Пояснительная записка
Особенности функций физической культуры в содержании общего образования отражены в многоаспектности образовательно-инструктивных (вооружение учащихся систематизированными знаниями по использованию физической культуры в целях физического самосовершенствования, формирования у учащихся двигательных навыков и умений по основным жизненно важным движениям, а также умения использовать знания и навыки в процессе самостоятельных занятий физической культурой и спортом); оздоровительно-рекреационных (содействие достижению гармоничности в физическом развитии школьников, подготовка организма учащихся к возрастающим интеллектуальным и физическим нагрузкам, воспитание правильной осанки, повышение устойчивости организма занимающихся к неблагоприятным воздействиям внешней среды); воспитательно-развивающих (оптимизация развития двигательных качеств учащихся, воспитание морально-волевых качеств, социальной активности учащихся, формирование потребности систематически и целенаправленно заниматься физической культурой и спортом) задачах предмета.
Учебный процесс по физической культуре связан с комплексным воздействием на морфофункциональную сферу, состояние здоровье и психику учащихся. Своеобразие содержания и средств обучения, характер дидактического взаимодействия педагога и учащихся специфичны.
Создание условий для формирования человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, является одной из актуальных проблем. Физическая культура представляет собой общественное явление, тесно связанное с экономикой, культурой, общественно-политическим строем, состоянием здравоохранения, воспитанием людей. Занятия физическими упражнениями имеют огромное воспитательное значение - способствуют укреплению дисциплины, повышению чувства ответственности, развитию настойчивости в достижении поставленной цели. Это в одинаковой степени касается всех занимающихся, независимо от их возраста, социального положения.
В системе физического воспитания атлетическая гимнастика и атлетические единоборства занимают особое место и являются прекрасным средством укрепления здоровья, физического развития, закаливания организма, формирования жизненно необходимых двигательных умений и навыков. С их помощью наиболее успешно развиваются основные двигательные качества, умения владеть своим телом, управлять его движениями. Развиваются также психические свойства человека (воля, смелость, решительность, настойчивость). Большое разнообразие борцовских упражнений и научно разработанных методов и методических приёмов, огромное количество различных упражнений и методик в арсенале атлетической гимнастики, их воздействие на человека, позволяют успешно решать задачи гармонического физического развития людей молодого возраста, любого пола и физической подготовленности. Регулярные занятия наиболее успешно решают задачи начального физического воспитания, закладывают прочные основы для развития физических качеств и способностей, формируют красивую правильную осанку и телосложение, способствуют ритмичной, слаженной деятельности органов сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем человеческого организма.
Особая ценность данных видов спорта, (а особенно в комплексном изучении), заключена в их образовательных возможностях. Овладение анализом и синтезом движений тела человека, постепенное усложнение изучаемых двигательных действий, возможность использования бесконечных вариаций борцовских упражнений позволяют ребятам наглядно расширять представление о двигательных возможностях организма, познавать их общие закономерности и, таким образом, практически осуществлять связь между умственным образованием и физическим воспитанием.
На основе «Комплексной Программы по физическому воспитанию» я провожу уроки по атлетической гимнастике и атлетическим единоборствам с юношами 10-11 классов. Основное время для изучения этого раздела я отвожу на вторую четверть (14 уроков). Однако приёмы самостраховки мы начинаем изучать в 8-9 классах на уроках гимнастики. Это даёт возможность в 10-х классах сразу приступить к изучению технических элементов единоборств, а также к более качественному изучению элементов страховки. Считаю, что атлетические единоборства и атлетическая гимнастика в сочетании с другими видами спорта, представленными в школьной программе, являются лучшим средством физического воспитания подрастающего поколения и игнорировать их нельзя.
На своих уроках, наряду с изучением других видов спорта и пропагандой здорового образа жизни, я стараюсь всячески пропагандировать атлетические единоборства, привить детям любовь к этому прекрасному виду спорта. Начиная с конца первой, всю вторую и начало третьей четверти я отвожу место на уроках изучению техники и тактики спортивной борьбы, приёмов самостраховки в падении, изучению специальных борцовских упражнений. Особый акцент на изучении спортивной борьбы я делаю в старших классах. Считаю, что только силовые виды спорта могут дать юношам полноценную физическую подготовку, дать уверенность в себе, своих силах, подготовить их к предстоящей трудной взрослой жизни, службе в армии. А главное - занятия спортивной борьбой полностью отбивают тягу к наркотикам, курению и алкоголю. Атлетические единоборства вызывают у ребят дух соперничества, стремление стать более сильным, ловким, выносливым, заставляет пристальнее следить за своим здоровьем. Спортивная борьба на уроках физкультуры даёт хороший отдых от тяжёлого умственного труда в течение учебного дня (не секрет, что дети в школах очень часто перегружены умственной работой, во время учебного дня они практически обездвижены, им некуда выплеснуть всю накопившуюся энергию). Я считаю, что ребёнок, придя на урок физкультуры, должен не только маршировать, сдавать нормативы или играть в какие-нибудь игры, но и получать хорошую физическую нагрузку, соответствующую его индивидуальному развитию. Только так можно вырастить здорового во всех отношениях человека, что является для меня главнейшей задачей. Именно поэтому в своей школе я ввёл на уроках физкультуры изучение атлетических единоборств и атлетической гимнастики, которые из школьной программы никто не убирал, но которые многие игнорируют.
Глава I. Возрастные особенности школьников старшего звена
Проведение уроков физкультуры в старших классах во многом отличается от проведения их в среднем звене. Уровень физического и психического развития старшеклассников значительно выше, чем учащихся среднего школьного возраста. В этом возрасте завершается развитие центральной нервной системы, в частности, намного улучшается аналитическая деятельность коры головного мозга, восприятие становится осмысленным. Повышается способность к пониманию структуры двигательных действий и точному воспроизведению движений. Учащиеся старших классов способны выполнить по заданиям учителя различные физические упражнения на основе только словесных указаний. Юноши и девушки могут определять, из каких фаз и элементов состоят сложные движения, достаточно подробно указывать ошибки, допущенные при выполнении движений, как собственные, так и товарищей. Эти способности самостоятельного анализа двигательных действий нужно всемерно развивать у старшеклассников. Обучение двигательным действиям можно строить, опираясь на знания, приобретённые учащимися на уроках физики, биологии и химии. Благодаря более развитой способности сосредоточиться, противостоять умственному и физическому утомлению, учащиеся могут выполнять достаточно длительную учебную работу - выслушивать объяснения, самостоятельно выполнять задания. Значительное место в занятиях со старшеклассниками следует уделять упражнениям, направленным на совершенствование двигательного анализатора, в частности, упражнениям для развития точности пространственной и временной ориентировки, оценки силовых параметров движений, а также упражнениям на координацию. Некоторое преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, ещё наблюдаемое в старшем школьном возрасте у некоторых учащихся, порождает неловкость, скованность движений, особенно при выполнении упражнений в полную силу. При систематическом применении упражнений на точность, координацию, расслабление мышц, это явление прекращается или в значительной мере ослабляется. Старшеклассники обладают высоко развитым чувством равновесия, сохраняют заданный темп и ритм движений. Однако у некоторых наблюдается недостаточное развитие этих способностей. Учителю надо быть чутким во всех случаях проявления неловкости, не подчёркивать замеченные недостатки, т.к. старшеклассники, боясь показаться смешными и неуклюжими, могут избегать выполнения сложных упражнений.
В старшем школьном возрасте имеются благоприятные условия для развития силовых качеств. Мышцы у ребят эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию, сократительная способность и способность их к расслаблению велики. Наблюдается быстрый прирост мышечной массы. Опорно-двигательный аппарат способен выдерживать значительные статистические и динамические нагрузки. В 16 лет юноши могут поднимать и переносить грузы, равные весу собственного тела. Благодаря этому на занятиях с ними допустимы в значительном объёме упражнения с отягощениями, с сопротивлением партнёра, с преодолением собственного веса. Наиболее полезны упражнения с отягощением, выполняемые с ускорением. Они дают наибольший прирост скоростно-силовых качеств. При этом мышцы в поперечнике увеличиваются немного. Но нужны и упражнения для увеличения мышечной массы, выполняемые с умеренной скоростью, в равномерном темпе, особенно для учащихся астенического телосложения.
Силовые упражнения обязательно надо чередовать с разнообразными упражнениями для расслабления мышц. С помощью последовательных сочетаний напряжений и расслаблений вырабатывается способность выполнять движения свободно и экономно. Важное значение имеет совершенствование гибкости тела. Максимальная гибкость достигается, как правило, к 14-15 годам, и в дальнейшем её надо постоянно поддерживать, т.к. в противном случае она значительно уменьшится.
Темпы роста выносливости к длительной силовой работе в старшем школьном возрасте ниже, чем в среднем. Чтобы развивать выносливость к статическим напряжениям, следует использовать упражнения в виде длительного удержания определённых поз, например: смешанные и простые висы и упоры, стояние в положении «ласточка», удержание груза. Для развития выносливости в работе динамического характера полезны многократные сгибания и разгибания рук в положениях смешанных и простых висов и упоров, скоростные подвороты и набрасывания партнёра, приседания без груза и с грузом, поднимания груза разными способами.
Приросты показателей быстроты движений в старшем школьном возрасте также менее выражены, чем в среднем школьном возрасте, и требуется значительный объём соответствующих упражнений, чтобы указанное качество продолжало развиваться. Надо иметь в виду, что труднее всего развивать быстроту простых двигательных реакций - ответных действий на какой-либо сигнал. Быстрота реакции в очень большой степени зависит от типа нервной системы ученика и является наследуемым качеством, но её можно развивать во всех возрастах с помощью соответствующих упражнений (различные спортивные игры). Частота движений при циклических действиях (бег, ходьба на лыжах) в значительной мере зависит не только от свойств нервной системы, но и от состояния мышц, производящих эти движения. Поскольку сократительная способность мышц у старшеклассников продолжает улучшаться, частота движений, а вместе с ней и скорость выполнения большинства видов движений, может быть повышена с помощью специальных скоростных упражнений.
В этот период возникают благоприятные условия для развития выносливости школьников к динамической работе. Продолжается рост сердца, увеличивается сократительная способность сердечной мышцы, в результате чего значительно возрастает ударный и минутный объём крови при одновременном уменьшении частоты сердцебиений; улучшается нервная и гуморальная регуляция сердечно-сосудистой системы, что сказывается в более адекватной реакции сердца на физические нагрузки. Сердце становится выносливее к длительным напряжениям. Система дыхания также совершенствуется: увеличивается периметр грудной клетки, её экскурсия, объём лёгких; сильнее становятся дыхательные мышцы; улучшается регуляция дыхания; повышается утилизация кислорода организмом. Упражнения для повышения общей и скоростной выносливости служат основой для повышения физической работоспособности школьников, а косвенно также и умственной (поскольку способствуют улучшению кровоснабжения не только мышц, но и мозга), развивают волевые качества. Недостаток и нерегулярное применение упражнений на выносливость приводят к ухудшению работы сердца, и любая интенсивная работа может привести к его перегрузке и болезни.
При проведении уроков физкультуры следует помнить, что процессы роста и развития учащихся всё ещё не закончены. Не смотря на высокий уровень развития высшей нервной деятельности, в этом возрасте наблюдается некоторое преобладание возбуждения над торможением. В связи с этим возможны нарушения двигательной координации, затруднения в усвоении и упрочении навыков. Большая эмоциональность учащихся в сочетании с критическим восприятием указаний учителя и высказываний товарищей приводит к горячности, склонности к спорам. Учитель должен спокойно, аргументировано разрешить возникающие вопросы, противоречия. У старшеклассников часто меняется настроение. Например, иногда они очень активно занимаются, а иногда проявляют пассивность. Учитель должен чутко улавливать, умело выяснять настроение класса и соответствующим образом вести урок. К учащимся следует применять преимущественно меры убеждения, а не принуждения. Важно разъяснить им, как воспитывать у себя твёрдый характер, волю, выдержку, настойчивость, самообладание.
Развитие костно-мышечного и связочного аппарата у старшеклассников ещё продолжается. Полное срастание костных эпифизарных дисков с телом позвоночника продолжается от 15 до 24 лет. Срастание ядер окостенения рук продолжается с 16 до 25 лет, срастание трёх тазовых костей происходит в 14-20 лет, к 15-21 годам у юношей происходит окостенение фаланг пальцев ног, годом - двумя позже - фаланг пальцев рук, а затем плюсны и предплюсны.
Поскольку не закончено окостенение позвоночника, следует избегать чрезмерных нагрузок на него, например, при поднятии тяжестей. При проведении с юношами занятий по атлетическим единоборствам нужно проявлять особую осторожность, т.к. в результате бросков на ковёр, неудачных падений могут быть трещины и переломы костей, вывихи суставов. Развитие нервной регуляции работы сердца у старшеклассников также ещё окончательно не завершено, поэтому надо избегать больших нагрузок, которые могут привести к расстройству его работы.
При слишком интенсивных нагрузках быстро снижается содержание кислорода в крови. Возникающая кислородная недостаточность может явиться даже причиной полуобморочного состояния. Учащиеся склонны к переоценке своих сил и в начале выполнения упражнения часто берут слишком высокий темп. Это также неблагоприятно влияет на организм. Учитель должен объяснить школьникам вредность перенапряжения сил. Никогда не надо заставлять учащихся тренироваться с максимальной соревновательной интенсивностью, нагрузка, как правило, должна быть не выше 85-90% средне соревновательной.
При проведении уроков физической культуры необходимо учитывать различный уровень физической подготовленности учащихся. Общая физическая подготовка школьников слагается из показателей здоровья, физического развития, двигательных навыков и качеств.
По характеру физического развития среди школьников выделяются два типа: равномерно растущие или с преобладанием какого-либо одного - двух размеров тела - длины, массы, окружности груди. По скорости прироста размеров тела различают: замедленно, средне и интенсивно растущих. Рослые, гармонически развитые учащиеся имеют преимущества при выполнении физических упражнений перед столь же гармонически развитыми, но менее высокими. Однако, акселерированные юноши негармонического развития (вытянувшиеся, но узкие в груди, со слабо развитой мускулатурой) показывают худшие результаты при выполнении большинства физических упражнений, чем их сверстники среднего уровня физического развития. При проведении занятий по атлетическим единоборствам необходимо принимать во внимание не только характер физического развития, но и тип телосложения школьников, поэтому рабочие пары нужно составлять из ребят, наиболее подходящих друг другу по росту и весу.
При проведении занятий нагрузка должна распределяться дозировано. При проведении упражнений по отделениям я указываю нагрузки для слабо, средне и хорошо подготовленных ребят. Перед этим каждому ученику я предлагаю выполнить то или иное упражнение с соревновательной интенсивностью, чтобы определить максимальный результат. Затем, исходя из этого результата, определяю величину тренировочной нагрузки (обычно 50-90% от максимальной).
Все перечисленные возрастные особенности старшеклассников я учитываю при проведении уроков, а также при проведении различных школьных и городских соревнований.
Глава II. Методика обучения приёмам и их тренировка
В методике обучения единоборствам так же, как и в тренировке, прочно утвердились дидактические принципы: сознательность, активность, доступность, наглядность, систематичность и прочность. Обучение и тренировка - две стороны единого учебного процесса. Под обучением понимают передачу знаний, выработку умений и привитие навыков. Тренировка представляет собой процесс совершенствования в технике, тактике, физических и морально-волевых качествах, направленных на достижение лучших результатов.
В каждом занятии есть элементы обучения и тренировки, но на разных этапах подготовки их удельный вес различен. На первых уроках главным является обучение. Постепенно удельный вес тренировки растёт. Успех в обучении и тренировке зависит от хорошей организации и правильного построения учебного процесса. Обучение следует начинать с лёгких упражнений и постепенно переходить к более трудным. Урок должен быть посвящён одной главной задаче, и на её решение необходимо мобилизовать все средства.
При изучении приёма я стараюсь выбрать выгодную для показа стойку, верное направление броска и удобное положение по отношению к ребятам. Одновременно с показом приёма стараюсь объяснить классу, на чём они должны сосредоточить внимание. Вначале я стараюсь обратить внимание ребят на основные элементы, а затем постепенно, по мере надобности, вношу уточнения. Привожу примерную схему изучения приёмов борьбы:
- Назвать приём.
- Обосновать приём, рассказать о его значении в арсенале техники борьбы.
- Показать приём - наглядно, чётко, образцово, доходчиво.
- Показать приём в замедленном темпе.
- Рассказать о наиболее благоприятных условиях для проведения приёма.
- Указать на наиболее часто встречающиеся ошибки при выполнении приёма.
- Разбить занимающихся на пары и приступить к изучению приёма, при этом нужно указать ребятам, в каком направлении они должны выполнять броски во избежание травм.
- Предложить выполнить приём без сопротивления и на месте.
- Предложить выполнить приём в движении.
Если приём сложный, то после объяснения приёма в целом, я делю и разучиваю его с ребятами по частям, постепенно объединяя эти части. Первоначальное разучивание приёма нужно проводить в самой удобной стойке борца и его партнёра и с наиболее удобным захватом. Когда задание дано, и пары начинают разучивать приём или его часть, я обхожу класс и проверяю правильность выполнения приёма, делая соответствующие указания каждому ученику. Особое внимание я обращаю на то, чтобы при разучивании приёмов ребята стояли в заданной стойке, соблюдая заданный захват, совершенно не сопротивляясь друг другу и не падали раньше проведения броска. Разучивая приём, каждый из ребят выполняет следующее упражнение: два подворота - третий бросок по три раза. Такая смена может происходить несколько раз в течение времени, отведённого на изучение приёма. Надо приучать ребят к тому, чтобы до выполнения приёма они хорошо представили его, а после каждого выполнения анализировали свои движения, т.е. сознательно, а не механически разучивали и осваивали приём.
При изучении классических приёмов в стойке (бросок через бедро, бросок через спину, все виды подхватов, передняя и боковая подножки), очень хороший эффект дают упражнения с резиновым жгутом, который продет сквозь «шведскую стенку». Концы жгута ученик держит в руках, и, слегка натянув жгут, выполняет имитацию подворотов на бросок. При неправильном подвороте жгут будет отбрасывать ученика назад. Когда приём более-менее закреплён, ребята выполняют бросок с заданием (например: небольшое сопротивление партнёра). Также хороший эффект дают скоростные набрасывания, т.е. за определённый промежуток времени (обычно 1 минута) нужно выполнить наибольшее количество бросков.
В процессе изучения приёмов (как в стойке, так и в партере) необходимо разучивать с ребятами правила соревнований. Ознакомив ребят с небольшим набором приёмов, необходимо дать им провести несколько учебных схваток с разными соперниками, а также провести схватки с определённым заданием, например: один только атакует, другой - обороняется; один проводит бросок через бедро, другой - переднюю подножку. Хороший закрепляющий эффект даёт соревнование между двумя и более командами на самое быстрое выполнение серии приёмов «борцовская эстафета». Эстафета продолжается до тех пор, пока не будут выполнены все приёмы, включенные в комплекс, всеми участниками команд. В эстафете учитывается время, затраченное на проведение приёмов. В «борцовской эстафете» каждый из участников должен выполнить весь комплекс (3-4 приёма) последовательно. Закрепление приёмов должно идти по двум направлениям: на несопротивляющемся партнёре и в учебных схватках. Для того, чтобы добиться устойчивого навыка, следует совершенствовать в выполнении приёма в меняющихся условиях: другая стойка, разные противники и т.п. Все приёмы нужно тренировать в обе стороны (в правую и левую). Это гармонически развивает ребят, уменьшает возможность перетренировки тех или иных мышц и увеличивает возможность применения данных приёмов.
Я стараюсь следить за тем, чтобы изучаемые на занятиях приёмы хорошо усваивались, а затем применялись в схватках. Для этого в конце цикла обучения планируются внутриклассные или школьные соревнования. На занятиях я выбираю себе то место, с которого хорошо вижу и слышу весь класс, однако по ходу урока моё место может меняться в зависимости от обстановки. Свою речь я стараюсь сделать грамотной, чёткой, не очень громкой, но и не тихой. Если какой-то термин употребляется впервые, то обязательно стараюсь пояснить его. Также необходимо следить, понимает ли меня ученик, интересует ли его то, о чём я говорю. Никогда не следует отвечать на вопросы без надлежащей подготовки. Если исчерпывающе ответить нельзя на данном уроке, следует сказать, что отвечу на него на следующем уроке. Обещания свои нужно непременно выполнять. С учениками нельзя допускать панибратства и фамильярности.
Глава Ш. Техника борьбы
У борцов есть такая поговорка: «Прежде чем научиться бросать, нужно научиться падать». Умение падать, не нанося себе повреждений, является чрезвычайно важным фактором в бросках, переходах от борьбы стоя к борьбе лёжа и в некоторых приёмах борьбы лёжа. Это умение приобретается в процессе занятий специальными упражнениями, использовать которые необходимо по принципу возрастающей трудности. Кроме того, умение падать, т.е. приёмы самостраховки в падении имеют очень большое значение в жизни, особенно в период гололёда. Умеющий правильно падать человек сумеет в неожиданной ситуации сгруппироваться и упасть так, чтобы не нанести себе телесных повреждений.
Ниже я привожу специальные упражнения для изучения самостраховки в падении.
1. Изучение группировки.
а) Сесть на ковёр, поджав ноги и вытянув руки вперёд, подбородок прижать к груди. Согнув как можно больше спину, сделать перекат от ягодиц до лопаток и обратно. Если группировка сделана правильно, то перекат будет мягким, без толчков.
б) Из положения полного приседа сделать тот же перекат. При этом садиться на ковёр надо как можно ближе к пяткам.
в) Из основной стойки - полный присед, обхватить ноги руками и сделать перекат до лопаток и обратно в положении сидя на ковре.
2. Изучение положения рук при падении на спину.
Лечь спиной на ковёр, поджать ноги и прижать подбородок к груди. Вытянуть руки вверх и сделать ими сильный удар по ковру. В момент удара руки должны быть вытянуты и ладони направлены вниз; угол между руками и туловищем составляет примерно 45-50°.
3. Падение на спину.
а) Сесть на ковёр и поджать ноги, прижав подбородок к груди и вытянув руки вперёд. Сделать перекат на согнутой спине, не изменяя положения группировки. Коснувшись ковра лопатками, ударить по нему вытянутыми руками, как сказано выше. В момент удара крестец должен быть приподнят над ковром.
б) Выполнить то же самое из положения полного приседа и основной стойки.
4. Изучение конечного положения при падении на бок.
а) Лечь на правый бок. Согнутую в колене правую ногу подтянуть к груди, левую поставить на ковёр возле правой голени. Туловище согнуть вперёд, прижав подбородок к груди. Левое колено поднять как можно выше, правое положить на ковёр. Прямую правую руку положить на ковёр ладонью вниз под углом 45-50° по отношению к туловищу; левую руку поднять вверх. Необходимо научиться быстро и точно принимать такое конечное положение при падении на правый бок и аналогичное - на левый.
б) Перекат на бок. Сесть на ковёр, поджав ноги и прижав подбородок к груди, согнув спину, вытянуть руки вперёд. Перенести тяжесть тела на правую ягодицу и сделать перекат на правый бок от ягодицы до лопатки и обратно в положение сидя. Сделать то же на левый бок.
в) Падение на бок из положения сидя. Сесть на ковёр, поджав ноги, прижав подбородок к груди, согнув спину, вытянув руки вперёд. Перенести тяжесть тела на правую ягодицу и делать перекат на правый бок в направлении правой лопатки. Едва правая лопатка начнёт касаться ковра, сделать сильный удар вытянутой правой рукой и закончить падения на правый бок.
г) Выполнить то же самое из положения полного приседа и основной стойки.
Аналогично проделать все падения на левый бок.
5. Перекат с одного бока на другой.
Лечь на левый бок в конечное для падения положение. Затем левой рукой и двумя ногами сильно оттолкнуться от ковра и перекатиться на спине в положение лёжа на правом боку. Убедившись в правильности положения на правом боку, оттолкнуться от ковра правой рукой и двумя ногами и перекатиться на левый бок и т.д. Эти перекаты с бока на бок нужно постепенно ускорять.
6. Кувырок через плечо.
Из положения правой стойки. И.п. - основная стойка. Правую ногу выставить вперёд и повернуться на обеих ногах на 45° влево. Поставить правую ладонь на ковёр возле правой ноги, но так, чтобы пальцы были направлены к левому носку. Из этого положения сделать плавный перекат с правого плеча на левую ягодицу и, приняв на одно мгновение положение, как при падении на левый бок, в темп перекату вскочить в положение основной стойки. Аналогично проводить кувырок через левое плечо.
7. Кувырок через партнёра, стоящего на четвереньках
Партнёр стоит на четвереньках. Встать лицом к нему со стороны его правого бока и захватить правой рукой пояс на его спине. Сделав кувырок через спину партнёра, упасть в положение на левый бок. Аналогично проделать кувырок через партнёра на правый бок, для этого нужно встать со стороны его левого бока и после захватить левой рукой.
8. Кувырок в воздухе, держась за руку партнёра.
Правой рукой захватить правую руку партнёра за внутреннюю часть запястья. Партнёр держит так же. Оба борца стоят лицом в одном направлении. Борец, делающий кувырок, вытягивает левую руку вперёд ладонью вниз через правую руку партнёра. Над соединёнными руками, сгибая спину, крепко держась правой рукой за руку партнёра, оттолкнуться от ковра и перевернуться через соединённые руки в воздухе. При падении левая рука должна обогнать движение туловища и с силой ударить по ковру. В момент падения партнёр должен поддержать падающего за руку, смягчая его падение. Упасть на ковёр нужно в изученное положение на левый бок. Аналогично проделать кувырок на правый бок.
9. Падение на спину прыжком.
Принять положение полного приседа, прижав подбородок к груди, вытянув руки вперёд ладонями вниз. Слегка подпрыгнуть вверх - назад, подкинув ноги вверх и быстро сделать сильный удар руками по ковру. Руки должны первыми коснуться ковра, вслед за ними - лопатки. Затем следует мягко перекатиться на спине с лопаток на крестец. Голова на протяжении всего падения наклонена вперёд, подбородок прижат к груди, ноги вместе, колени полусогнуты.
Прежде, чем приступить к изучению бросков, каждый ученик должен хорошо усвоить страховку товарища при бросках и самостраховку при проведении бросков и при падениях от них.
В процессе урока, на начальной стадии обучения, наряду с приёмами страховки изучаются стойки, передвижения, дистанции и захваты.
- Стойки - бывают основной (прямой) и низкой. При выставлении правой ноги вперёд стойка называется правосторонней, при выставлении левой - левосторонней. Во всех случаях, принимая стойку, необходимо расставлять ноги на ширину плеч, не напрягая их, так, чтобы можно было чувствовать свободу действий и устойчивость положения. Стойка должна быть подвижная, устойчивая и удобная для нападения и для защиты.
- Передвижения. Передвигаясь по ковру в любом направлении: вперёд, назад, в сторону - первое движение необходимо делать ногой, стоящей впереди. Ноги должны быть расставлены на ширину плеч. Нужно избегать скрещивания ног при передвижениях и стоя на месте, т.к. это положение противник сразу использует для броска. Расстояние между ступнями в стойке и передвижениях можно менять в зависимости от длины ног и индивидуальных особенностей борца.
-
Дистанции. Расстояние между борцами при борьбе стоя называют дистанцией. Длину дистанции определяют, в основном, захватом. Выбор удобного захвата и определяет борьбу за дистанцию. Выгодный захват и использование его для выполнения приёма - одна из основных задач в борьбе стоя. Различают пять видов дистанции:
- дистанция вплотную - борец может захватить противника за туловище и прижать его к себе;
- ближняя дистанция - борец может захватить противника за одежду на его спине;
- средняя дистанция - борец может захватить противника только за одежду на передней части его туловища;
- дальняя дистанция - борец может захватить противника только за руки или рукава;
- дистанция вне захвата - борцы находятся на определённом расстоянии. Не касаясь друг друга, они делают обманные движения, чтобы выбрать удобный момент для захвата противника.
- Захваты. Играют очень важную роль, т.к. с них начинается выполнение приёма. Захватов в борьбе очень много, их можно выполнить за рукава под локтями, над плечами, над ключицей, за рукава у запястий, за отвороты на груди, на шее, за пояс сзади, сбоку, спереди, за отворот и рукав, за отворот и пояс, захват одной руки двумя руками, захват руки и шеи, захваты за ноги снаружи, изнутри, за пятки снаружи, изнутри и обратными захватами, за голень и т.д. Параллельно с изучением техники и тактики борьбы следует изучать и совершенствоваться в различных захватах.
Изучив основные стойки, передвижения, дистанции и захваты, переходят к изучению бросков. Бросками называются приёмы, с помощью которых противника из положения борьбы стоя сбрасывают в положение борьбы лёжа. Причём борец должен не плавно опускать противника или прижимать его к ковру, а бросить так, чтобы обеспечить полёт противника и чёткое его падение. Борец, проводящий бросок, может остаться на ногах или, начав приём, коснуться ковра какой-либо частью своего тела. Броски изучают не только на месте, но и в движении, в передвижении с противником по ковру.
Необходимо стремиться к тому, чтобы создать неустойчивое положение для атакуемого, из которых можно легко, без затраты особых усилий, переходить к проведению бросков. Также надо умело использовать условия, создаваемые самим противником. Перед тем, как приступить к обучению броскам, ученики должны овладеть:
- сбиваниями (выведение противника из равновесия);
- осаживанием (рывок, с помощью которого противник переносит тяжесть тела на одну или обе ноги и сгибает их в коленях);
- различными поворотами (действия атакующего, заставляющие противника повернуться в нужном направлении);
- рывок или толчок, с помощью которого заставляют противника сделать шаг и перенести вес своего тела с одной ноги на другую или скрестить ноги спереди или сзади).
К сожалению, рамки школьной программы не позволяют изучать броски в полном объёме, поэтому на своих уроках я изучаю с ребятами только самые простые приёмы.