Открытый урок по истории "Внутренняя политика Екатерины II"

Разделы: История и обществознание

Ключевые слова: Екатерина Великая, Екатерина II


Ход урока

1. Вопросы к классу: (слайд 1) Презентация

- Какой период охватывает эпоха Просвещения? (конец 17 - начало 18 века, до 1789 г. Великой Французской революции)

- Каковы характерные признаки эпохи Просвещения в Европе?
- образование,
- просвещение,
- изучение общества,
- борьба с невежеством и тиранией
- критика феодального общества, государства, церкви, религии.
- Какие философские идеи лежали в основе философии Просвещения?
- теория естественного права,
- равенство всех перед законом,
- теория общественного договора,
- разделение властей на три ветви (исполнительную, законодательную и судебную)
- критика церкви,
- идея прогресса, торжества человеческого разума и др.

Назовите самих просветителей? (Вольтер, Локк, Дидро, Руссо и др.)

2. Мотивационно-целевой этап (слайд 2)

Послушайте отрывок из оды Г.Р.Державина «Фелица»

Слух идет о твоих поступках,
Что ты нимало не горда;
Любезна и в делах и в шутках,
Приятна в дружбе и тверда;
Что ты в напастях равнодушна,
А в славе так великодушна,
Что отреклась и мудрой слыть.
Еще же говорят не ложно,
Что будто завсегда возможно
Тебе и правду говорить.

Учитель Итак, как вы думаете, о ком сегодня у нас с вами пойдет речь на уроке?

Учащиеся: О Екатерине II. (слайд 3)

Учитель (выводит на экран проектора слайд с изображением Екатерины II): Верно, сегодня мы с вами рассмотрим тему, связанную со временем правления Екатерины II. В римской мифологии Фелица - богиня успеха и счастья. С ней поэт сравнил русскую императрицу Екатерину II.

Как вы можете сформулировать тему сегодняшнего урока?

Учащиеся: «Внутренняя политика Екатерины II». (слайд 4)

А сейчас вы попробуйте самостоятельно сформулировать цель нашего урока. Помогут вам в этом следующие слова:

Сегодня на уроке я хочу:

  • узнать …
  • выяснить…
  • понять…

- О чем мы будем говорить?

- На какие вопросы следует ответить?

Учащиеся (предполагают, какие вопросы необходимо разобрать на уроке):

  1. Личность Екатерины II.
  2. Внутренняя политика Екатерины II. (слайд 5)

Да, цель урока сегодня - познакомиться с политикой «просвещенного абсолютизма» Екатерины II, охарактеризовать реформы, направленные на изменение положения дворянского, крестьянского сословий, а также меры для укрепления самодержавной власти.

План урока: (слайд 6)

  • Екатерина II - правительница России
  • «Просвещенный абсолютизм».

3. Реформы Екатерины II. (слайд 7)

Среди историков нет единого мнения по поводу внутренней политики Екатерины. Одни считают, что Екатерина II последовательно проводила в жизнь политику просвещённого абсолютизма. Другие, что Екатерина II лишь провозгласила идеи просвещённого абсолютизма, однако в своей реальной политике нередко отступала от них.

Проблема: Что такое «просвещенный абсолютизм» и как он проявился в политике Екатерины II? Соответствовали ли реформы Екатерины II идеям Просвещения?

4. Екатерина II - правительница России (1762-1796).

Сообщение ученика (д/з) ( слайд 8)

Идет 1762 год. На троне снова женщина. Что же ждать от новой императрицы?

Она была родом из захудалого немецкого Ангальт-Цербстского княжества (Германия). Звали ее Софья Фредерика Августа. Дома ее называли Фике. В Россию она приехала как княжна Екатерина Алексеевна, а в российскую и мировую историю она вошла под именем Екатерина Великая.

Но вместо беззаботной жизни ее ожидал многолетний труд. Для Екатерины жить - смолоду значило работать. Она была способна к напряжению, к усиленному, даже непосильному труду, и потому себе и другим казалась сильнее самой себя. Приходилось проявлять волю, терпение, гибкость ума и чувство меры в действиях.

В Россию она приехала как княжна Екатерина Алексеевна. Она выучила русский язык, много читала (не романы, а книги по истории, юриспруденции, политике). Стала одной из самой образованной женщиной эпохи, завоевала популярность у поданных. Она издавала журнал «Всякая всячина», сочиняла законы, пьесы, собирала коллекции картин, книги, переписывалась в французскими просветителями, написала мемуары, 4-томник по истории. Вставала в 6-7 часов утра, работала с бумагами, на туалет тратила не более часа, затем были выходы, приёмы, обед, чтение документов до 18 часов, потом можно было погулять, сыграть в карты, сходить в театр, в 22 часа ложилась спать. . Екатерина умела выбирать и привлекать на службу даже лично неприятных ей , но умных и способных людей и не забывала щедро их награждать

За время ее правления численность населения увеличилась с 19 до 36 млн. человек. Территории, завоеванные Екатериной II, превысили все завоевания Петра I. Армия выросла с 162 тыс. чел. до 312 тыс., вырос и флот. Одержано 78 военных побед. Выросла выплавка чугуна (первое место в мире), вырос оборот внешней торговли. Государственные доходы выросли в 4 раза. Правила 34 года.

5. Политика «просвещенного абсолютизма». (слайд 9)

Екатерина II была большой поклонницей европейских просветителей. Из их трудов она восприняла идею просвещенного абсолютизма.

Прежде всего давайте вспомним значение исторических понятий. Абсолютизм, Просвещенный абсолютизм Обратимся к документу, который лежит у вас на парте. Приложение 1

«Абсолютизм - это форма правления, которая характеризуется неограниченной верховной властью монарха. Главное отличие абсолютизма это отсутствие сословно-представительных органов власти, что позволяет избегать влияния общества на принятие властных решений. Также абсолютизм имеет четкую социальную опору. Чаще всего ей выступают дворяне.

Для того чтобы четко отличить эту форму плавления от любой другой, существует ряд признаков:

  • Концентрация всей власти в руках одного человека
  • Разветвленный бюрократический аппарат
  • Наличие социальной опоры в лице дворян и т.д.

Поскольку при абсолютизме сохраняется наследственный принцип формирования власти, его считают одним из видов монархии.

Как же происходит формирование абсолютизма в России? Основательницей особого типа абсолютизма в России считается Екатерина II. Императрица знаменита своими регулярными переписками с представителями европейского Просвещения, чьими идеями они и руководствовалась при принятии политических решений. Такой вид абсолютизма получил название «просвещенный»...

«Просвещенный абсолютизм» - политика, направленная на преобразование наиболее устаревших форм общества и государства. Одна из основных идей этой политики, это ответственной монарха за всех подданных. При этом последним стоит с благодарностью оценивать такую заботу и способствовать всем начинаниям монарха»...

Учитель: Сформулируйте определение понятия «просвещенный абсолютизм».

Просвещенный абсолютизм - государственная политика в XVIII веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества по инициативе монарха - реформатора.

Учитель: В 1767г. Екатерина созвала так называемую Уложенную комиссию для подготовки нового свода законов - уложения. В России ещё продолжало действовать Соборное уложение 1649г. с тех пор было издано множество новых законов и указов, зачастую не согласующихся друг с другом. Ни при Петре I, ни при его приемниках создать новый свод законов не удалось. Екатерина решила созвать выборных представителей сословий, и поручить им подготовить новое Уложение с учётом интересов населения.

6. Уложенная комиссия - временный коллегиальный орган в истории России 18 века, созываемый для кодификации законов. (слайд 10,11)

В течение 2-х лет императрица работала над составлением «Наказа» депутатам. Главным источником «Наказа» стали труды просветителей.

- Я предлагаю вам поработать с текстом «Наказа» и ответить на вопросы к нему. Приложение 2

«ИЗ НАКАЗА ЕКАТЕРИНЫ II УЛОЖЕННОЙ КОМИССИИ

- Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовали сходно с пространством столь великого государства. (ст.9)

- Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам... (ст.34)

- Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют.. (ст.38).

- Приговоры судей должны быть народу ведомы, так как и доказательства преступлений... (ст.183)

- Человека не можно почитать виноватым прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить защиты своей, прежде нежели доказано будет, что он нарушил оные...

- Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать...

Вопросы к документу:

  • Какую форму правления Екатерина считала наилучшей?
  • Чем оправдывалось существование самодержавной монархии в России?
  • В чём, по мнению Екатерины, состоит равенство?
  • Как Екатерина определяла меру свободы?
  • Чем руководствовалась Екатерина в соблюдении законности?»

- Итак, свобода и равенство в представлении Екатерины вполне сочетались с неограниченным самодержавием.

Комиссия собралась в июле 1767 года в Московском Кремле. Каждый депутат имел наказы от своих избирателей. Всего 564 представителя. Давайте с вами посмотрим состав и требования участников Уложенной комиссии. Для этого ознакомьтесь с содержанием документа. Приложение 3

Ребята, представьте себе, что вы являетесь представителем одной из группы населения. Каковы были бы ваши требования? (слайд 12)

  • Дворяне - упростить куплю-продажу имений, усилить меры по розыску беглых крестьян, права владеть крепостными рабочими на своих мануфактурах, создать органы местного самоуправления.
  • Купцы - монополии на торговлю в городах, привилегии дворянские - освобождение от телесных наказаний, владение крепостными.
  • Государственные крестьяне - на малоземелье, притеснения помещиков и заводчиков, высокие налоги, произвол судей.
  • Национальные меньшинства - уравнение в правах с русскими.

Учитель: Как вы считаете, могли ли представители разных сословий договориться и выработать единый свод законов?

Учащиеся: Представители спорили каждый о своем.

Учитель: Деятельность Комиссии привела Екатерину к выводу о невозможности согласовать интересы разных сословий. Не приняв никаких решений, 18 декабря 1768 г. Комиссия была распущена под предлогом начавшейся войны с Турцией.

В то же время созыв Уложенной комиссии укрепил авторитет власти, позволил императрице ознакомиться с интересами и желаниями её подданных. В дальнейшем она принимает меры в интересах различных сословий.

Так как Екатерина пришла к власти благодаря гвардии, то в интересах этого сословия она повела немало мероприятий. Царствование Екатерины стало «золотым веком» российского дворянства.

А также она считала себя просвещенным монархом и провела ряд мероприятий в согласно политике «просвещенного абсолютизма»

Разбиваемся на пары и начинаем заполнять таблицу. Работа с текстом параграфа и документами. (слайд 13,14)

Приложение 4

Дата

Политика «просвещённого абсолютизма»

1764

Указ о секуляризации церковных земель.

Просвещение народа, распространение научных знаний в обществе

1765

Учреждение дворянского вольного экономического общества

Упорядочение крестьянских повинностей в западных (прибалтийских) губерниях

1773г.

Указ Синода о веротерпимости

1775

Введение права на открытие предприятий без разрешения правительства

1767

Разрешение всем желающим заводить ткацкие станы и заниматься промыслами

1771

Запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков

1783

Разрешение создания вольных типографий

1786

Начало проведения школьной реформы

Дата

«Золотой век русского дворянства»

1763 г.

Возложение всех военных расходов на плечи крестьян, чтобы пресечь их бунты.

1765 г.

Разрешение ссылать крестьян на каторгу бессрочно. Запрет крестьян жаловаться на своих хозяев. Помещики имели в своем пользовании все захваченные земли. Передача церковных земель в собственность дворян.

1775г.

Губернская реформа закрепила новую систему административно-территориального деления. Генерал-губернаторы на местах получили неограниченную власть. Выделена в самостоятельную судебную власть. Выборные должности - дворянству

1782 г.

Отмена указа о «горной свободе», по которому раньше право на разработку рудных месторождений принадлежало тому, кто их обнаружил. Теперь дворяне объявлялись собственниками не только земли, но и ее недр.

1785 г.

Издание «Жалованной грамоты дворянству», которая позволяла создавать дворянские общества и собрания, а также обращаться к губернаторам и наместникам со своими нуждами и ходатайствами к императрице.

1785 г.

Издание «Жалованной грамоты городам», которая давала привилегии городскому дворянству.

1762-1796 гг.

Дворяне получили в жалование 800 тысяч государственных крестьян. Промышленникам запретили покупать крепостных крестьян для работы на их предприятиях.

Императрица хотела сделать жизнь в России лучше во всех отношениях. Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо доказывали, что главный долг правителя - улучшать жизнь народа. Лучший путь для этого - просвещение народа. Екатерина II полагала, что у монарха, обладающего абсолютной властью, больше возможностей для улучшения жизни народа, но при этом она считала, что монарх должен быть строг. В период правления Екатерины II дворянство еще больше укрепило свои позиции и положение в государстве.

Закрепление знаний. Но не всегда и везде действия Екатерины находили поддержку. Давайте подведем итоги и попробуем оценить результаты деятельности Екатерины II, и в этом помогут нам мнения историков о царствовании императрицы. Приложение 5

- Вернёмся к заданию, данному в начале урока.

Какая точка зрения вам предпочтительнее? Аргументируйте свой ответ. (слайд 15)

1. Екатерина II последовательно проводила в жизнь политику просвещённого абсолютизма.

2. Екатерина II лишь провозгласила идеи просвещённого абсолютизма, однако в своей реальной политике нередко отступала от них.

7. Рефлексия.

Предлагаю выполнить упражнение «Свободный микрофон».

Продолжите фразы:

  • Я понял(а) …
  • Я узнал (а) …
  • Для меня было открытием, что …
  • Я хочу …
  • Мне не понятно…

Раздаточный материал