями) обучающихся.
Организации-соисполнители проекта (программы) (при наличии): предприятия Татарского муниципального района
Планируемые результаты проекта (программы).
Планируемыми результатами проекта будут являться:
- организация методического обеспечения и профориентационной работы для обучающихся 8-10 классов;
- повышение мотивации обучающихся к труду;
- оказание адресной помощи обучающимся в осознанном выборе будущей профессии;
- обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры;
- ориентированность учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;
- ориентированность выпускника в поле возможностей профессионального выбора в условиях реального и потенциального рынка труда и образования в пределах Татарского района;
- сформированность мотивационно-потребностной сферы личности, наличие развитых интересов, склонностей и способностей;
- профессиональное самоопределение выпускника школы;
- знакомство и отработка профессиональных навыков на практике.
Выводы
В результате реализации проекта «От школьной парты до производства» у обучающихся МБОУ СОШ №3 г.Татарска и школ Татарского муниципального района будет сформировано четкое представление о способах профессионального самоопределения. Благодаря профориентационному сайту школьникам получат возможность узнать о востребованных профессиях на территории Татарского района и Новосибирской области, познакомиться с рынком профессии, узнать особенности каждой из них, выявить собственные профессиональные интересы , попробовать свои возможности в той или иной профессии. Профориентационный сайт дает возможность не только обучающимся, но и родителям узнать все о профессиональном самоопределении. Данный проект разработан с учетом основных требований и ключевых аспектов профминимума, позволяющего сформировать единое профориентационное пространство, обеспечивающего готовность выпускников общеобразовательных организаций города Татарска и Татарского муниципального района к профессиональному самоопределению.