I. Пояснительная записка
Оригами - искусство, известное с давних времен.
Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками» - складывать.
Это искусство привлекло внимание многих жителей России, в том числе и педагогов, так как является не только увлекательным способом проведения досуга, но и средством решения многих педагогических задач.
Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Программа рассчитана на один год обучения и предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Для успешного освоения программы численность детей в группе (кружка) должна составлять 8-10 человек. Работа проводятся один раз в неделю, с октября по май, во второй половине дня. Продолжительность 25-30 минут.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Работа с бумагой позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Актуальность: Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал - широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создавать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении группы к праздникам, подарены на день рождения или к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.
Цель программы:
- создавать условия для формирования всесторонне интеллектуальной, эстетически развитой творческой личности;
- опираясь на интегрированный подход; содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка, через различные виды изобразительной и прикладной деятельности.
Задачи программы:
Научить:
- Формировать умения следовать устным инструкциям;
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.
- Обучать различным приемам работы с бумагой.
- Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина.
- Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- Создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
Развивать:
- Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
- Развивать пространственное воображение.
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитывать:
- Воспитывать интерес к искусству оригами.
- Воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца.
- учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы программы:
- Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
- Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному, чтобы дети усваивали знания постепенно.
- Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
- Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
- Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми.
Методы работы по программе:
1. Наглядные:
- рассматривание образцов, схем;
- демонстрация иллюстраций по теме занятия;
- наблюдение.
- видеоматериалы.
2. Словесные:
- чтение художественной литературы;
- беседы;
- объяснение и обсуждение хода работы;
- подбор стихотворений и загадок по различным темам.
3. Практические:
- индивидуальная работа детей;
- совместная деятельность взрослого и детей;
Предполагаемые результаты:
- Подбирать бумагу нужного цвета;
- Пользоваться чертежными инструментами, ножницами;
- Выполнять разметку листа бумаги;
- Пользоваться схемой, технологической картой;
- Собирать игрушки - разными способами;
- Анализировать образец, анализировать свою работу;
- Уметь красиво, выразительно эстетически грамотно оформить игрушку;
- Составлять композицию из готовых поделок.
II. Календарно-тематическое планирование кружка «Волшебный мир оригами»
Дата проведения - Тема - Задачи
- Октябрь - «История оригами»
- Ноябрь - «Животные из Красной книги»
- Декабрь - «Наконец пришла зима!»
- Январь - «Лесные звери»
- Февраль - «Герои сказки "Кто сказал мяу?»
- Март - «Герои из сказки "Кто сказал мяу?»
- Апрель - «Водоплавающие животные»
- Май - «Скоро лето!»
- Выставка детских работ
III. Содержание программы
Октябрь - «История оригами»
1. Тема: «В некотором царстве, в бумажном государстве…».
Задачи:
- Заинтересовать детей изготовлением поделок оригами, познакомить с некоторым из них; начать знакомить с историей искусства оригами.
- Изготовление поделки в технике оригами «Рыбка».
2. Тема: "Знакомство со свойствами бумаги"
Задачи:
- Познакомить детей с различными свойствами и качествами бумаги;
- Научить отбирать бумагу для изготовления фигурок в технике оригами.
- Изготовление поделки в технике оригами «Гусеница».
3. Тема: «Волшебные превращения бумажного квадрата»
Задачи:
- Заинтересовать детей изготовлением поделок в стиле оригами, продемонстрировать их, познакомить детей с условными знаками и приемами складывания.
- Изготовление поделки «Закладка».
4. Тема: «Зонтик»
Задачи:
- Познакомить детей с новым способом складывания бумаги, используя базовую форму "воздушный змей", учить соединять детали при помощи клея.
- Развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность.
Ноябрь - «Животные из Красной книги»
1. Тема: «Амурский тигр»
Задачи:
- Познакомить детей с Красной книгой России.
- Дать представление о том, почему эта книга так называется.
- Рассказать о некоторых животных, занесенных в Красную книгу.
- Учить изготавливать животного в технике оригами, используя базовую форму «треугольник», учить соединять детали, воспитывать аккуратность.
2. Тема: «Белый медведь»
Задачи:
- Закрепить умение получать из квадрата треугольники.
- Учить понимать, что детали головы, туловища и лап выполняются по отдельности, закрепить умение соединять все части поделки, склеивая одну с другой, воспитывать аккуратность.
3. Тема. «Красный волк»
Задачи:
- Учить изготавливать волка в технике оригами, используя базовую форму «воздушный змей».
- Развивать глазомер, воспитывать усидчивость.
4. Тема «Даурский еж»
Задачи:
- учить изготавливать фигурку ежа, складывать прямоугольный лист "книжкой", продолжать развивать навыки мелких и точных движений правой и левой руки, воспитывать аккуратность.
Декабрь - «Наконец пришла зима!»
1. Тема: «Снежинка»
Задачи:
- Учить детей соединять детали попарно, заправляя угол одной детали внутрь другой.
- Учить соединять детали при помощи клея, воспитывать умение работать в коллективе.
2. Тема: "Снегурочка»
Задачи:
- Учить детей работать с квадратом, закреплять прием складывания; учить детей соединять детали между собой, использую клей.
- Учить детей следовать инструкциям педагога.
3. Тема: «Дед Мороз».
Задачи:
- Учить детей работать с квадратом, закреплять прием складывания; учить детей соединять детали между собой, используя клей.
- Учить детей следовать инструкциям педагога.
4. Тема: «Новогодняя елка»
Задачи:
- Создать хорошее настроение в предвкушении приближающего новогоднего праздника;
- Продолжать учить детей складывать квадрат пополам, совмещая противоположные углы, перегибать полученный треугольник.
- Учить составлять из треугольников елочку, начиная снизу с самой большой детали.
- Воспитывать аккуратность в работе с клеем.
Январь - «Лесные звери»
1. Тема: «Лиса»
Задачи:
- Познакомить детей с новым способом складывания бумаги;
- используя базовую форму "треугольник", закрепить умение следовать инструкциям педагога;
- развивать мелкую моторику рук;
- воспитывать аккуратность.
2. Тема: «Белка»
Задачи:
- Учить изготавливать белку в технике оригами, используя базовую форму "воздушный змей", воспитывать самостоятельность, аккуратность.
3. Тема: «Заяц»
Задачи:
- Учить изготавливать зайца в технике оригами, используя базовую форму "воздушный змей", продолжать учить аккуратно пользоваться ножницами, воспитывать самостоятельность, усидчивость, ответственность.
4. Тема: «Медведь»
Задачи:
- Учить изготавливать медведя в технике оригами, используя базовую форму "треугольник", воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Февраль - «Герои сказки "Кто сказал мяу?»
1. Тема: «Щенок»
Задачи:
- Повысить интерес к занятиям оригами через игру, учить делать новую поделку, складывание квадрат в разных направлениях, закрепить навыки декоративного украшения готовой фигурки.
2. Тема: «Петух»
Задачи:
- Закрепить усвоенные на занятиях приемы и формы оригами.
- Улучшить навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки.
- Воспитывать интерес к результатам своего труда.
3. Тема: «Мышонок»
Задачи:
- Учить изготовлять поделку, используя лист прямоугольной формы.
- Воспитывать самостоятельность, умение украшать поделку.
4. Тема: «Пес»
Задачи:
- учить делать поделку из двух базовых форм "косынка" и "воздушный змей".
- Учить детей соединять детали между собой, используя клей, воспитывать навыки аккуратности.
Март - «Герои сказки "Кто сказал мяу?»
1. Тема: «Пчела»
Задачи:
- учить детей изготовлению пчелы в технике оригами, помочь каждому ребенку добиться желаемого результата, развивать глазомер, мелкую моторику.
2. Тема: «Рыба»
Задачи:
- учить изготавливать фигуру рыбы, используя базовую форму "рыба" на основе базовой формы «воздушный змей», закрепить умение следовать инструкциям педагога, учить аккуратно пользоваться ножницами.
3. Тема: «Лягушка»
Задачи:
- учить делать поделку лягушки, используя базовую форму «двойной треугольник», развивать мелкую моторику рук, воспитывать аккуратность
4. Тема: «Кошка»
Задачи:
- Учить изготавливать кошку из двух квадратов, соединять детали при помощи клея, воспитывать аккуратность.
Апрель - «Водоплавающие животные»
1. Тема: «Крокодил»
Задачи:
- Учить изготавливать фигурку крокодила, используя базовую форму "двойной квадрат";
- Учить работать по схеме, воспитывать самостоятельность.
2. Тема: «Кит»
Задачи:
- Учить изготавливать фигуру кита, используя базовую форму "рыба" на основе базовой формы «воздушный змей», закрепить умение следовать инструкциям педагога, учить пользоваться обозначениями линии разреза на заготовке.
3. Тема: «Краб»
Задачи:
- Учить делать краба, используя базовую форму "двойной квадрат", закрепить знания условных обозначений.
4. Тема: «Пингвин»
Задачи:
- Совершенствовать навыки работы с бумагой, развивать глазомер, мелкую моторику рук.
Май - «Скоро лето!»
1. Тема: «Вертушка»
Задачи:
- Учить детей изготавливать новую поделку из квадрата, упражнять в свободном выборе цвета бумаги, поощрять самостоятельность, творческую инициативу.
2. Тема: «Пилотка»
Задачи:
- Учить изготавливать новую поделку из квадрата, используя базовую форму "книга", воспитывать аккуратность.
3. Тема: «Парусная лодка»
Задачи:
- Учить изготавливать новые поделки в технике оригами, используя знакомые приемы складывания бумажного квадрата по диагонали; поощрять творческую инициативу детей; развивать глазомер.
4. Тема: «Выставка детских работ»
Задачи:
- Оформление выставки детских работ за период обучения.
- Развитие навыков общения и умения согласовывать свои интересы с интересами других детей.
Для реализации программы разработаны:
- Перспективно-календарный план;
- Пооперационные карты;
- Конспекты занятий;
- Иллюстративный материал;
- Картотеки физкультурных минуток, пальчиковых игр и гимнастик для глаз.
IV. Методическое обеспечение программы
Литература
- Богатова И.В. «Оригами для начинающих (с набором цветной бумаги). - М.: Мартин, 2009. - 144с.
- В.В.Выгонов «Оригами для малышей: 5+ Простые модели. ФГОС ДО - М. Издательство «Экзамен», 2016. 12с. + вкл. 20с. (Серия «Делаем сами»).
- Новикова М.И. «Конструирование из бумаги в детском саду» Академия развития 2009.
- Соколова С.В. «Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. - 64с., цв.вкл.
- Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких: Методическое пособие для воспитателей. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. - 64 с., ил., + цв. вкл.
- Клам, Аделина. Оригами. Магия японского искусства. 50 моделей для складывания. Москва: Эксмо, 2023. - 224с.