Место проведения: информационно-библиотечный центр.
Аудитория: 4 класс (внеурочное мероприятие).
Анализ проблемы: ученики не владеют приемами смыслового чтения, что существенно затрудняет понимание текстов + отсутствие систематических знаний по теме Великой Отечественной войны.
Цель: развитие навыков смыслового чтения обучающихся на примере текстов о Великой Отечественной войне.
Задачи:
- Обучающая. Познакомить детей с произведением И.В.Новокрещенова «За пять минут до войны» посредством реализации различных стратегий. Сформировать осознанное восприятие текста с погружением в атмосферу исторического повествования.
- Развивающая. Развивать речь обучающихся, образное и творческое мышление через включение их в беседу о прочитанном, составление «Синквейна» и работу над таблицей «Следуй за персонажем».
- Воспитательная. Воспитывать любовь к родной истории, бережное отношение к памяти и событиям Великой Отечественной войны, уважение к подвигу поколения, которое ценой своей жизни принесло нашей Родине Победу над немецко-фашистскими захватчиками.
Планируемые результаты:
- Предметные результаты. Обучающиеся в процессе чтения будут понимать содержание воспроизводимого текста, следовательно, будут соблюдать необходимый темп чтения, интонацию.
- Личностные. На эмоциональном уровне обучающиеся прочувствуют важный момент в истории родного Отечества и свою сопричастность к нему, осознают ответственность сохранения исторической правды о Великой Отечественной войне.
- Метапредметные результаты.
- Коммуникативные. Активное участие в диалоге сформирует умение корректного аргументированного общения в группе сверстников.
- Познавательные. В процессе работы с текстом обучающиеся приобретут навык поиска главной информации в нем в рамках заданного к анализу аспекта, научатся сопоставлять ее с информацией из других источников.
- Регулятивные. В соответствии с целью чтения научатся составлять план работы по решению учебной задачи в минигруппе, произвольно регулировать учебную деятельность в рамках заданной педагогом стратегии.
Оборудование:
- экран, проектор (мультимедийная доска), колонки;
- книжно-иллюстративная выставка о Великой Отечественной войне;
- предметы для инсталляции: фляжка, ремень, пилотка, погоны, офицерский планшет, плащ-накидка, автомат и т.д.
Дополнительный материал (используется в ходе мероприятия):
- аудиозапись «Речь Левитана об объявлении войны»;
- аудиозапись песни «Священная война»;
- кадры военной кинохроники;
- плакат «Родина - мать зовет!», худ. И.Тоидзе;
- аудиозапись песни «До свидания, мальчики»
- документальное фото «Проводы на войну восемнадцатилетних»
Мероприятие «В книжной памяти мгновения войны» является одним из 10 занятий проекта по развитию навыков смыслового чтения «Академия читательского мастерства». На данном занятии были применены следующие стратегии:
- «Глоссарий»
- «Рассечение вопроса»
- «Следуйте за персонажем»
- «Вопросы после текста»
- «Синквейн»
Ход мероприятия
Работа на местах
Стратегия «Рассечение вопроса». Библиотекарь предлагает догадаться о возможном содержании текста на основе его заглавия: «За пять минут до войны». (Как вы думаете, о чем будет рассказ? Кто может быть его главным героем? Какое событие в рассказе может быть описано?)
В ходе ответов детей появляются слова, значение которых не всем понятно. (Советский Союз, пограничники, фашизм, нацизм, репродуктор и т.д.). Слова записываются на доску, идет объяснение лексического значения слов («Глоссарий»)
Детям предлагается прочитать текст «За пять минут до войны», соотнести свои ответы с текстом.
Библиотекарь предлагает заполнить таблицу (Стратегия «Следуйте за персонажем») (работа в группах):
Герой |
Планы героя |
Кем стал на войне |
Как сложилась судьба героя |
Вася |
|
|
|
Наташа |
|
|
|
Саша |
|
|
|
Серёжа |
|
|
|
Новокрещенов И.В. «За пять минут до войны»
До выпускного вечера оставалось всего три дня, сегодня был последний экзамен. Старшеклассники делились своими планами, рассказывали о том, чем решили заниматься после окончания школы. Вася, например, собирался стать инженером. Наташа мечтала поступить в медицинский институт. Саша собирался идти в техникум учиться на повара. Он всегда любил приговаривать, что мужчины готовят гораздо лучше женщин, и на выпускной обещал испечь огромный торт. Серёжка с детства мечтал стать командиром Красной армии и собирался идти в военное училище.
- Войны сейчас точно не будет, - рассуждал Серёжка, - ведь единственная страна, которая могла бы напасть на нас, Германия, подписала с нами договор о ненападении, так что я успею выучиться на командира!
- А я - на повара! - воскликнул Саша.
- А я - на врача! - улыбнулась Наташка.
- А я стану первоклассным инженером! - сказал Вася, и вся компания дружно засмеялась.
Все экзамены ребята сдали успешно, и вот наступил долгожданный день, радостный и немножко грустный, - день расставания со школой и вступления во взрослую жизнь. Наша дружная компания веселилась со своими одноклассниками: они шутили, вспоминали интересные истории из школьной жизни, смеялись, танцевали.
А утром пришло страшное известие: фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз. Все они ушли на войну. Серёжка закончил краткие командирские курсы и стал младшим лейтенантом пехоты, Наташка ушла на фронт медсестрой, а Вася - танкистом. Саша закончил лётные курсы и стал командиром истребителя.
Серёжка в 1941 году попал в окружение и был взят в плен, однако ему удалось бежать, и он снова вернулся в строй. Осколком снаряда ему оторвало руку. Он был отправлен за Урал и стал председателем колхоза.
Наташка была убита пулемётной очередью в спину, когда пыталась вынести раненого солдата с поля боя...
Вася сгорел в танке под Курском...
А Саша, подбив три вражеских самолёта, в первом же бою сам был подбит. Свой горящий истребитель он направил на вражеские танки, а выпрыгнуть из кабины не успел...
***
«Вопросы после текста»
- Почему нападение Германии на Советский Союз называли вероломным, внезапным?
- Хотели ли русские войны?
Библиотекарь предлагает пересказать текст, опираясь на таблицу, используя ключевые слова.
Библиотекарь предлагает показать свое отношение к войне, составив «Синквейн»:
- тема (слово, понятие): война
- два прилагательных, показывающих отношение к теме. Например, разрушительная, оборонительная
- три глагола:
- предложение в 4 слова:
- эмоциональное отношение к теме:
Библиотекарь задает домашнее задание «Война в истории моей семьи».
Рефлексия (с помощью Qr-кодов, программа plikers)