Цель: развитие познавательной активности детей в процессе организации конструктивно-модельной и творческой деятельности.
Задачи:
- Образовательные: учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание, составлять целое из частей.
- Развивающие: развивать интерес к конструктивно-модельной и экспериментальной деятельности, образное мышление, зрительную память, тактильное восприятие, творческие способности.
- Воспитательные: воспитывать готовность помогать и способность к сотрудничеству, умение оценить результат своей деятельности.
Оборудование и материалы: карточки с разными вариациями построения домика, большая чаша с водой, натуральный камень среднего размера, детали конструктора (деревянные и пластмассовые), напольный пазл с геометрическими деталями.
Предварительная работа: обогащение предметно-развивающей среды по конструктивно-модельной деятельности, самостоятельное конструирование по замыслу из конструктора Lego, с/р игра «Строители», знакомство с конструированием по схемам.
Ход работы
Мотивационно-ориентировочный этап
Воспитатель: Ребята, сегодня я получила очень важное сообщение. Воспитатель открывает конверт с письмом. Письмо от жителей Lego-города, в нем говориться, что жители города попали в беду. Домики жителей сломаны и утонули после сильной бури, и жители города просят ребят помочь им построить новые домики.
Воспитатель: Как вы считаете, ребята, сможем мы помочь Lego-человечкам, оказавшимся в беде?
Дети: Да!
Поисковый этап
Воспитатель: «А как же мы можем помочь им, ребята?»
Дети: «Мы можем построить им новый дом.»
Воспитатель: Отличное решение.
Практический этап
Воспитатель: «Дети, мы с вами знаем, что Lego-человечки живут на острове. Но с начала нам нужно определится, из каких материалов мы будем строить дом. Как вы думаете, из чего строят дома?»
Ответы детей (камня, дерева и т.д)
Воспитатель: Нам нужен такой материал, который не утонет в воде. А как можно узнать какой материал нам подойдет в строительстве домов? Предлагаю провести эксперимент.
Эксперимент «Тонет-плавает» с камнем и деревянным кубиком и деталями из пластмассы, на определение плавучести материала. В ёмкость с водой опускают деревянный и пластмассовый кубики и камень, камень утонул, а кубики остались плавать на воде. Все вместе делают вывод: камень тонет, а дерево и пластмасса нет.
Воспитатель: Молодцы! Теперь мы знаем, что будем строить дом из деревянных и пластмассовых кубиков. Но какие кубики нам нужны по форме. Предлагаю вам, собрать большой пазл, и мы с вами узнаем из каких деталей мы можем построить дома для жителей острова. Приступим?
Дети: да!
Воспитатель: Вызвать 4 детей. Дидактическая игра «Напольный пазл». Из геометрических фигур выбрать те, с помощью которых дети могут построить дом и назвать их.
Воспитатель: Теперь мы знаем какие кубики по форме нам в этом помогут! Что у нас получилось?
Дети: Квадрат, прямоугольник и треугольник. (и т.д.)
Воспитатель: Правильно, вы справились с заданием! Вижу, вы немного устали, давайте отдохнём и разомнёмся.
Физкультминутка «Строитель»
Я хочу построить дом
Чтоб окошко было в нем
Чтоб у дома дверь была
Рядом чтоб сосна росла
Чтоб вокруг забор стоял
Пес ворота охранял
Чтоб на травке жил жучек
Бегал быстрый паучёк
Я хочу построить дом
Чтоб окошко было в нем
Чтоб у дома дверь была
Рядом чтоб сосна росла
Солнце было, дождик шел
Чтоб тюльпан в саду расцвел
Чтоб флажок на доме был
А за домом ёжик жил.
Воспитатель: Давайте продолжим. У нас есть материал, из него можно построить много домов. Давайте придумаем какие варианты домиков мы можем построить из деталей. Нам поможет геометрическая мозаика. Предлагаю вам сложить домики из этих деталей.
Воспитатель: Приступим. Дети складывают детали, на мольберте.
Воспитатель: Отличная работа! Ребята, у нас с вами получилось несколько вариантов домиков. Теперь нам нужно сесть в самолет и полететь на остров и помочь человечкам построить домики.
Дети: садятся на самолет (имитируют движения самолёта). Дети прилетели на остров.
Воспитатель: А теперь приступим к строительству домиков из нашего конструктора.
Дети делятся на 3 команды.
- 1 команда строит дома из деревянного конструктора.
- 2 команда стоит дома из крупных деталей Lego.
- 3 команда строит дома из мелких деталей Lego.
Воспитатель: Очень хорошие домики у нас получились, теперь человечки могут заселяться. Молодцы, ребята, вы помогли человечкам, а теперь нам пора возвращаться в детский сад обратно.
Воспитатель: Тогда в путь! Дети садятся на самолет и летят в сад.
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Вот и закончилось наше веселое путешествие.
Я хочу поблагодарить вас, мне очень понравилось, как вы сегодня работали. Вы были дружные, находчивые. Прекрасно справились с постройкой. Спросить у детей, что понравилось на занятии какие эмоции это вызвало.
Список используемой литературы
- Волосовец Т.В. STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т.В.Волосовец и др. - 2-е изд., стереотип. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. - 112 с.: ил.
- Баряева Л.Б. Развиваем конструкторские умения. // Игра и дети. - 2007.-№5.
- Литвинова О.Э. Конструирование в подготовительной к школе группе. Конспекты совместной деятельности с детьми 6-7 лет: учебно-методическое пособие. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017. - 96 с. + цв. Ил.
Использованные дополнительные материалы.
- Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду», - СПб.: КАРО, 2008. - 64 с.: ил. - (Серия "Мастер-класс логопеда").