Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами»

Разделы: Работа с дошкольниками, Дополнительное образование


I. Пояснительная записка

Оригами - искусство, известное с давних времен.

Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками» - складывать.

Это искусство привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Программа рассчитана на один год обучения и предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Для успешного освоения программы численность детей в группе (кружка) должна составлять 8-10 человек. Работа проводятся один раз в неделю, с октября по май, во второй половине дня. Продолжительность 25-30 минут.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с бумагой позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Актуальность: Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал - широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.

Цель программы:

  • создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности;
  • опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.

Задачи программы:

Научить:

  • Формировать умения следовать устным инструкциям;
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
  • Обучать различным приемам работы с бумагой.
  • Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина.
  • Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
  • Создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.

Развивать:

  • Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
  • Развивать пространственное воображение.
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
  • Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Воспитывать:

  • Воспитывать интерес к искусству оригами.
  • Воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
  • учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы программы:

  • Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
  • Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.
  • Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
  • Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
  • Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми.

Методы работы по программе:

1. Наглядные:

  • рассматривание образцов, схем;
  • демонстрация иллюстраций по теме занятия;
  • наблюдение.
  • видеоматериалы.

2. Словесные:

  • чтение художественной литературы;
  • беседы;
  • объяснение и обсуждение хода работы;
  • подбор стихотворений и загадок по различным темам.

3. Практические:

  • индивидуальная работа детей;
  • совместная деятельность взрослого и детей;

Предполагаемые результаты:

  • Подбирать бумагу нужного цвета;
  • Пользоваться чертежными инструментами, ножницами;
  • Выполнять разметку листа бумаги;
  • Пользоваться схемой, технологической картой;
  • Собирать игрушки - разными способами;
  • Анализировать образец, анализировать свою работу;
  • Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку;
  • Составлять композицию из готовых поделок.

II. Календарно-тематическое планирование кружка «Волшебный мир оригами»

Дата проведения - Тема - Задачи

  • Октябрь - «История оригами»
  • Ноябрь - «Животные из Красной книги»
  • Декабрь - «Наконец пришла зима!»
  • Январь - «Лесные звери»
  • Февраль - «Герои сказки "Кто сказал мяу?»
  • Март - «Герои из сказки "Кто сказал мяу?»
  • Апрель - «Водоплавающие животные»
  • Май - «Скоро лето!»
  • Выставка детских работ

III. Содержание программы

Октябрь - «История оригами»

1. Тема: «В некотором царстве, в бумажном государстве…».

Задачи:

  • Заинтересовать детей изготовлением поделок оригами, познакомить с некоторым из них; начать знакомить с историей искусства оригами.
  • Изготовление поделки в технике оригами «Рыбка».

2. Тема: "Знакомство со свойствами бумаги"

Задачи:

  • Познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги;
  • Научить отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами.
  • Изготовление поделки в технике оригами «Гусеница».

3. Тема: «Волшебные превращения бумажного квадрата»

Задачи:

  • Заинтересовать детей изготовлением поделок в стиле оригами, продемонстрировать их, познакомить детей с условными знаками и приемами складывания.
  • Изготовление поделки «Закладка».

4. Тема: «Зонтик»

Задачи:

  • Познакомить детей с новым способом складывания бумаги, используя базовую форму "воздушный змей", учить соединять детали при помощи клея.
  • Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность.

Ноябрь - «Животные из Красной книги»

1. Тема: «Амурский тигр»

Задачи:

  • Познакомить детей с Красной книгой России.
  • Дать представление о том, почему эта книга так называется.
  • Рассказать о некоторых животных, занесенных в Красную книгу.
  • Учить изготавливать животного в технике оригами, используя базовую форму «треугольник», учить соединять детали, воспитывать аккуратность.

2. Тема: «Белый медведь»

Задачи:

  • Закрепить умение получать из квадрата треугольники.
  • Учить понимать, что детали головы, туловища и лап выполняются по отдельности, закрепить умение соединять все части поделки, склеивая одну с другой, воспитывать аккуратность.

3. Тема. «Красный волк»

Задачи:

  • Учить изготавливать волка в технике оригами, используя базовую форму «воздушный змей».
  • Развивать глазомер, воспитывать усидчивость.

4. Тема «Даурский еж»

Задачи:

  • учить изготавливать фигурку ежа, складывать прямоугольный лист "книжкой", продолжать развивать навыки мелких и точных движений правой и левой руки, воспитывать аккуратность.

Декабрь - «Наконец пришла зима!»

1. Тема: «Снежинка»

Задачи:

  • Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной детали внутрь другой.
  • Учить соединять детали при помощи клея, воспитывать умение работать в коллективе.

2. Тема: "Снегурочка»

Задачи:

  • Учить детей работать с квадратом, закреплять прием складывания; учить детей соединять детали между собой, использую клей.
  • Учить детей следовать инструкциям педагога.

3. Тема: «Дед Мороз».

Задачи:

  • Учить детей работать с квадратом, закреплять прием складывания; учить детей соединять детали между собой, используя клей.
  • Учить детей следовать инструкциям педагога.

4. Тема: «Новогодняя елка»

Задачи:

  • Создать хорошее настроение в предвкушении приближающего новогоднего праздника;
  • Продолжать учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник.
  • Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали.
  • Воспитывать аккуратность в работе с клеем.

Январь - «Лесные звери»

1. Тема: «Лиса»

Задачи:

  • Познакомить детей с новым способом складывания бумаги;
  • используя базовую форму "треугольник", закрепить умение следовать инструкциям педагога;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • воспитывать аккуратность.

2. Тема: «Белка»

Задачи:

  • Учить изготавливать белку в технике оригами, используя базовую форму "воздушный змей", воспитывать самостоятельность, аккуратность.

3. Тема: «Заяц»

Задачи:

  • Учить изготавливать зайца в технике оригами, используя базовую форму "воздушный змей", продолжать учить аккуратно пользоваться ножницами, воспитывать самостоятельность, усидчивость, ответственность.

4. Тема: «Медведь»

Задачи:

  • Учить изготавливать медведя в технике оригами, используя базовую форму "треугольник", воспитывать самостоятельность, аккуратность.

Февраль - «Герои сказки "Кто сказал мяу?»

1. Тема: «Щенок»

Задачи:

  • Повысить интерес к занятиям оригами через игру, учить делать новую поделку, складывание квадрат в разных направлениях, закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки.

2. Тема: «Петух»

Задачи:

  • Закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами.
  • Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки.
  • Воспитывать интерес к результатам своего труда.

3. Тема: «Мышонок»

Задачи:

  • Учить изготовлять поделку, используя лист прямоугольной формы.
  • Воспитывать самостоятельность, умение украшать поделку.

4. Тема: «Пес»

Задачи:

  • учить делать поделку из двух базовых форм "косынка" и "воздушный змей".
  • Учить детей соединять детали между собой, используя клей, воспитывать навыки аккуратности.

Март - «Герои сказки "Кто сказал мяу?»

1. Тема: «Пчела»

Задачи:

  • учить детей изготовлению пчелы в технике оригами, помочь каждому ребенку добиться желаемого результата, развивать глазомер, мелкую моторику.

2. Тема: «Рыба»

Задачи:

  • учить изготавливать фигуру рыбы, используя базовую форму "рыба" на основе базовой формы «воздушный змей», закрепить умение следовать инструкциям педагога, учить аккуратно пользоваться ножницами.

3. Тема: «Лягушка»

Задачи:

  • учить делать поделку лягушки, используя базовую форму «двойной треугольник», развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность

4. Тема: «Кошка»

Задачи:

  • Учить изготавливать кошку из двух квадратов, соединять детали при помощи клея, воспитывать аккуратность.

Апрель - «Водоплавающие животные»

1. Тема: «Крокодил»

Задачи:

  • Учить изготавливать фигурку крокодила, используя базовую форму "двойной квадрат";
  • Учить работать по схеме, воспитывать самостоятельность.

2. Тема: «Кит»

Задачи:

  • Учить изготавливать фигуру кита, используя базовую форму "рыба" на основе базовой формы «воздушный змей», закрепить умение следовать инструкциям педагога, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке.

3. Тема: «Краб»

Задачи:

  • Учить делать краба, используя базовую форму "двойной квадрат", закрепить знания условных обозначений.

4. Тема: «Пингвин»

Задачи:

  • Совершенствовать навыки работы с бумагой, развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Май - «Скоро лето!»

1. Тема: «Вертушка»

Задачи:

  • Учить детей изготавливать новую поделку из квадрата, упражнять в свободном выборе цвета бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу.

2. Тема: «Пилотка»

Задачи:

  • Учить изготавливать новую поделку из квадрата, используя базовую форму "книга", воспитывать аккуратность.

3. Тема: «Парусная лодка»

Задачи:

  • Учить изготавливать новые поделки в технике оригами, используя знакомые приемы складывания бумажного квадрата по диагонали; поощрять творческую инициативу детей; развивать глазомер.

4. Тема: «Выставка детских работ»

Задачи:

  • Оформление выставки детских работ за период обучения.
  • Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.

Для реализации программы разработаны:

  • Перспективно-календарный план;
  • Пооперационные карты;
  • Конспекты занятий;
  • Иллюстративный материал;
  • Картотеки физкультурных минуток, пальчиковых игр и гимнастик для глаз.

IV. Методическое обеспечение программы

Литература

  1. Богатова И.В. «Оригами для начинающих (с набором цветной бумаги). - М.: Мартин, 2009. - 144с.
  2. В.В.Выгонов «Оригами для малышей: 5+ Простые модели. ФГОС ДО - М. Издательство «Экзамен», 2016. 12с. + вкл. 20с. (Серия «Делаем сами»).
  3. Новикова М.И. «Конструирование из бумаги в детском саду» Академия развития 2009.
  4. Соколова С.В. «Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 64с., цв.вкл.
  5. Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких: Методическое пособие для воспитателей. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 64 с., ил., + цв. вкл.
  6. Клам, Аделина. Оригами. Магия японского искусства. 50 моделей для складывания. Москва: Эксмо, 2023. - 224с.